Рабочая программа по литературе. 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»

Нижнегорского района

Республики Крым


Рассмотрена

на заседании ШМО

руководитель ШМО _________Новак В.Е.

Протокол №_____

от «___» ______ 2015 г.

Согласована

ЗДУВР

__________ Н.В. Иванцова

«___» _________ 2015 г.

Согласована с изменениями

__________ Н.В. Иванцова

«____» ___________2015 г.

Утверждена

Директор МБОУ «Нижнегорская ШГ»

___________С.С. Пацай

Приказ №___

от «____» _____2015 г.

Утверждена

с изменениями

__________ С.С. Пацай

«____»___________2015г.



Рабочая программа

по предмету «Литература»

для 6-А класса основного общего образования.

Базовый уровень.

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

2015/ 2016 учебный год


Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.). Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной.- 2 е изд. - М: Просвещение, 2013;

Составитель:

Новак Виктория Евменовна,

учитель русского языка и литературы,

специалист


п. Нижнегорский, 2015

Пояснительная записка

Программа по литературе составлена в соответствии с:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. - М., Просвещение, 2011;

  • «Человек и искусство». Примерная программа регионального компонента «Новгородский край» государственного образовательного стандарта. - Великий Новгород, 2000;

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Кневицы;

  • Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / (В.П. Полухина,

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной.- 2 е изд. - М: Просвещение, 2013;

  • «Храни огонь родного очага…»: Хрестоматия к примерной программе «Человек и искусство» регионального компонента «Новгородский край». - Литература. Основная школа. 5 - 9 классы./ Сост. Н.А.Дойникова. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формированиясистемы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа рассчитана на 70 часов (2часа в неделю// 62 ч, 4ч. р.р., 4ч. вн.чт.).

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,

  • различные виды пересказа,

  • устные и письменные сочинения,

  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,

  • произведения для заучивания наизусть,

  • списки произведений для самостоятельно чтения.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;

  • сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,

  • дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Структура курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

по программе

по КТП

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

4

4

3

Из древнерусской литературы

1

1

4

Из литературы VIII века

1

1

5

Из русской литературы XIX века

38

38

6

Из русской литературы XX века

16

16

7

Из зарубежной литературы

9

9

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под ред. В.Я. Коровиной.- 2 е изд. - М: Просвещение, 2013.

  2. «Храни огонь родного очага…»: Хрестоматия к примерной программе «Человек и искусство» регионального компонента «Новгородский край». - Литература. Основная школа. 5 - 9 классы./ Сост. Н.А.Дойникова. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание - М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 - 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. - М: Классик Стиль, 2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 - 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА


Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»

lit.1september.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Методико-литературный сайт «Урок литературы»

mlis.fobr.ru

Портал Philolog.ru

philolog.ru

Лаборатория рифмы _ все о рифме и стихосложении

rifma.com.ru/

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

lit.rusolymp.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы»

Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы

lib.prosv.ru

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

feb-web.ru

Национальный сервер современной поэзии

stihi.ru

Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт

poezia.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

litera.ru/stixiya

Русская поэзия XIX и XX веков

fplib.ru/

"Стихи.ru" _ коллекция современной русской поэзии

stihi.ru/

Стихотворение на каждый день

yabloko.ru/News/p_9805.html

Центр русской поэзии

crp.rmc.spb.ru/

Национальный сервер современной прозы

proza.ru

Библиотека русской литературы «Классика.ру»

klassika.ru

Библиотека художественной литературы E-kniga.ru

e-kniga.ru

Собрание классики в Библиотеке Мошкова

az.lib.ru

Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

vehi.net

Журнальный зал в Русском Журнале:

Электронная библиотека современных литературных журналов

magazines.russ.ru

Русская литературная критика

kritika.nm.ru

Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук

imli.ru

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук

pushkinskijdom.ru

Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете

lito.ru

Национальный сервер Информационно-справочный портал «Library.ru»

library.ru


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Дата

по

плану

Дата

по факту

ВВЕДЕНИЕ

1

Введение. "В дорогу зовущие". Писатели - создатели, хранители и любители книги.

