Урок Стили речи 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 2.

Тема: Стили речи.

Цели урока:

Учащиеся

- узнают определения научного и художественного стилей речи;

- научатся определять тексты научного и художественного стиля;

- будут развивать мышление, внимательность, речь и память.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение.

Работа по вопросам по теме «Текст»:

  1. Что такое текст?

  2. Каковы основные средства связи в тексте?

  3. Что такое тема текста?

  4. Что такое основная мысль текста?

  5. Как доказать: текст это или не текст?

  6. Проверка выполнения упражнения домашнего задания.

    1. Актуализация знаний.

Чтение текстов.

Текст 1.

Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр, морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Капли воды собираются в облака, некоторые из них поднимаются в верхнюю, холодную часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им трудно удержаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капли тают и возвращаются к нам дождём.

Текст 2.

Сильный дождь хлынул сплошным потоком. Ослепительные молнии озаряли ущелье, словно вспышки. Затем следовали оглушительные удары грома. Горное эхо повторяло их по несколько раз. Опять сверкнула вспышка молнии. И новый удар грома перекрывал ещё не смолкшие раскаты.

Сравните тексты. Чем они отличаются? В каком тексте даны точные сведения о дожде? В каком тексте нарисована яркая, образная картина дождя? Какой из текстов может быть использован в энциклопедии? Почему?

    1. Формирование новых знаний.

Выводы:

У этих текстов общая основная мысль. И даже заголовок можно подобрать один и тот же - «Дождь». Но они отличаются между собой. Потому, что написаны в разных стилях: первый текст соответствует научному стилю, второй - художественному.

Как вы думаете, где ещё используется научный стиль? Где мы читаем тексты художественного стиля?

Выводы:

Научный стиль используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях.

Создание яркой, образной картины - задача художественного стиля речи.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение у упражнения № 125.

Прочитайте текст.

Воздух - это смесь газов, которая состоит из азота, кислорода, углекислого газа и водяных паров.

Воздухом дышат все живые существа. Без него они бы погибли. Воздушный океан разлит везде: вокруг нас, в верхнем слое земли, в воде, во всех пустотах, в твёрдых телах. Мы живём в самой нижней части воздушного океана. Её называют атмосферой.

Научные слова и словосочетания: смесь газов, азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, воздушный океан, верхний слой земли, твёрдые тела, атмосфера.

(По А.И.Болдыревой, С.В.Чекизовой)

О чём в нём говорится? Какова его цель? К какому стилю речи он относится?

Докажите, что этот текст является текстом научного стиля речи. Какие слова передают научные знания? Выпишите термины и объясните их значение. Используйте толковый словарь.

Выполнение упражнения № 126.

Прочитайте текст и определите, к какому стилю речи он относится.

Тропинка обогнула куст орешника. Лес сразу раздался в стороны. Посреди полян в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Его нижние ветки шатром раскинулись над поляной. Ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти облетела…

Анна Васильевна робко шагнула к дубу. И могучий великодушный страж тихо качнул ей навстречу ветвью.

(По Ю.Нагибину)

***Это художественный стиль речи.

  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что такое научный и художественный стили речи. Научный стиль используется… художественный стиль…

Чему я научился(лась).

Определять тексты научного и художественного стилей речи.

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания

В графе «Повторение» ставятся «+» или «-»за выполнение упражнения домашнего задания и по количеству отвеченных вопросов.

В графе «Актуализация» ставится «+»или «-».

В графе «Формирование» ставятся «+» или «-».

В графе «Закрепление» «Упр 125» ставится «+», если задания выполнены верно или «-», если выполнено не верно; «Упр 126», если принимал участие в доказательстве.


Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126




Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

+

+

+


+


Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше, чем на «3», но хуже чем на «5».


    1. Домашнее задание. Выполнить упражнение № 128. Знать определения научного и художественного стилей речи.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.32-35.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.


© 2010-2022