Программа создания социокультурного комплекса на селе

Уважаемые коллеги!  На 0,5 ставки выполняю функцию заместителя директора по УВР. Представляю свою программу по организации социокультурного комплекса на селе.Если кому то из коллег будет нужен более детальный пакет документов, обращайтесь.Проблемы сельских малокомплектных школ сегодня очень актуальны. Вам представляется программа по созданию социокультурного комплекса на селе, из опыта работы моей школы. Это конечно, только первая ступенька, далее будет нужна и НПБ по данному комплексу и разрабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор программы: учитель высшей категории, заместитель директора по УВР

Матюшенко Ксения Николаевна

Школа села Новый Олов- сельская , имеющая массу проблем , в том числе социокультурных.

В 2007 году мной как заместителем директора по УВР была разработана и утверждена Главой Администрации Сельского округа программа деятельности социокультурнго комплекса.

Представляю данную программу как образец, может кому то из коллег она будет нужна.

Программа социокультурного комплекса на селе.

Актуальность:

«Основная общеобразовательная школа села Новый Олов» находится на территории Сельского Административного округа.

Как известно, в соответствии с современной парадигмой и социальным заказом школа призвана обеспечить качественное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда

Но обучение в сельской основной школе , зависит от ряда проблем, оказывающих влияние на мотивацию и качество образования , таких как :

1. Социально-экономические проблемы характеризующие состояние социума и основного потребителя ОУ-родительского контингента

  • Социокультурная среда ОУ выглядит следующим образом , и как вы можете пронаблюдать по диаграмме, производственные структуры в нашем социуме представлены лишь СПК, находящегося на грани банкротства , в 80% учреждений социума (ДК, библиотека, ДОУ) нет работников со специальным образованием

Программа создания социокультурного комплекса на селе

Социальное положение основного потребителя нашего ОУ - родителей очень сложное.

  • Социальный статус родительского контингента

Безработные

Рабочие СПК

Служащие

Интеллигенция

Предприниматели

63%

30%

5%

1%

1%


  • Особое внимание стоит уделить и анализу образовательного уровня

родительского контингента

Начальное образование

Основное

Среднее

Среднее специальное

Высшее

10%

70%

10%

9%

1%

Вывод: Как показывают диаграмма и таблицы отмечены негативные тенденции к положению семей наших учащихся:

  • 80% родителей имеют низкий материальный уровень,

  • в соответствии с этим - растёт число социально-неблагополучных семей;

  • отмечается:

  • недостаточный интеллектуальный , образовательный уровень родителей;

  • родители не видят перспектив образования своих детей, потому что нет средств обеспечить проживание ребёнка за пределами села.

Выделены следующие причины:

  • высокий уровень алкоголизации населения;

  • отсутствие рабочих мест в селе, СПК - на грани банкротства;

  • низкий уровень квалификации родителей, не позволяющий искать работу в районном центре;

  • низкая мотивация жизнедеятельности.

Состояние поставщика - ДОУ

Кадровый состав ДОУ:

Всего

Основное образование

Среднее

3 воспитателя

1

2

Вывод:

  1. Низкий образовательный уровень работников ДОУ не позволяет обеспечивать качественную подготовку детей к школе, что приводит к низким стартовым возможностям первоклассников и долговременной адаптации к условиям образования;

  2. На период до 2007 года - отсутствовала система работы по преемственности между ДОУ и ОУ.

Поэтому, исходя из анализа противоречий между современными требованиями к качеству образования и реальными условиями и проблемами сельской школы в 2007 году - ОУ разрабатывает программу создания социокультурного комплекса на селе.

Характерной чертой сельского образа жизни можно назвать воспитание детей всем миром, когда забота о развитии ребенка лежит на плечах не только школы и семьи, но и сельского сообщества в целом. Поэтому школа с одной стороны - учитывает это обстоятельство, с другой - стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей. Эти связи устанавливаются не спонтанно, а преднамеренно на основе специально организованной деятельности. Эта деятельность осуществляется в рамках системы, призванной интегрировать помимо основного и дополнительного образования и культурные образовательные ресурсы социума и стать благоприятной средой для развития нравственности сельского ребенка.

«Социокультурный комплекс»

Определение:

Социокультурный образовательный комплекс объединение, образованное на основе Постановления Главы Администрации Сельского поселения, представляющее из себя интеграцию общеобразовательной школы, учреждения дошкольного образования, культуры, ФАПа, кружков от районного Дома Детского творчества, отношения между которыми регулируются на основании договоров , обладающее достаточной материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования технологии КСО.

Структура С. К. О.К.

Основная школа

дошкольное учреждения кружковая работа ФАП

учреждение культуры от ДДТ

Население Новооловского сельского округа

С. К. О.К.создаётся в целях:

  • Развития образовательно-культурного уровня сельского населения и его гражданского становления;

  • объединение ресурсов социума для создания социально-педагогических условий полноценного развития личности каждого ребёнка и его успешной социализации.