Формирование стартовой мотивации к обучению.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Выделяют и форму-лируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

02.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

04.09

3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Умеют заменять термины определениями.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Знание основных принципов и правил отношения к природе.

09.09

4

Загадки

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Обобщение и систематизация знаний.

Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

11.09

5

Загадки

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Обобщение и систематизация знаний.

Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

16.09

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений

о русских летописях

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

18.09

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ VIII ВЕКА


7

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Определяют последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

23.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич КРЫЛОВ

8

И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразова-ние поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик».

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархиза-ция.

25.09

9

И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Роль власти и народа

в достижении общественного блага.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

30.09

10

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество. Басни»

Тестирование + творческое задание

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.


Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

02.10


Александр Сергеевич ПУШКИН

Пушкин Александр Сергеевич aleksandrpushkin.net.ru

11

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения.

Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.

07.10

12

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Осуществляют поиск

и выделение необходимой информации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.

09.10

13

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И.Пущину».

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания.

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Гражданский патриотизм.

14.10

14

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как худож. прием.

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Уважение личности и ее достоинства.

16.10

15

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения.

Демонстрируют способность к эмпатии.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.

21.10

16

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети.

Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют познавательную цель

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Уважение ценностей семьи.

23.10

17

Дубровский -старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Определять цель выполнения заданий на уроке

Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Готовность к равноправному сотрудничеству

06.11

18

Бунт крестьян в повести. Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Образы крестьян в повести.

Коррекция знаний и способов действий.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Позитивная моральная самооценка.

11.11

19

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Образ Владимира Дубровского.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Планируют общие способы работы.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

13.11

20

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Образ повествователя и автора.

Коррекция знаний и способов действий.

Строят логические цепи рассуждений.

Оценивают достигнутый результат.

Обмениваются знаниями между членами группы .

Позитивная моральная самооценка.

18.11

21

Р. р. №1 Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос

Обобщение и систематизация знаний.

Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов.

Осознают качество и уровень усвоения.

Планируют общие способы работы.

Готовность к равноправному сотрудничеству

20.11

22

Р. р. №2 Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

25.11

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

Лермонтов Михаил Юрьевич lermontow.org.ru

23

М.Ю.Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника

к оставляемой им Родине. Прием сравнения. Особенности интонации.

Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Обмениваются знаниями между членами группы

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.

27.11

24

М.Ю. Лермонтов. «Листок», «На севере диком…», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром.

Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.

Любовь к природе.

02.12

25

«Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.

04.12

26

Вн. чт. №1 Презентация моего любимого стихотворения М.Ю. Лермон-това

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.

09.12

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ

27

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.

Позитивная моральная самооценка.

11.12

28

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Понимают возможность различных точек зрения.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

16.12

29

Р. р. №3. Контрольное домашнее сочинение на тему «Портреты мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Портреты героев как средство изображения их характеров.

Контроль и коррекция

Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Уважение ценностей семьи.

18.12

Федор Иванович ТЮТЧЕВ

30

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.

23.12

31

Ф.И.Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…».

«С поляны коршун поднялся…». Природа и душа поэта.



Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.

Составляют план и последовательность действий. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Любовь к Родине. Представление результатов самостоятельной работы.

25.12

Афанасий Афанасьевич Фет

32

А.А.Фет. «Ель руковом мне тропинку завесила…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.

28.12

33

А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Урок рефлексии

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

Некрасов Николай Алексеевич nekrasow.org.ru

34

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Доброжелательное отношение к окружающим.

35

«Железная дорога». Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Особенности поэтических интонаций.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осознают качество и уровень усвоения.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Оптимизм в восприятии мира.

