Статья. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ

Статья по организации  аудирования на уроках казахского языка. Применение аудирования на основе современных мультимедийных возможностей ИКТ позволяет реализовать на практике важнейщую составляющую  преподавания и обучения государственному языку – создание языковой среды, пусть даже искусственной. Искусственность преодолевается сюжетами, связанными с окружающими реалями; актуальностью языкового и лексического материала. Здесь очень важным является тематический подбор материала для аудирования: связь с образовательными сферами, темами, профилем  и направлени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ

Жакупова Балжан Кожахметовна,

учитель казахского языка и литературы СШ №1, с. Затобольск,

специалист высшего уровня квалификации

высшей категории



Аудирование на уроках казахского языка - один из основных видов коммуникативной деятельности обучающихся на ряду с чтением, говорением, письмом.

Применение аудирования на основе современных мультимедийных возможностей ИКТ позволяет реализовать на практике важнейщую составляющую преподавания и обучения государственному языку - создание языковой среды, пусть даже искусственной. Искусственность преодолевается сюжетами, связанными с окружающими реалями; актуальностью языкового и лексического материала. Здесь очень важным является тематический подбор материала для аудирования: связь с образовательными сферами, темами, профилем и направлением обучения; связь с животрепещущими событиями, происходящими в окружающих ( социальной, политической и экономической) областях современной жизни страны, семьи и персонально каждого обучающегося.

Также немаловажным является визуальный компонент аудирования, который прекрасно может быть реализован различными видеосюжетами: эпизодами художественных и документальных фильмов, мультфильмов; отрывками из информационных, образовательных и развлекательных передач. Такие отрывки премечательны тем, что у обучающихся развивается слуховое восприятие не только правильной дикторской речи, но и обычной с возможными отклонениями от академической речи. Сочетание визуального и аудио ряда способствует естественному целостному восприятию как содержания, так и эмоциональной окрашенности языковой среды.

Аудирование станет эффективным, если будет четко определена конкретная цель того или иного аудирования. Поэтому все формы аудирования можно разделить на две основные группы: на лексическое восприятие текста и на восприятие грамматического содержания.

Задания грамматического плана непосредственно связаны с программным материалом: записать на слух, например, n числа существительных, прилагательных в сравнительной форме, глаголов прошедшего времени, прямого дополнения, противительных союзов, глагольных словосочетаний и т.п.

Задания на лексическое воспритятие текста вызывают больше интереса и способствуют развитию языка по образу и подобию на непроизвольном уровне. И, как показывает практика, такая работа более естественна и продуктивна, так как много раз услышанное становится доступным как для восприятия, так и для понимания. И поэтому очень важно данный процесс не превратить в механическую монотонную работу. Избежать данную проблему поможет творческий подход реализуемый через разнообразные виды заданий.

  1. Заполнить таблицу.

    Қай қорық туралы мәтін?

    Қай жылы ұйымдас-

    тырылған?

    Қорық аумағы қандай үш телімнен тұрады ?

    Қай айдың басында әдемі Шренк қызғалдағы шығады?

    Сирек кездесетін құстардың неше түрі Қазақстанның Қызыл кітабына кіргізілген?



  2. Ответить на вопрос одним словом.

  1. 2014 жылғы нешінші қысқы олимпиада ойындары 7 ақпанда Сочи қаласында басталады?

  2. Скандинавия елдерінің өкілдері қандай олимпиада ойындарын өткізуге қарсы болды?

  3. 1924 жылы Францияның қай қаласы тарихта тұңғыш қысқы спорт түрлерінен апталық өткізді?

  4. Неше мемлекет қатысқан?

  5. Спорттың бес түрі мен неше медаль сарапқа салынды?

  6. Алғашқы алтын медаль қай елдің спортшына тиді?

  7. Шаңғы спортының барлық түрі бойынша жеңіс тұғырына қай елдің спортшылары көтерілді?

  8. Норвегия айқын басымдықпен неге жетті?

  9. Финляндия спортшылары жалпы неше медальмен екінші болды?

  10. АҚШ спротшылары жалпы үш медаль алып, нешінші орынға тұрақтады?



  1. Определить достоверность того или иного высказывания.

    Дұрыс

    Бұрыс

    Әкесінің мамандығы -инженер.


    +

    Ұшар алдында медициналық бақылаудан өтеді.

    +


    15-20 минут дайындыққа жұмсайды.


    +

    Кез келген ұшақ шамамен 11-12 шақырым биікте ұшады.

    +


    Ұшқыштар компьютермен көп жұмыс істейді.

    +


    Екі ұшқыш кезек-кезек тамақтанады.

    +


    Көптеген мемлекеттерде болып қайтыпты.

    +


    Қалтасында жаңа лицензиясы болады.


    +

    Талаптардың бірі - денсаулықтары жақсы болу керек.

    +


    Қазақ тілі, әдебиет, химия пәндерді жақсы игеру керек?


    +

  2. Впечатать грамотно правильные ответы в интерактивный тест.

Статья. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯ

  1. Составить 3-5 вопросов по предложенному сюжету.

  2. Написать сэнквейн на тему аудиоотрывка и т.д.

Таким образом, важно подбирать видиоматериалы тематически актуальные, четко определять дидактические цели и продумывать тщательно формы проведения аудирования, реализуемые через разнообразные задания. Но все это не будет работать на развитие ученика, если не будут определены четкие критерии оценивания. Наиболее удобный -подсчет количества правильных ответов, которые высвечиваются на странице флипчарта или, в крайнем случае, на странице документа MS. Обучающиеся могут проверить свои ответы сами или друг у друга. Интерактивный тест по материалу аудирования наиболее беспрестрастный оценщик результатов аудирования. Если использовать для аудирования 3-7 минутные ролики, с учетом разных форм проверки и оценивания (1-5 минут), то за короткое время можно продуктивно оценивать результаты преподавания и обучения. В результате будет систематически обеспечена языковая среда и мониторинг результативности данного вида коммуникативной деятельности.

Литература

1. Педагогические науки/5 Современные методы преподавания

Мұратбекова А.М., Әлмұрзина Г.М Қазақ тілін мамандық тілі ретінде оқытудың ерекшеліктері

2. festival.1september.ru/articles/548952/

3. Увайсова М.М. , Алимбетова Р.В.

Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати, Казахстан Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку


© 2010-2022