Задачи :

1.Создать единое образовательное, воспитательное и социокультурное пространство для решения задач по здоровьесбережению, образованию детей, молодёжи и взрослого населения округа , посредством использования современных технологий и создания новых технологических и теоретических подходов к проблемам образования на селе.

2.Способствовать сохранению сёл Новый Олов и Кадая как территориальных единиц: снизить миграцию местного населения, создать условия для образования и воспитания детей в селе.

3. Улучшить морально - психологический климат сёл Новый Олов и Кадая.

Свои отношения с социумом ОУ строит на основе ведущих положений стратегии модернизации образования:

  • Создание целостной системы непрерывного образования детей непосредственно по месту их проживания (характеристиками которой являются : доступность, гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность. целостность, открытость).

  • Образовательная деятельность распространяется на все слои сельского населения и осуществляется в рамках единого образовательного пространства. Формирование информационной среды, для обеспечения доступа сельского населения к новейшей информации.

  • Инновационная образовательная структура создается в нашем округе на основе горизонтальной интеграции с выделением основной школы как базового ядра группы образовательных. культурных, социальных структур.

И выполняет функции :

  • представительская функция - установление более широкого спектра связей с социальной средой для качественно нового результата образования и воспитания;

  • социально - психологическая функция - решение проблемы формирования ценностно - ориентационного единства и создания благоприятного психологического климата на селе;

  • правовая, стратегическая, инновационная функции - активное участие в формировании локальных правовых и юридических актов. разработке стратегии развития школы;

  • жизне и здоровье сберегающая функция

Вот таким образом ОУ объединяет образовательные ресурсы социума.

В ОУ создана воспитательная система, реально интегрирующая основное и дополнительное образование, объединявшая образовательные ресурсы ОУ и учреждений социума на основе ИОП в разновозрастных объединениях детей и функционирующей модели самоуправления.

ОУ - является центром

  • по пропаганде педагогических знаний, по управлению и координации взаимоотношений ребёнка с социумом ;

  • по профилактике правонарушений,

  • по формированию и становлению социального статуса .

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. К. О.К:

  • 1.Развитие образовательного и культурного уровня сельского населения.

Содержание и формы работы в сельском сообществе по развитию образовательного и культурного уровня составляет:

  • создание условий для непрерывного образовательного и культурного роста дошкольников, учащихся, молодёжи, сельского населения , проживающего в нашем сообществе;

  • привлечение социального окружения, населения, родителей, представителей власти и СПК к организации образовательной деятельности ОУ;

  • вовлечение граждан в местную самоорганизацию и общественное управление;

  • разработка и реализация образовательных и социально-педагогических проектов, освещающих историю культуры села, района, ориентированные на активное участие детей в социально и культурно значимых делах села;

  • культурно-просветительская деятельность среди сельского населения (лекции, консультации, конференции, ИОП, участие в сходе села)

  • 2.УСИЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СКОК, БЛИЖАЙШЕМ СОЦИУМЕ,СЕМЬЕ,ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СЕЛЕ.

Основными направлениями деятельности и формами повышения роли социума. Семьи и воспитании детей являются:

  • изучение условий семейного воспитания, в частности:

- составление социального портрета семей сел Кадая и Новый Олов. Совместными усилиями ОУ , Администрации села;

- изучение образовательных и культурных потребностей семьи и населения;

- изучение форм взаимоотношений семьи и ОУ;

- обеспечение общественного признания и поддержки семей , уделяющих достаточное внимание воспитанию детей, имеющих опыт положительного семейного воспитания;

  • психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в следующих формах:

- лектории;

- групповые консультации;

- индивидуальные консультации;

- самообразование на основе индивидуальных образовательных программ;

- оказание помощи специалистов (фельдшера, психолога).

  • Привлечение родителей и сельского населения к руководству детскими объединением по интересам (участие в работе органов самоуправления ОУ, участие в деятельности кружков)

  • проведение социально-значимых акций:

Праздник семьи;

«Мама, папа , Я - спортивная семья»;

Ежегодные смотры - конкурсы «Таланты семьи».

  • Поддержка и развитие добрых народных и семейных традиций:

- проведение КТД по культурологическому направлению работы ( связанных с календарно-обрядовой и семейно-бытовой тематикой);

- изучение родословных семей и оформление результатов для школьного музея;

- организация совместных трудовых акций.;

- обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- традиционный ежегодный праздник «Голубой огонёк для ветеранов войны и труда»

  • 3.ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Культурно-досуговая деятельность организуется в следующих формах:

  • проведение КТД в социуме ; ( ежегодно, традиционные мероприятия: « Праздник русской березки», «Масленица» , «Праздник детства» , «Сороки. Встреча весны» «Вахта памяти к 9 мая») ,

  • проведение Дня села, Дня улицы,

  • организация деятельности РВ сводных составов кружков и объединений;

  • создание школьного музея , в деятельности которого участвуют все учреждения социума, родители, сельское население.