36

Своеобразие языка и композиции в стихотворении.Сочетание реалистических и фантастических картин в Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении. Сочетание реальности и фантастики в произведении.

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

37

Вн. чт. №2.

Н.А.Некрасов. «Унынье», «Ночлеги», «Пожарище», «На покосе». Трагический образ новгородской деревни

Региональный компонент

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

38

Контрольная работа (тестирование)

по творчеству

М.Ю.Лермон-това, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,

Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Тестирование

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

Николай Семёнович ЛЕСКОВ

39

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

40

Н.С.Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.


Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Любовь к Родине.

Антон Павлович ЧЕХОВ

Чехов Антон Павлович antonchehov.org.ru

41

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.

Рассказ о писателе на основе презентации

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

42

А.П.Чехов. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Любовь к Родине.

Родная природа в стихотворениях

русских поэтов

43

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Экологическое сознание.

44

Е.А. Баратын-ский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике

Особенности пейзажной лирики Баратынского

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Экологическое сознание.

45

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Анализ стихотворения

Анализ стихотворения.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выполняют операции со знаками и символами.

Оценивают достигнутый результат.

Планируют общие способы работы.

Любовь к родной природе.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

46

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

Реальная основа и содержание рассказа.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют условия и требования задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

47

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.



Знакомство с творчеством писателя.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Оценивают достигнутый результат.

Стремление устанавливать доверительные отношения.

Оптимизм в восприятии мира.

48

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова

Прекрасное вокруг нас.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Оптимизм в восприятии мира.

49

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

50

Р. р. №4. Контрольное домашнее сочинение на тему «Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

ТЛ: понятие феерии

Контроля и коррекции

Выражают структуру задачи разными средствами.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Произведения о Великой Отечественной войне

51

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Солдатские будни в стихотворениях о войне

Солдатские будни в стихотворениях о войне.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Готовность к равноправному сотрудничеству

52

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Описывают содержание совершаемых действий .

Уважение ценностей семьи.

Виктор Петрович АСТАФЬЕВ

53

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

. Нравственные проблемы рассказа

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами.

Чувство гордости за свою страну.

Валентин Григорьевич РАСПУТИН

54

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Слово о писателе. Чтение и анализ произведения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют

основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

55

«Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика Нравственные проблемы рассказа.

Нравственная проблематика повести.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Николай Михайлович РУБЦОВ

56

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины. Человек и природа в «тихой» лирике

Рубцова

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

Фазиль ИСКАНДЕР

57

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

Влияние учителя на формирование детского характера

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Родная природа в русской поэзии XX века

58

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А.Ахматова «Перед весной…».

Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.

Писатели улыбаются

59

Особенности героев- «чудиков» в рассказах

В.М. Шукшина «Чудик» и «Критик»

Слово о писателе. Чтение и анализ произведений.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Оценивают достигнутый результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

Из литературы народов России


60

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и верность обычаям, семье, традициям. Книга в жизни человека

Чтение и анализ произведений

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Оценивают достигнутый результат.

Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.

Любовь к малой Родине, родной природе.

61

Вн. чт. №3. Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня…», «Каким бы малым…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи рассуждений.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Экологическое сознание.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

62

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».

Понятие о мифе.

Фантастика и реальность в мифе.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесбере-гающих технологий Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

63

Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Понятие о героическом эпосе

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Строят логические цепи рассуждений.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Освоение общемирового культурного наследия.

64

Контрольное классное сочинение на тему «Одиссея»- песня о подвигах

и мужественных героях

Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Контроль и коррекция

Строят логические цепи рассуждений

Сличают свой способ действия с эталоном.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной

Освоение общемирового культурного наследия.

65

Вн. чт. №4. Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

66

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Освоение общемирового культурного наследия.

67

Повтерение и закрепление изученного.

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.

68

Повтерение и закрепление изученного.

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.

69

Повтерение и закрепление изученного.

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.

70

Итоговый урок за год

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.


1


© 2010-2022