Конспект урока литературы по теме И. А. Бунин. Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти»

Тема: «И.А.Бунин. Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти».       Цель урока: чтение и анализ произведения И.А. Бунина «Лапти»   Задачи урока.   Образовательные: 1) Познакомить учащихся с фактами биографии И.А.Бунина и рассказом «Лапти».   2) Выявить художественную идею рассказа, существенные черты главного героя.   Развивающие:   1) Формировать исследовательские навыки учащихся, навыки выразительного чтения.   2) Развивать навыки письменной речи, мышления.   3) Способствовать ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «И.А.Бунин. Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти».


Цель урока: чтение и анализ произведения И.А. Бунина «Лапти»

Задачи урока.

Образовательные: 1) Познакомить учащихся с фактами биографии И.А.Бунина и рассказом «Лапти».

2) Выявить художественную идею рассказа, существенные черты главного героя.

Развивающие:

1) Формировать исследовательские навыки учащихся, навыки выразительного чтения.

2) Развивать навыки письменной речи, мышления.

3) Способствовать развитию умения отбирать необходимую информацию.

Воспитательные:

1) Развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа, лексического значения слова самопожертвование.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Ход урока

1. А) Орг. момент. Приветствие, дежурный.

Откройте тетради, подпишите число.

Б) Знакомство с темой урока.

Тема урока звучит так: «И.А.Бунин. Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти». Спишите тему.

2. Целеполагание.

Подумайте и сформулируйте задачи, которые придется нам сегодня решить, чтобы изучить эту тему?

3. Биография Бунина.

Сначала поближе познакомимся с личностью Бунина. Работать будем следующим образом. Я немного расскажу вам про Ивана Алексеевича, вы должны заполнить таблицу по ходу моего сообщения. Презентация. Работа с таблицей.

Задание: заполните правую часть по ходу презентации.

План

Мои заметки об услышанном

Годы жизни


Родители

Детство

Образование

Литературная деятельность

- Работа по таблице. Обмен мнениями.

- Подумайте и запишите вопрос о том, что еще вы бы хотели узнать о жизни и творчестве И.А. Бунина? Зачитайте вопросы. К следующему уроку постарайтесь найти ответ на свой вопрос.

4. Знакомство с рассказом.

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом И.А. «Лапти».

- Что такое лапти? СЛАЙД 10 (Обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок, которую прежде носили крестьяне).

Стадия вызова.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?

Дети предлагают свои варианты ответов.

- Речь пойдет о крестьянской жизни.

- О том, как плетут лапти.

- Как их правильно носить.

- Случай о том, как лапти пропали странным образом.

- Кто - то потерял лапти.

1. Давайте прочитаем первую часть рассказа.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…».

- Совпали ваши версии с авторским вариантом? О чем на самом деле эта часть рассказа?

- Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.

- Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

Словарная работа.

Верста - русская мера длины, равная 1,067 км (одной целой шестидесяти семи тысячным км).

2. Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

«Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач».

Чтение второй части текста.

- Совпали ваши версии с авторским вариантом? О чем на самом деле эта часть рассказа?

Словарная работа.

Фуксин - ярко-красная анилиновая краска, названная по сходству с окраской цветов фуксии.

Зипун - старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника.

Кнут - прикрепленная к рукоятке свитая из пеньки или ремешков веревка, служащая для подстегивания животных, в старину - для телесных наказаний.

Стадия осмысления и стадия вызова.

- Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.

3. Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

«Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».

Чтение третьей части текста.

Словарная работа.

Обыденкой не вернешься - одним днем.

Отвал кровати -

Стадия осмысления и стадия вызова.

- Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

4. Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

«Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед».

Четвертая часть текста.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Стадия осмысления и стадия вызова.

- Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.

Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.

5. Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

«Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом».

«Никто не стучал, просто показалось».

- Какой финал чувствуется?

Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.

Пятая часть текста.

- Нефед замерз, но он достал лапти.

- Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.

5. Анализ текста. Вы попытались предположить, как мог бы развиваться сюжет. Давайте проанализируем, почему у Бунина он развивается именно так. Для чего это нужно автору?

Беседа:

- Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах - деревня Новоселки, в тридцати верстах - город).

- Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

- Какие события изображены в рассказе?

(В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

- Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

- Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

  1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;

  2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;

  3. Одевается зипун с подпояской.

- Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

- Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

- Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

2) Далее - как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);

3) Находит обнадеживающий факт - направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

- Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

- Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь - неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» - когда люди дороги ему больше его жизни).

- Поступок Нефеда показывает преданность крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме - добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

- Можно назвать поступок Нефёда жертвой?

- Составьте словосочетание со словом «жертва».

(бескровная жертва, принести жертву, напрасная жертва)

- Была ли жертва Нефёда напрасной?

- Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

Записать определение в тетрадь.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ - добровольное принесение в жертву своих интересов, а иногда даже жизни для пользы, благополучия других.

Идейное содержание рассказа.

- Какова идея рассказа? (к чему призывает, чему учит, ради чего написан).

Жизнь - это пурга, вьюга, сложные испытания. Человек может опустить руки, а может проявить самоотверженность, как Нефед, и жизнь и любовь победит, сможет противостоять «бешено несущемуся степному морю». Показать душу крестьянина, способного к сочувствию, самопожертвованию.

- В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

5) горечь смерти;

6) уважение автора к крепостным людям.

Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности.

1. Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, как сложится судьба мальчика?

2. Как вы думаете, любой ли человек способен на самопожертвование? Способны ли вы?

3. Почему автор назвал рассказ «Лапти»?

Ответы детей.

- Решили ли мы те задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Д/з. 1) Ответить на поставленный вопрос.

2) Подготовить выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» (с.100)

3) Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

5

© 2010-2022