- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Н. А. Некрасов Школьник
Урок по литературе на тему Н. А. Некрасов Школьник
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадырова А.Д. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по литературе
Тема: Н.А.Некрасов «Школьник».Тема детства.
Цели урока:1.Кратко ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни детей; формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования.2.Способствовать развитию критического мышления, речевого аппарата,вниамательности.3.Воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых людей.
Оборудование:
-слайды: портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова,
- репродукции картин В. Маковского, И. Перова и др. (рассказывающих о трудном крестьянском детстве);
- грамзапись стихотворения Н. Некрасова "Школьник";
- карточки с заданиями;
- толковые словари.
Методические приемы:
- рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова;
- беседа по вопросам;
- исследование, проводимое учащимися;
- анализ текста.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
Ребята, скажите мне, что такое детство? А каким оно должно быть?
Давайте заполним кластер. Коллективная работа: кластер «Детство»(желающие выходят и пишут на доске ассоциации со словом Детство) Счастливое детство, трудное детство, весёлая пора, много радости и т. д.
- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно). Рассуждайте.
Психологический настрой: Всех вас ,ребята, можно назвать счастливыми детьми. Наше государство заботится о вас и делает все, чтобы вы были грамотными детьми: строит школы, дает бесплатно учебники, оснащает школы компьютерами, интерактивными досками. Ваша задача- учиться и вырасти достойными гражданами своей страны. . Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же светлой и радостной как ваше детство.
2.Проверка домашнего задания:
Дома вы должны были узнать о детстве Н.А.Некрасова. Кто подготовил сообщение об этом? ( 2 ученика)
Родился Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.
2.1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование. "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день",- вспоминал Н.А. Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.
Конечно, это отразилось и в его творчестве.
3. Постановка цели и задачи.
1.Сегодня на уроке я познакомлю вас со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Школьник",но прежде чем переходить к теме урока , я предлагаю группам поработать над заданиями, для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике Н. Некрасова.
3 Коллективная работа:
Прочитайте тексты, из какого произведения отрывки и кто автор? Что объединяет эти тексты? «На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин, 2. «Петька на даче» Л.Андреев. О детях./
А)«Петька - десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». Петька часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».
"У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так и обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых сочилась сукровица. Девочка терзалась…
Б)Рассмотрите репродукции картин. Опишите детей, изображённых на картинах/одежду, выражение лиц/
в) Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?/даются фрагменты биографии М.В. Ломоносова/.
Родился Он 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну не нужно учиться, а лишь работать. Учила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина, В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов. Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша будущий гений.
(иллюстрация детство Ломоносова, Великий ученый)
Словарная работа:
котомка, грош, дьячиха, четвертачок, дворовый, поприще (словарь Н.И.Ожегова)
4. Новая тема:
Знакомство со стихотворением "Школьник». А сейчас прослушайте стихотворение А. Некрасова о трудном детстве подростка
1.Слушание стихотворения -грамзапись.
2.Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? /Сожаления , печали, грусти
5.Проверка понимания:
Анализ стихотворения:
Обратите внимание на следующую строфу:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей, и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Кого имеет в виду автор в этих строчках? (Ломоносова).
(Опережающее задание для одного ученика) - Ученик . Одного из голодных ,оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова ,великого «архангельского мужика», который . желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение "Школьник".
- Откройте учебники на с. 117.
Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения. Какой изображена дорога? Обратимся к 1 строфе ("Невеселая дорога")
-Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
- От какого лица идёт повествование ?/от первого -« вижу я в котомке книжку», »знаю…».Как называется речь одного лица? (Монолог- автора)
- Да, стихотворение представляет собой монолог. Ребята, согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? / «Напутствие/книжное/- слова, пожелания, отправляющемуся в путь./
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику/ «..не робей, не стыдись, не пропадёшь,
Знай, работай, да не трусь»…
- Обратите внимание, ребята, какие части речи преобладают в напутствии? /Глаголы и частица-НЕ/
О чём всё это говорит?/ О том , что герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой. Частица НЕ говорит о том , что школьник не должен делать./
- Кто помог мальчику собраться в город на учебу?
(батька на сынишку
Издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
- Помощь уч. 4группы: грош-старинная монета в 2 копейки , позднее равна 0,5 копеек. Четвертачок - равен 25 копейкам
- Обратите внимание на 5 строфу и время написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное право пока еще не отменено, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта. Что говорит автор о семье, о положении этой семьи?
Или , может, ты дворовый
Из отпущенных?...Ну, что ж!
- Ребята , кого называли «дворовыми»? Объясняет участник 4 группы. /Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве- домашняя прислуга в помещичьем доме. Отмены крепостного права ещё не было, но были случаи , когда крепостных отпускали/.
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь..
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
- Найдите в тексте синоним к слову «славный» синонимы - Слава- почетная известность, признание заслуг ,таланта .("Это многих славных путь").
- Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?
Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.
- Как вы думаете. Почему в тексте много просторечных слов? Что такое просторечные слова?/ Из словаря : просторечие- слова и грамматические формы разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.(Герой стихотворения - крестьянский мальчик, который пошел учиться).Назовите несколько слов : стыдися, котомка, батька и др.
- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко).
- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?
История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов. Слайды. / Прочитайте эти строки:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько знатных-то и знай
- Какое значение имеют эти строки?
(В них заключена основная мысль стихотворения).
7. Творческое применение знаний и умений: Чтение стихотворения учащимися ( по строфам)
8. Итог урока с оценкой работы учащихся.
Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.
В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".
- Чтобы не расставаться на грустных нотках о несчастливом детстве подростков того времени, посмотрим слайды о счастливом детстве нашего подрастающего поколения /слайды сопровождаются песней «Как прекрасен этот мир!»/
/Оценки получают все ребята/.
9.Домашнее задание:
Выучите стихотворение А .Некрасова « Школьник» наизусть.