Конспект урока по русскому языку на тему Разряды прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Мы альпинисты. (Урок-игра «Разряды прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных»)

Цели: повторить морфологические признаки прилагательных, продолжить работу по совершенствованию умений распознавать прилагательные качественные, относительные и притяжательные, использовать прилагательные сравнительной и превосходной степени в собственной речи; развивать речь учащихся; воспитывать чувства коллективизма, справедливости и принципиальности.

Оборудование: учебник, «медицинские карточки альпинистов», головные уборы врачей, цветные флажки, дельтапланы, изготовленные детьми, вертолет.

(Подготовительная работа. В конце обобщающего занятия по теме «Имя существительное» объясняю детям:

- Со следующего урока мы приступаем к изучению имени прилагательного. Когда у нас соберётся достаточно знаний об этой части речи, мы проведем урок - игру: пойдём «в горы» «штурмовать» высоту за высотой, пока не покорим «вершину». Но покорение вершины - дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Нам тоже нужно подготовиться к предстоящему штурму. Для этого необходимо, прежде всего, произвести разведку, цель которой узнать (по справочникам, учебникам, у учителя географии) названия горных вершин в мире и выяснить какие из них находятся на высоте 5000 м, уточнить, на какой высоте в горах летом лежит снег и начинаются ледники; усвоить, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом.

Вторая наша задача - «подготовить технику»: изготовить и нарисовать 6 дельтапланов и 1 вертолёт; сшить головные уборы врачей, изготовить 6 цветных флажков, нарисовать 4 силуэта горы, начертить «медицинские карточки альпиниста», которые выглядят примерно так:

МЕДИЦИНСКАЯ КАРТОЧКА ________________________________________

Подготовка техники

Комиссия (старт)

Высота

Итоговая


Важно, чтобы при подготовке к игре каждый ученик получил персональное задание - просто «ожидающих» не должно быть.

Оценка за подготовку выставляется в 1-ю графу. В конце первого урока по теме «Имя прилагательное» раздаю альпинистам вопросы по теме. На последнем перед уроком-игрой занятии коллективно выбрали вершины для покорения, обсудили правила и условия игры:

- Альпинисты не одним маршем достигают вершины, они делают остановки, берут промежуточные высоты. Какие высоты определяем в нашем маршруте? (Старт, 1000, 2000, 3000, 4000 м)

- Горы не штурмуют большими коллективами. Нужно разделиться на группы по 5 - 6 человек, выбрать командира. Командир группы подаст главврачу «заявку на участие в штурме вершины» (список своей группы).

- Ребята, как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра: горы не любят слабых. Так что предлагаю перед штурмом 1 высоты пройти «медкомиссию» и проверить, «здорова» ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт.

На уроке-игре в медкомиссию выбираются 4 «врача» из восьми кандидатур. Главврач вызывает группы на комиссию, члены которой каждому альпинисту задают один из вопросов:

- Что называется прилагательным?

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны.

Солнечное лето.

Праздничная ель.

Вкусные конфеты.

Машенькин портфель.

- Чем прилагательное отличается от существительного?

- Что ты знаешь о морфологических признаках прилагательного?

- Как проверить окончания прилагательных?

(Посовещавшись, комиссия выставляет оценку за «здоровье» памяти. Если оценка хоть одного альпиниста группы «6», вся группа идёт в «карантин» и «лечит» своего товарища «пилюлями» знаний. Подлечив его, снова проходит комиссию. Если все «здоровы» группа получает разрешение начать штурм. Ребятам необходимо разъяснить несколько важных моментов).

- При оценке состояния здоровья товарища по группе необходимо быть справедливыми и принципиальными. Группа не имеет права идти вперёд, если товарищ «болен», «ослабел», вместе помогают ему «выздороветь». Группа не может оставить товарища в пути: это опасно.

- На любую высоту в любой момент может вылететь врач и провести «осмотр» всей группы или отдельных альпинистов. Если врач обнаружит, что один альпинист «болен», то он прикажет всей группе вернуться на ту высоту, на которой альпинист «заболел». Здесь «больному» окажут «скорую помощь». После этого группа продолжает движение вперёд, к вершине. Но уже от этой высоты.

- В горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум: могут случиться снежные обвалы. Поэтому в группах говорят только шёпотом. Если врачи услышат шум, то опасаясь катастрофы, заботясь о здоровье других альпинистов, они поднимутся группе и предупредят, а затем снимут группу с маршрута, поставив всем членам группы «болен».

(Такое условие игры помогает, кроме всего прочего, соблюдать тишину на уроке).

Чтобы покорить 1-ю высоту, необходимо выполнить следующее задание (оно написано на обратной стороне силуэта горы)

Самодиктант (отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»). Выписать прилагательные, объяснив их правописание, определить разряд. Достигнув первой высоты, альпинисты останавливаются, чтобы снять утомление, освежить память, потренироваться перед штурмом второй высоты. Все необходимое для тренировки находится на обратной стороне силуэта горы.

Вопросы:

- На какие разряды делятся все прилагательные?

- В какой последовательности и как определяют разряд прилагательного?

Групповая работа: штурм второй высоты - выполнение упражнения 291.

Командир поднимает флажок в том случае, когда работа выполнена правильно и у всех членов группы. Оценки выставляются в «медкарточку».

На следующих высотах альпинистов ожидают новые испытания. Перед штурмом третьей высоты задаются вопросы.

- Какие прилагательные образуют степени сравнения, посему только они?

- Что значит сравнительная степень?

Штурм третьей высоты - выписать из упражнения 302 прилагательные в сравнительной степени.

Перед штурмом четвёртой высоты задаю вопросы.

- Как образуется простая форма сравнительной степени прилагательных?

- Как образуется составная форма прилагательных в сравнительной степени?

- Какие формы имеет превосходная степень прилагательного?

- Как они образуются?

Штурм четвёртой высоты - словообразовательная работа: образовать простую форму превосходной степени:

чудесный-

высокий-

длинный-

красивый-

А теперь необходимо «покорить» вершину горы.

Вопрос: чем отличается образование составной формы превосходной степени с помощью слова всех от образования с помощью слова самый ? Привести пример. Выполнить упражнение 312.

Достигнув вершины, группа устанавливает на ней свой флаг. Потом на «дельтаплане» спускается на старт - площадку, подводит итоги. Командир докладывает главврачу о состоянии каждого альпиниста, сдаёт «медкарточки» всех участников похода.

Учитель подводит итог урока.

Учащиеся оценивают работу на уроке.

Домашнее задание: повторить стр. 104 - 105, выполнить упражнение 307.


© 2010-2022