• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Доклад на тему: Способы образования профессиональной лексики. Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальности строителя

Доклад на тему: Способы образования профессиональной лексики. Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальности строителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы образования профессиональной лексики. Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальности строителя


Кибекбаева Жанар Умирзаковна

Учитель русского языка и литературы ІІ категории

Казалинского аграрно - технического колледжа


Лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией называется профессиональной. Балда (тяжелый молот для раздробления камней и горных пород) - в речи горняков. Камбуз (кухня на судне), кок (повар) - в речи моряков. Шпон (тонкая металлическая пластинка, вставляемая между строками набора для увеличения расстояния между ними), полоса (набранная или уже напечатанная страница), шапка (общий заголовок для нескольких заметок) - в речи полиграфистов. В речи охотников встречаются такие названия зайцев в зависимости от времени помета: яровик (заяц весеннего помета), листняк, травник (летнего), листо-падник (осеннего), наставник (раннего зимнего). Любители певчих птиц употребляют такие названия колен соловьиного пения; гусачок, дробь, клыканье, кукушкин перелет, лешева дудка,оттолчка, пленканье, почин, пульканье, раскат, свист, стукотня, трель, юлиная стукотня.

В русском языке наряду с лексикой общеупотребительной существуют слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности, т.е. по профессии. Это профессионализмы.

Профессионализмы характеризуются большей дифференциацией в обозначении орудий и средств производства, в названии конкретных предметов, действий, лиц и т.д. Они распространены преимущественно в разговорной речи людей той или иной профессии, являясь иногда своего рода неофициальными синонимами специальных наименований. Нередко их отражают словари, но обязательно с пометой «профессиональное». В текстах газетно-журнальных, а также в художественных произведениях они выполняют, как правило, номинативную функцию, а также служат изобразительно-выразительным средством.

Так, в профессиональной речи строителей используют сложносокращенное наименование шлакоблок, завсклад, пескоструйщик; в разговорной речи строителей и ремонтников употребляется профессиональное наименование капитального ремонта капиталка; обслуживающий персонал вычислительных центров называют машинниками и эвээмщиками; на рыболовецких судах рабочих, которые потрошат рыбу (обычно вручную), называют шкерщиками и т.д.

По способу образования можно выделить:

1) собственно лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, таким путем возникло в речи профессиональных штукатурщиков слово шпаклевщик от глагола шпаклевать - «заровнять»; в речи плотников и столяров названия различных видов рубанка: калевка, зензубель, шпунтубель и др.;

2) лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления. Так возникли, например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: елочки или лапки - разновидность кавычек; шапка - общий заголовок для нескольких публикаций, загон - запасной, дополнительный набор, не вошедший в очередной номер; у строителей слово постель означает короткую боковую грань кирпича и т.д.;

3) лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска - запасной механизм, часть к чему-либо; бутобетон, технадзор, закладчик, электросверло и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.

Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков, строителей, поваров, сварщиков, механиков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы - узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.

Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны, скажем, в многотиражных отраслевых газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги.

Отдельные профессионализмы, нередко сниженного стилистического звучания, переходят в состав общеупотребительной лексики: выдать на-гора, штурмовщина, текучка. В художественной литературе профессионализмы используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством.

Дидактический материал по русскому языку с использованием профессиональной лексики

Раздел Имя прилагательное

Задание № 1: От данных существительных образуйте прилагательные.

Чердак, цоколь, лестница, отделка, штукатурка, низ, верх, маляр.

Раздел Словообразование

Задание : Данные слова разберите по составу.

Электроотбойный, тихоходный, электросверло, пескоструйный,

пескоструйщик, междуэтажный, древесноволокнистый.

Раздел Деепричастие

Задание: Глаголы, данные в скобках, замените деепричастиями.

1.Сооружают подземную часть здания, ( прокладывать) подземные

коммуникации. 2. (Выполнить) нулевой цикл, приступают к возведению наземной части здания. 3. До устройства кровли разрешается производить штукатурные и отделочные работы, (начать) их с нижних этажей здания. 4. (Выполнить и просушить) штукатурку, приступают к подготовке основания пола под настилку линолеума или паркета.

