Методическая разработка Я вам пишу… Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок письма



Автор: Матвеева Елена Арамаисовна,

учитель МБОУ СОШ №36

г.Шахты Ростовской области

Тема: Я вам пишу…

Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

Письмо ровеснику.


Цели урока:

  • раскрыть ценности разговорного стиля как носителя литературного языка;

  • выработать навыки правильного написания письма;

  • развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания;

  • развитие навыка коммуникативного общения;

  • отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах;

  • воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости;

  • духовно-нравственное воспитание учащихся

старших классов. Урок нравственности.

Оборудование: портреты академика

Д.С.Лихачева; выставка его книг, газетные и журнальные

статьи о нем фотографии из книги «Письма о

добром и прекрасном», фрагменты из этой же книги, памятки «Три условия написания письма»

Запись на доске темы урока, эпиграфа - проблемы

Урока.

Если жить только для себя, то от

прожитого не останется и следа. Если жить

для других, то другие сберегут то, чему

служил, чему отдавал силы.

Д.С. Лихачев

…………………………………………………………………..


Ход урока.

- Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.

Учитель: Почему я обратилась к данной теме?

Наша речь делится на разговорную и книжную. На уроках русского языка и литературы мы говорим об особенностях книжной речи на примерах художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей. И если поставить на чашу весов книжную и разговорную речь, то первая, естественно, перевесит. А посмотрите, как удивительно выглядит речевая ситуация разговорного стиля.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме - записками, частными письмами.

Одним из видов общения является письмо. (Обратите еще раз внимание на тему урока, записанную на доске).

А возникло письмо, потому что людям надо было общаться на расстоянии. Сегодня мы будем говорить о письмах.

Диалог с классом:

- Получали ли вы письма когда-нибудь? (Большинство ответов - да).

- Любите ли вы получать письма? (Да! Конечно! Еще бы!).

- Какие чувства рождаются в вашей душе при получении долгожданного письма от дорогого для вас человека? (Радость, хочется танцевать).

Учитель: Когда-то нас заставляли танцевать раньше, чем отдадут письмо.

Великий Л.Н. Толстой говорил: «В танце раскрывается душа человека». Слово «душа» и связывает танец и письмо. Письмо - это откровение души.

Подготовленный ученик читает отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

«Милый дедушка, Константин Макарыч!

Пишу тебе письмо. Сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню…

Я буду тебе табак тереть, богу молиться… А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам…

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

Константину Макарычу.

Учитель: Но это письмо не дошло. Почему, сегодня знает любой девятилетний мальчишка. На конверте не были указаны адресат и адресант. Значение этих паронимов мы найдем в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» Москва, «Русский язык» 1987 г.

Письма, которые мы с вами будем читать сегодня, адресованы молодому поколению. Вы откроете для себя личность автора писем ,великого ученого и исследователя, узнаете, что такое интеллигентность, и почему она залог личного счастья человека. Что

значит быть красивым человеком? Почему искусство недоступно

бессильным? Как подготовиться к путешествию, чтобы поездка оставила

неизгладимое впечатление на всю жизнь?

Вы познакомитесь сегодня с удивительной книгой академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, обращенной к вам, уважаемые старшеклассники. Это

«Письма о добром и прекрасном». Она написана для того, чтобы

показать, какими моральными и нравственными качествами должен

обладать духовно красивый человек. Книга учит нас, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, чтобы быть интересным окружающим. И главные качества, по мнению ученого, - честь, совесть, интеллигентность.


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачев - человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки. В июне 2016 года исполнится 110 лет со дня рождения Д.С. Лихачева.

О таких людях говорят - «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу - как наши предки старались и умели жить по совести.



Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана: (читает подготовленный ученик)

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины - в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь - зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому - к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Учитель:(обращение к детям) На столах вы найдете это предисловие к японскому изданию. Предлагаю вам, ребята, внимательно еще раз прочитать и найти в этом письме строки, которые отражают цели нашего урока. Что мы должны будем делать, читая письма Дмитрия Сергеевича Лихачева?

Ответы учащихся.


Учитель: Конечно, вы правы. Каждый из вас попробует найти в этих письмах часть того, с чем вы можете согласиться. Вы очень внимательные читатели.

Открою вам маленькую тайну. Прочитав «Письма о добром и прекрасном», мы попробуем написать свое письмо ровесникам о том, что нас волнует, о том, что необходимо нам и нашим ровесникам сегодня, чтобы стать лучше, чище, добрее, чтобы изменить мир к лучшему.