  • 4.ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ СОЦИУМА, ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пропаганда ЗОЖ организуется через:

  • непрерывное отслеживание развития детей, молодёжи села фельдшером села и психологом ОУ;

  • просветительскую работу - лектории, консультирование;

  • КТД и акции в социуме;

  • работу объединения «Обучение ЖВН», психологических курсов «Здравствуй школа!» и «Первый раз в 5 класс»;

  • проведение спортивных секций на базе ОУ для разных групп населения;

  • организация спортивно - массовых мероприятий в социуме;

  • 5. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ТРУДОВАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание общественно полезной и природоохранной деятельности составляет:

  • организация в социуме праздника «Смотр учреждений и подворий» ( озеленение, благоустройство территорий, дизайн усадьб, дворов учреждений, защита номером художественной самодеятельности);

  • охрана и уход за памятниками погибших земляков;

  • сооружение площадки отдыха в центре села со спортивной и игровой площадками;

  • природоохранная деятельность:

  • благоустройство и озеленение территории;

  • ежегодные акции «Зеленая зона» и «Чистая река»;

  • оформление информационных стендов по охране природы на въезде в село;

  • деятельность объединения « Юный исследователь - эколог».

  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ И ДУХОВНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ, ИНВАЛИДАМ, ОДИНОКИМ И ПРЕСТАРЕЛЫМ ЛЮДЯМ

Важным направлением деятельности СКОК является помощь социально незащищённой группе населения.

  • Системный сбор и анализ данных о социальном положении населения социума;

  • оказание материальной помощи данной группе через привлечение спонсорской помощи, пожертвований;

  • проведение ежегодной ярмарки «Вторая жизнь вещам»;

  • деятельность Тимуровских групп ОУ по уходу за пожилыми и престарелыми жителями села;

  • ежегодное проведение мероприятий ко Дню инвалидов.





Этапы создания социокультурного образовательного комплекса:

Название этапа

Мероприятия

ответственные

1.

Организационно - деятельностный

1.Создание Координационного Совета: изучение исходного состояния,

определение цели, задач,

Направления деятельности, юридического статуса СКОК, нормативно- правовой базы, кадровой политики, бизнес плана СКОК, информационного обеспечения, мониторинга.

2. Проведение педсоветов

рабочих собраний в структурных подразделениях.

3.Определение творческих групп по разработке концепций развития СКОК.

4. Определение методик и технологий развития. Создание библиотечки методических пособий по опыту функционирования СКОК в других регионах.

5. Курсовая подготовка персонала.

6.Организация теоретических семинаров, самообразования, практических консультаций в ЧИПКРО

7. Проведение схода сёл Новый Олов и Кадая.

Директор школы

Заместитель

Глава Местного Самоуправления

Зав. детсадом

Заведомом культуры

Зав. библиотекой

Зав. ФАП

Работники ДДТ

Председатель Совета школы

Председатель Р.К.

Гл.бухгалтер

Экономист

2.

Практический

1. Создание нормативно - правовой базы( локальные акты, экспериментальные программы деятельности структурных подразделений, объединений, кружков, программы по валеологии на основе общей программы развития и другие документы

2.Семинары , круглые столы .

3.Замеры результативности работы в новом режиме, отбор наиболее эффективных методик, технологий, форм работы.

4. Дальнейшее обучение персонала через курсы.

5.Обеспечить информационную доступность результатов для населения.

6. Сход граждан округа.

Представители творческих групп. руководители структурных подразделений, директор школы. заместитель, руководители кружков, объединений,

руководители программы по валеологии.

3.

Рефлексивно-обобщающий

1.Мониторинг результативности деятельности СКОК,

Рефлексия деятельности структурных подразделений, творческих групп, объединений.

Коррекция, регулирование. определение путей дальнейшего развития.



Образовательный и воспитательный результат:


  • школа - образовательный, воспитательный, информационный, социальный центр жизни на селе, который контролирует , регулирует, координирует процесс.

  • единство целей, требований и подходов к развитию школьников, молодежи, взрослого населения, подразумевает получение высокого образовательного и воспитательного результата;

  • более рациональное использование возможностей всех структурных подразделений для достижения общей цели, т.е. большая открытость и «прозрачность» деятельности.;

  • улучшение показателей здоровья детей и взрослого населения , за счет функционирования единой программы «Школа - ФАП» по здоровье сбережению,;

  • улучшение морально - психологического климата на селе, за счёт непрерывного сопровождение детей, молодёжи - медицинского, психологического, педагогического, воспитательного. Коррекция и регулирование моральных норм взрослого населения за счёт организации пед просвещения.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Зверева В.и. Организационно-педагогическая деятельность руководителя ОУ.

Иванов В.С., Маскин В.В. Организационно-деятельностные аспекты управления качеством образования.

Лизинский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой.

Шамова Т.И.Управление адаптивной школой.

Ямбург Е.А. Школа для всех .

Маскин В.В., Петренко А.А. Вариативные модели модернизации сельской школы.







© 2010-2022