- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коршуненко Е.К. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | ДАТА | ТЕМА РАЗДЕЛА (кол-во часов), тема урока. | ЦЕЛИ УРОКА | ТИП, ФОРМА УРОКА, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ. | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. | СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. | ВНУТРИ- и МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. | ПРИМЕЧАНИЕ. |
1. |
| Слово о русском языке.1ч. | Знать: некоторые особенности развития русского языка; что такое речь, форма речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. | Комбинированный. Беседа, лекция. | Объяснительно-иллюстративный. | Русский литературный язык, государственный язык. Язык межнационального общения. | Знакомство с выдающимися отечественными лингвистами. |
|
Лексика. Фразеология. Лексикография. (6 часов)
2.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно-выразительные средства русского языка.1ч.
Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, ,диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова.
Уметь: определять прямое и переносное значения слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарём.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный.
Изобразительно - выразительные средства. Монолог, диалог.
Работа с литературными текстами.
3.
РР Практическая работа. Лингвистический анализ текста. 1ч.
Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.
Урок контроля.
Объяснительно-иллюстративный.
Повторение терминов.
Работа с текстом.
4.
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы. 1ч.
Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Работа с художественными произведениями.
5.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. 1ч.
Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.
Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный.
Общеупотребительные слова, устаревшие слова, неологизмы.
Работа с художественными произведениями.
6.
Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями.1ч.
Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный.
Фразеологизмы.
Работа с художественными произведениями.
7.
Лексический анализ текста с решением тестовых заданий. (А2, А11, А30, В8) 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Практикум.
Объяснительно-иллюстративный.
Повторение основных терминов.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.ОРФОГРАФИЯ (2часа).
8.
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. 1ч.
Знать: Основные орфограммы, изученные ранее. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный.
Фонетика, графика, орфоэпия.
Культура речи. Орфоэпические нормы правописания.
9.
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой форме. 1ч.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать основные произносительные, лексические и грамматические нормы современного русского языка.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. (3 часа)
10.
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями. 1ч.
Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.
11.
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование.1ч.
Знать: виды морфем, чередование звуков в морфеме, основные способы образования слов. Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный
Формообразование.
12.
Речеведческий анализ текста. 1ч. Изложение.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру и языковые особенности; осуществлять речевой самоконтроль.
Урок систематизации ЗУН.
Объяснительно-иллюстративный
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. (22 часа).
13.
Принципы русской орфографии. 1ч.
Знать: языковые единицы, поводить различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Урок систематизации ЗУН. Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный
Орфография.
14.
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Комбинированный. Беседа, лекция.
Объяснительно-иллюстративный
15.
Правописание гласных после шипящих и Ц. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
16.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
17.
Контрольный диктант. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Урок контроля ЗУН.
Объяснительно-иллюстративный
18.
РР Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 1ч.
Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста4 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки.
Практический урок.
Объяснительно-иллюстративный
19.
РР Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. 1ч. Сочинение.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности.
Комбинированный.
Объяснительно-иллюстративный.
20.
Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный.
21.
Контрольный диктант. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии.
Урок контроля ЗУН.
Объяснительно-иллюстративный.
22.
Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы. 1ч.
Знать: языковые единицы, различные виды анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный.
23.
Имена. Склоняемые части речи. Морфологические нормы.1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте, определять синтаксическую роль в предложении.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Существительное, прилагательное, числительное.
24.
Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имён существительных и прилагательных. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами их применения.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
Культура речи. Нормы и варианты образования падежных форм имён существительных.
25.
Именительный и родительный падежи множественного некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами их применения.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
26.
РР Функционально - смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологическая анализ текста - рассуждения. 1ч. Сочинение.
Знать: признаки текста и его функционально - смысловые типы; язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения.
Урок систематизации ЗУН.
Объяснительно-иллюстративный
27.
Местоимение как лексико - грамматическая категория. Правописание местоимений. Морфологические нормы. 1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений. Уметь: находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
28.
Глагол. Грамматические категории глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы. 1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
Стилистика.
29.
Глагольные формы - причастие и деепричастие. 1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
Культура речи. Стилистика.
30.
Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами их применения.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
31.
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. 1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
32.
Служебные части речи. 1ч.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи, определять их синтаксическую роль в предложении.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
Культура речи. Стилистика.
33.
Правописание служебных частей речи. 1ч.
Знать: основные нормы литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами их применения, соблюдать в практике основные правила орфографии.
Комбинированный. Беседа, лекция
Объяснительно-иллюстративный
Словарный диктант.
Культура речи. Стилистика.
34.
Контрольный диктант. Тест. 1ч.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Урок контроля ЗУН.
Объяснительно-иллюстративный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программой по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г.Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно - тематическое планирование составлено по учебнику: Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы6 учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Г.Гольцова. И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: русское слово,2009.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитее и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
3 закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
4 совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
5 обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
6 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7 формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (11 класс).
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования планируется через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры:
-
художественная культура
-
социально-экономическая и правовая культура
-
культура здоровья и охрана жизнедеятельности
-
информационная культура
Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.
Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования:
-
предметно-информационный
-
ценностно-ориентационный
-
деятельностно - коммуникативный
Содержание предметно-информационной и деятельностно - коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.
Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Введение
1
2
Лексика. Фразеология. Лексикография
6
3
Фонетика. Графика. Орфоэпия
2
4
Морфемика и словообразование
3
5
Морфология и орфография
22
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе для проведения:
-
диктанты - 2-3
-
изложение - 1
-
сочинение - 2.