Итак, предлагаю приступить к самому интересному - чтению писем. Для этого мы разделимся на группы. В книге Д.С. Лихачева 46 писем. К сожалению, мы не сможем прочитать их все за урок. Но некоторые из них я предлагаю сегодня вашему вниманию. Каждая группа будет работать с несколькими письмами. Задача каждой группы выделить и выписать те важные советы Д.С.Лихачева, которые вам хотелось бы взять в свой интеллектуальный багаж, и что, на ваш взгляд, мы могли бы использовать при составлении послания ровесникам. Приступаем к работе. На ее выполнение, полагаю, нам достаточно будет 15 мин.

Учащиеся работают с письмами(см. приложение). В период работы учащихся звучит музыка Моцарта. По истечении предоставленного времени каждая группа зачитывает подобранный ими материал.

Учитель: Друзья мои, время истекло. Пришла пора познакомиться с мудрыми советами Д.С. Лихачева. Пожалуйста, группа первая, вам слово.

Учащиеся зачитывают выделенные ими цитаты.

Группа 1:

- Мы выделили для себя следующие советы Д.С.Лихачева. Из письма первого: «Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.»

В письме втором мы выделили такие строки: «Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь… Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат - опять-таки нельзя быть одному.

Горе человеку, если он один.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! «

Учитель: Благодарю вас за работу. Вы замечательно справились. Предлагаю следующей группе прочитать подобранные ими слова для будущего письма.

Группа 2:

- Из письма третьего: « А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей… Надо любить в человеке человека. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.
Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Из письма четвертого: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока.»

Из письма пятого: «…Цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя…».


Учитель: Спасибо, ребята. Думаю, что эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева помогут вам в жизни. А теперь предоставим слово следующей группе.


Группа 3: Из письма шестого мы выделили следующее: «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

В письме восьмом: «Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.
Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, - доброту.
Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже - вы смешны…»

А вот что мы выделили в письме десятом : «Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.».

Учитель: Прекрасно поработала и третья группа. Послушаем группу четвертую.


Группа 4: В письме 12-м нам понравились следующие строки: «Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.»

И из письма 46-го следующие строки: «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами…

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.»

Учитель: Спасибо. Ребята, какое впечатление в целом произвели на вас эти письма? Заставили ли они вас задуматься и о чем?

Ответы учащихся

Учитель: Незадолго до рождения Дмитрия Лихачева А.П. Чехов отправил

своему брату-художнику длинное письмо о воспитанности, его признаках

и условиях. Закончил письмо такими словами: «Тут нужны

беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка,

воля… Тут дорог каждый час…» Дмитрий Сергеевич провел так всю

жизнь - и когда был «ученым корректором», и когда стал прославленным

академиком.

Какая-то особенная изысканность и вместе с тем очень простая

интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом

слове, улыбке, жесте, прежде всего, поражали и пленяли в нем. Д.С. Лихачев считал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - ненарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.»

Лихачев полагал, что в мире всеобщего цинизма и хаоса у нас есть

спасение - наша великая литература, из нее можно и должно черпать

духовную красоту и богатство. У нас есть наш русский язык, слово…

Как видим, всего коснулся в своих письмах к молодежи Д.С.Лихачев. Когда вы будете читать всю книгу «Письма о добром и прекрасном», узнаете об «умении спорить с достоинством», «об искусстве ошибаться», «о дурных и хороших влияниях», как выступать, как писать научную работу.

--Закончим урок мы тоже письмом - только вашим письмом-обращением к своим ровесникам. Сейчас мы попробуем написать коллективное послание, а дома, прочитав все остальные письма Д.С. Лихачева о добром и прекрасном, вы напишете другое письмо- письмо к самому себе через десять лет.

Учитель: Как вы думаете, что является главным в письме?

Ученик: Тон.

Учитель: Конечно, он начинает проявляться с самого начала, с обращения.

Подготовленный ученик читает стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери».

Учитель: 1). С каким приветствием сын обращается к матери (Привет тебе, привет!)

Как к близкому другу. Или «ничего, родная, успокойся…» То есть тон уже задан. Уже от сердца матери отлегло. Этому способствуют и глаголы повелительного наклонения, которые не приказывают, а умоляют и тем самым вселяют веру, успокаивают

«- родная, успокойся,

- не грусти так шибко обо мне…

- не ходи так часто на дорогу…»

2). Вспомните кинофильм известного режиссера Мотыля «Белое солнце пустыни». Всего одно обращение из письма Сухова «Разлюбезная Екатерина Матвеевна!» Сколько любви, уважения, верности, тихой заботы в одном обращении!

В письмах Марины Цветаевой старшей дочери Ариадне не раз встречаем «Милая Аля!»

Много еще можно привести примеров из личной жизни писателей, поэтов, композиторов.