Словарная работа


Строитель - Құрылысшы

Бетон - бетон

Кирпич - кірпіш

Цемент - цемент

Песок - құм

Вода - су

Известь - әк

Щебень - қиыршық тас

Стена - қабырға

Потолок - төбе жабын

Дверь - есік

Штукатурка - таза сылақ

Штукатурить - сылау

Пол - еден

Цементировать - цементтеу

Белить - әктеу

Керамическая - Қыш

плитка тақтайшалары

Стремянка - Жиналмалы саты

Раствор - ерітінді

Известковый

Раствор - әкті су

Топор - балта

Лопата - күрек

Рулетка - метр

Грунтовка - толтыру

Грунтовать - Бітеу, толтыру

Эмаль - эмаль

Кисть - жаққыш

Наждачная

Бумага - зімпара

Клей - желім

Лак - лак

Щетка - бояу жаққыш

Шпаклевать - тығыздап жағу

Шпаклевка - тығыздағыш

К лексике терминологической относятся слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий или предметов какой-нибудь области науки, техники, сельского хозяйства, искусства и т.д. В отличие от общеупотребительных слов, которые могут быть многозначны, термины в пределах определенной науки, как правило, однозначны. Им присуща четко ограниченная, мотивированная специализация значения.

Развитие науки и техники, возникновение новых отраслей науки всегда сопровождается обильным появлением новых терминов. Поэтому терминология - одна из самых подвижных, быстрорастущих и быстроизменяющихся частей общенародной лексики (ср. только одни наименования новых наук и отраслей производства: автоматика, аллергология, аэрономия, биокибернетика, бионика, гидропоника, голография, кардиохирургия, космобиология и многие другие науки, связанные с изучением космоса, плазмохимия, спелеология, эргономика и т.д.).

Способы образования терминов различны. Например, наблюдается терминологизация существующих в языке слов, т.е. научное переосмысление общеизвестного лексического значения. Этот процесс идет двумя путями: 1) путем отказа от общепринятого лексического значения и придания слову строгого, точного наименования, например: версты в понимании кирпичи или камни, образующие поверхности конструкций в ряду кладки; угольник в понимании проверка правильности закладываемых углов»; 2) путем полного или частичного использования тех признаков, которые служат основой лексического значения слова в общенародном употреблении, т.е. наименование по сходству, смежности и т.д., например: деятел - бурильный молоток, дырка - дефект древесины; шейка - промежуточная часть вала машины и т.д.

Для образования терминов широко используется словосложение: теплоизоляция, токовращатель, бетономешалка, влагоемка, способ аффиксации: литье, облицовка, плавка, подогреватель; Широко применяется способ терминологизации словосочетаний: пневматический отбойный молоток, затирочная машинка, пескоструйный аппарат и т.др.

Большую роль в терминологических системах играют иноязычные заимствования

Каркас от французского - қаңқа, тұлға ғимараттың негізі Карниз от греческого - біту , аяқталу

Керамика от греческого - саз, балшық

Кессоны от французского - үйдің төбесіндегі күмбездердегі шаршы ойықтар

Купол от итальянского - ішкі жағын жартылай шар пішіндес дөнес шатыр

Фронтон от французского - екі жағы тайпақ құламалы ғимарат шатырының

астындағы үшбұрышты алаң

Пилястра от французского - қабырғаның колонна түрінде өңделген тік жалпақ

шығыңқы жақтауы

Лоджия от итальянского - ғимаратқа жалғасатын ашық галерея

Балкон от итальянского - бөлменің әйнектелген бөлігі

Эркер от итальянского - шығыңқы қоршалған бөлігі

Дидактический материал по русскому языку с использованием терминов

Раздел Простое предложение

Задание: Из данных слов и словосочетании составьте предложения, используя конструкцию чем называют что.

1Доклад на тему: Способы образования профессиональной лексики. Особенности методики изучения профессиональной лексики в казахской аудитории на специальности строителя.Уступ кладки то место, где лицевая плоскость одной части стены

выступает в сторону от лицевой плоскости другой части

2. Пилястры части кладки стен, выступающие из общей лицевой

плоскости в виде прямоугольных столбов, выкладываемых

вперевязку с кладкой стены

3. Напуск то место кладки, в котором очередной ее ряд укладывается

не в плоскости ранее уложенных кирпичей , а с выступом

на лицевую поверхность

4. Версты кирпичи или камни, образующие поверхности конструкций

в ряду кладки

5. Простенок кладка, расположенная между двумя соседними проемами

Таким образом, использование дополнительного материала, тренировочных упражнений с применением профессиональной лексики, а так же терминов по специальностям, обучаемым в колледже, на уроках русского языка приносит свой ощутимый результат в овладении профессий. На уроках русского языка студенты в овладении профессий овладевают также и теорией данной специальности на русском языке.

© 2010-2022