Урок по русскому языку на тему Употребление деепричастий в речи

              Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий; научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера; научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.      Попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Употребление деепричастий в речи.
Цель:
рассмотреть выразительные возможности деепричастий; научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера; научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Ребята сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Мы попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий, и понаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами.

2. Работа с текстом.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

  • Прочитаем текст (один ученик читает).

  • Сколько предложений в этом тексте?

  • Почему же мы называем это предложение текстом?

  • С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастии.

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя леча

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

3. Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского.

Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвёл на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р.Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, ______________, неостановимо бегут наперегонки, _________. Вот они, _____________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________, сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ___________, веками удивляет человека?

4.Работа по развитию речи.

Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте попробуем исправить ошибки.

Исправьте грамматические ошибки.

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

Ключ.

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастие, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом- сказуемым)

Ключ.

Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.

3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

Ключ.

Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

5.Подведение итогов урока. Домашнее задание

Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создает удивительные стихотворения. Вспомним Сергея Есенина: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастии. Мы попытались описать картину И.К.Айвазовского при помощи деепричастных оборотов.








Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастии.

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

Исправьте грамматические ошибки.

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.



Задание2. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р.Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, ______________, неостановимо бегут наперегонки, _________. Вот они, _____________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________, сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ___________, веками удивляет человека?



© 2010-2022