На сегодня забыт такой жанр как эпистолярный роман. Но редко какое произведение обходится без письма.

3). Назовите произведения А.С. Пушкина, где одним из средств общения является письмо. («Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»).

Учитель: Большое значение письму Татьяны Лариной придавал Петр Ильич Чайковский. Он даже выделил его в отдельную арию. (Прослушивание «Сцена письма» П.И. Чайковский).

Таким образом, письмо - это средство выражения любви, уважения, внимания. Напомню, что письмо относится к разговорному стилю. Под разговорным стилем обычно понимают особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. А общелитературная норма не признает грубой лексики, жаргона, сленгов и т.д.

Приступаем к работе. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо ровесникам, а завтра- друзьям или родственникам, помните, что есть три условия хорошего письма.

Рекомендую обратить внимание на то, что все три условия вы найдете в Памятках на ваших рабочих столах.

ПАМЯТКА

Первое условие создания письма:

Информация.

Информация в письме - это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?

(Ответы учащихся): школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах.

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.

Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату.

Третье условие создания письма.

Грамотность.

При написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Создание письма ровесникам.

В конце урока учащиеся зачитывают фрагменты своих писем. Класс выбирает три лучших письма, которые торжественно опускаются в «волшебную» шкатулку для писем. Здесь же будут храниться письма самому себе через десять лет, которые учащиеся напишут дома. Они будут прочитаны спустя годы на вечере выпускников.


ПИСЬМО РОВЕСНИКАМ


Здравствуйте, дорогие друзья!


Сегодня я прочитала удивительную книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», которая потрясла меня до глубины души. Я поняла, как важно уметь работать над собой, уважать другого человека, беречь и ценить все то, что дарит нам ее Величество - Жизнь. Все в этой жизни прекрасно и важно, все в этом мире происходит не зря. Пусть сегодня вам не повезло, пусть удача обошла стороной или друзья забыли о твоем юбилее - не беда. Это не повод обозлиться на всех и все вокруг. Просто остановись, подумай, что в тебе не так, что мешает тебе: излишнее самолюбие, зависть, обида? Подумай и попробуй начать изменение своей жизни с себя самого. Неприятные минуты жизни - это уроки, которые преподносит нам судьба, чтобы понять истинную ценность простых вещей повседневной жизни. Дмитрий Сергеевич Лихачев советует: « Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, - доброту.»

Ты, конечно, помнишь крылатую фразу: «Если хочешь изменить мир вокруг себя, начни с себя». Сегодня трудно говорить о положительных изменениях в обществе, если каждый на своем месте не пересмотрит свое поведение, свое отношение к окружающим нас людям, к природе, к вещам - ко всему! Ведь именно в этом отношении и выражается наша с тобой интеллигентность. Что это такое?! Д.С. Лихачев так понятно объясняет это в своих письмах, адресованных нам, молодежи: «Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).» Читала эти строки, и становилось больно и стыдно за многих своих ровесников, которые мусорят вокруг себя и окурками, и руганью.

Я призываю вас, друзья, ровесники, молодежь! Будьте добрее, милосердней, порядочней, умней! Не бойтесь казаться белыми воронами среди грубых и невежественных молодых людей, оставаясь чистыми и светлыми душой. Просто найдите слова, чтобы убедить и их в необходимости меняться к лучшему.
Книга, с которой я познакомилась, уверена, поможет нам в формировании наших личностных качеств. Мне вдруг захотелось прочитать ее всю, все 46 писем Дмитрия Лихачева, которые сделают тебя и меня другими, способными «и в

крупном, и в малом повышать уровень счастья в жизни». Прочитайте обязательно «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, улыбнись миру, и мир улыбнется вам в ответ.

Ученица десятого класса Елена.

Учитель: Мы прочитали лишь несколько писем. Но я уверена, что все остальные, еще не прочитанные письма такие же серьезные, глубокие , интересные. Ваши творения подчеркивают огромное значение «Писем о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева.

К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен.


Заключительный этап урока.


Учитель:

Я сегодня тоже приготовила вам письма. Но прежде обратите внимание на экран, где проецируется слайд со словами Димитрия Фалерского «Во всяком сочинении словесного характера можно разглядеть характер пишущего».

В конверт для вас я вкладываю тест «Я вас по почерку узнаю»,

письмо Марины Цветаевой «Детям» и

стихи ученика нашей школы.

Хочется верить, что урок оставил в вашей душе добрый след. По традиции, покидая кабинет, оставьте на доске смайлики, выражающие ваше отношение к уроку. Спасибо за работу! И не забудьте написать письмо самому себе через десять лет.

Конверты с письмами раздаются под песню «Напиши мне письмо».









© 2010-2022