- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ
Статья. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жакупова Б.К. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ
Жакупова Балжан Кожахметовна,
учитель казахского языка и литературы СШ №1, с. Затобольск,
специалист высшего уровня квалификации
высшей категории
Аудирование на уроках казахского языка - один из основных видов коммуникативной деятельности обучающихся на ряду с чтением, говорением, письмом.
Применение аудирования на основе современных мультимедийных возможностей ИКТ позволяет реализовать на практике важнейщую составляющую преподавания и обучения государственному языку - создание языковой среды, пусть даже искусственной. Искусственность преодолевается сюжетами, связанными с окружающими реалями; актуальностью языкового и лексического материала. Здесь очень важным является тематический подбор материала для аудирования: связь с образовательными сферами, темами, профилем и направлением обучения; связь с животрепещущими событиями, происходящими в окружающих ( социальной, политической и экономической) областях современной жизни страны, семьи и персонально каждого обучающегося.
Также немаловажным является визуальный компонент аудирования, который прекрасно может быть реализован различными видеосюжетами: эпизодами художественных и документальных фильмов, мультфильмов; отрывками из информационных, образовательных и развлекательных передач. Такие отрывки премечательны тем, что у обучающихся развивается слуховое восприятие не только правильной дикторской речи, но и обычной с возможными отклонениями от академической речи. Сочетание визуального и аудио ряда способствует естественному целостному восприятию как содержания, так и эмоциональной окрашенности языковой среды.
Аудирование станет эффективным, если будет четко определена конкретная цель того или иного аудирования. Поэтому все формы аудирования можно разделить на две основные группы: на лексическое восприятие текста и на восприятие грамматического содержания.
Задания грамматического плана непосредственно связаны с программным материалом: записать на слух, например, n числа существительных, прилагательных в сравнительной форме, глаголов прошедшего времени, прямого дополнения, противительных союзов, глагольных словосочетаний и т.п.
Задания на лексическое воспритятие текста вызывают больше интереса и способствуют развитию языка по образу и подобию на непроизвольном уровне. И, как показывает практика, такая работа более естественна и продуктивна, так как много раз услышанное становится доступным как для восприятия, так и для понимания. И поэтому очень важно данный процесс не превратить в механическую монотонную работу. Избежать данную проблему поможет творческий подход реализуемый через разнообразные виды заданий.
-
Заполнить таблицу.
Қай қорық туралы мәтін?
Қай жылы ұйымдас-
тырылған?
Қорық аумағы қандай үш телімнен тұрады ?
Қай айдың басында әдемі Шренк қызғалдағы шығады?
Сирек кездесетін құстардың неше түрі Қазақстанның Қызыл кітабына кіргізілген?
-
Ответить на вопрос одним словом.
-
2014 жылғы нешінші қысқы олимпиада ойындары 7 ақпанда Сочи қаласында басталады?
-
Скандинавия елдерінің өкілдері қандай олимпиада ойындарын өткізуге қарсы болды?
-
1924 жылы Францияның қай қаласы тарихта тұңғыш қысқы спорт түрлерінен апталық өткізді?
-
Неше мемлекет қатысқан?
-
Спорттың бес түрі мен неше медаль сарапқа салынды?
-
Алғашқы алтын медаль қай елдің спортшына тиді?
-
Шаңғы спортының барлық түрі бойынша жеңіс тұғырына қай елдің спортшылары көтерілді?
-
Норвегия айқын басымдықпен неге жетті?
-
Финляндия спортшылары жалпы неше медальмен екінші болды?
-
АҚШ спротшылары жалпы үш медаль алып, нешінші орынға тұрақтады?
-
Определить достоверность того или иного высказывания.
Дұрыс
Бұрыс
Әкесінің мамандығы -инженер.
+
Ұшар алдында медициналық бақылаудан өтеді.
+
15-20 минут дайындыққа жұмсайды.
+
Кез келген ұшақ шамамен 11-12 шақырым биікте ұшады.
+
Ұшқыштар компьютермен көп жұмыс істейді.
+
Екі ұшқыш кезек-кезек тамақтанады.
+
Көптеген мемлекеттерде болып қайтыпты.
+
Қалтасында жаңа лицензиясы болады.
+
Талаптардың бірі - денсаулықтары жақсы болу керек.
+
Қазақ тілі, әдебиет, химия пәндерді жақсы игеру керек?
+
-
Впечатать грамотно правильные ответы в интерактивный тест.
-
Составить 3-5 вопросов по предложенному сюжету.
-
Написать сэнквейн на тему аудиоотрывка и т.д.
Таким образом, важно подбирать видиоматериалы тематически актуальные, четко определять дидактические цели и продумывать тщательно формы проведения аудирования, реализуемые через разнообразные задания. Но все это не будет работать на развитие ученика, если не будут определены четкие критерии оценивания. Наиболее удобный -подсчет количества правильных ответов, которые высвечиваются на странице флипчарта или, в крайнем случае, на странице документа MS. Обучающиеся могут проверить свои ответы сами или друг у друга. Интерактивный тест по материалу аудирования наиболее беспрестрастный оценщик результатов аудирования. Если использовать для аудирования 3-7 минутные ролики, с учетом разных форм проверки и оценивания (1-5 минут), то за короткое время можно продуктивно оценивать результаты преподавания и обучения. В результате будет систематически обеспечена языковая среда и мониторинг результативности данного вида коммуникативной деятельности.
Литература
1. Педагогические науки/5 Современные методы преподавания
Мұратбекова А.М., Әлмұрзина Г.М Қазақ тілін мамандық тілі ретінде оқытудың ерекшеліктері
2. festival.1september.ru/articles/548952/
3. Увайсова М.М. , Алимбетова Р.В.
Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати, Казахстан Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку