Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)

Урок по ФГОС, тип - изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель: формирование умения правильно писать простые, сложные и составные числительные. Задачи: 1)образовательная – научить различать числительные по строению, правильно писать их и произносить; совершенствовать умение создавать кластер; 2)развивающая-учить создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания; 3)воспитательная - воспитывать культуру учебной деятельности, взаимодействовать с учителем и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.

Урок русского языка в 6 классе.

(2-ой урок по теме «Числительное». УМК М.Разумовской, параграф 50).

Цель: формирование умения правильно писать простые, сложные и составные числительные.

Задачи: 1)образовательная - научить различать числительные по строению, правильно писать их и произносить; совершенствовать умение создавать кластер; 2)развивающая-учить создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания; 3)воспитательная - воспитывать культуру учебной деятельности, взаимодействовать с учителем и другими учениками.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; составлять на основе текста схему, создавать текст делового стиля; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- уметь распознавать числительные - количественные и порядковые;

- знать, на какие группы делятся числительные по строению;

- уметь применять на практике числительные

Основные понятия: числительное, количественные, порядковые, простые, сложные, составные.

Межпредметные связи Математика

Ресурсы:

- основные Учебник «Русский язык 6 класс» М. Разумовская, дидактический материал(упражнения)

- дополнительные экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.

Организация пространства: живое слово учителя, практическая работа, самостоятельная работа, творческая

Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Интернет-ресурсы Read more: detochki-doma.ru/67-raznoobraznyih-zagadok-s-chislitelnyimi-tramplin-v-matematiku/#ixzz2hQcW2aLO

Оргмомент: Здравствуйте. Задумывались ли вы когда-нибудь, для чего мы пишем в тетрадях по русскому языку число прописью? КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Ученик: Так принято.

Учитель: Да, это одно из правил культуры ведения тетради по русскому языку. И число мы пишем прописью не задумываясь, к тому же оно написано на доске - запишите число, классная работа. А знаете ли вы, где еще нужно умение писать числа прописью?

(на экране появляется подсказка)

Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)

Конспект урока по русскому языку Правописание числительных (6 класс)

Ученик: Пишут прописью числа в документах.

Учитель: Верно, при получении почтового перевода, написании доверенности нам приходится расшифровывать цифры, обозначающие сумму денег. Также дикторы радио и телевидения, озвучивая информационные сообщения, с точностью до буквы прописывают числительные с учетом все падежей и окончаний для того, чтобы проговорить их правильно. Поэтому надо знать, как писать цифры прописью. А нужно ли это вам? ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Ученик: Нужно, так как грамотное письмо говорит о культуре человека. Знание того, как правильно писать, экономит время, например, при заполнении тех же документов.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: Как правильно писать числительные.

Учитель: Да, только чтобы этому научиться, нужно различать числительные по строению. Запишите тему. Как она связана с вашим домашним заданием?

Ученик: мы пересказывали текст о словах, которые обозначают число или порядок предметов при счете.

Проверка выполнения домашнего задания: Задача №3 «Имя числительное» по тетради Зайцевой «Задания на понимание текста» (пересказ лингвистического текста о числительном, задания на формирование умения отличать числительные от других частей речи).ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Учитель: Итак, что же будет целью сегодняшнего урока? РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик: научиться правильно писать числительные.

Учитель: Что для этого будем делать?

Ученик: Нужно обратиться к учебнику, к правилу. Потом потренироваться, выполнить упражнение, понять, получается у тебя правильно писать числительные или нет. Только потом можно сочинить что-то свое, используя числительные.

Подготовка уч-ся к работе на основном этапе: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Учитель: Верно. Запишите загадку и ответ: Выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Это год - он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней.

Учитель: Какие слова вызвали затруднения?

Ученик: Числительные.

Учитель: Назовите их. Какие затруднения возникли?

Ученик: 1) как писать - слитно или раздельно? 2) Какие окончания писать?

Учитель: Будем решать эту проблему?

Ученик: Да.

Учитель: Ваши действия?

Ученик: Ищем помощь в учебнике. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ) УУД

Учитель: Открываем учебник с.264 и читаем текст про себя. Полученную информацию запишите в виде кластера.

Этап усвоения новых знаний и способов действий


Строение и правописание числительных

Простые: четыре, четырнадцатый

Составные

Двадцать пять

Сложные

пятьдесят

КАК ПИШУТСЯ?

У количественных склоняются все слова, из которых они состоят: пятисот семидесяти пяти. У порядковых - изменяется только последнее слово: в тысяча девятьсот семьдесят пятом (году).

Суффикс -дцать -слово «десять», поэтому «д»

У количественных -изменяются обе части - двумястами; у порядковых - первая часть имеет форму род.п.:двух, шести (кроме девяносто, сто), вторая часть имеет окончание порядкового числительного: шеститысячный


Порядковые, оканчивающиеся на -сотый,-тысячный,-миллионный,-миллиардный, пишутся слитно: двухтысячный


Первичная проверка понимания изученного:

Вернитесь к загадке, проверьте, объясните, ПОЧЕМУ нужно писать так:

Ученик: во-первых, двенадцать - простое, во-вторых, суффикс - дцать раньше обозначал «десять», поэтому важно не потерять букву «д».

Ученик: пятидесяти двух (составное, склоняются все слова, родит. падеж)

(объясняется каждое числительное загадки, которое вызвало проблему) ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

НА ЭКРАНЕ Проверьте: Это год - он состоит из двенаДцати месяцев, пятИдесятИ двУХ недель, треХсОт шестИдесятИ пятИ дней.

Этап закрепления новых знаний и способов действия (вопросно-ответное общение)

Работа в парах: КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1) Прочитать текст, правильно произнося числительные, посовещаться с соседом, подготовиться к чтению вслух.

2) Каков стиль данных текстов? Ответ аргументируйте. Записать два любых предложения с числительными из текста в тетрадь. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

ТЕКСТ 1: Набухшие семена теплолюбивых культур (огурцы, помидоры, кабачки) можно закалить, подержав их 20-30 часов в помещении с температурой около 18-25 градусов тепла, а потом на 50-70 часов вынести на холод, поддерживая температуру минус 1-3 градуса. На 3-5 дней раньше образуются завязи у растений, выращенных из семян огурцов, обработанных таким образом. Можно поступить и иначе. Проведите предпосевное прогревание семян в течение 1-2 часов от комнатной температуры до плюс 50-60 градусов. И опять на огурцах раньше появятся завязи.

(Из журнала «Юный натуралист»)

ТЕКСТ 2:

В прошлом тысячелетии было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными, на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар. Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато оно живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают очень далеко, до 200 километров от гнезда. (Из журнала «Юный натуралист»)

Учитель: с какими числительными (разряд) вы работали?

Ученик: с количественными.

Учитель: Получилось ли у вас? Были ли ошибки? Подумайте, почему она была допущена. Давайте посмотрим, как вы пишете порядковые числительными. Придумайте предложения с составными порядковыми числительными в разных падежах и запишите их прописью.

Ученик: (комментирует написание числительных в составленных предложениях):

В 1961 (в тысяча девятьсот шестьдесят первом) году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство. Строительство завода должно завершиться к 2012 (к две тысячи двенадцатому году) году.

Применение знаний и способов действий ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД

Мы повторили особенности текста научного стиля. Вспомните, какой стиль называют официально- деловым. Предлагаю составить документ - автобиографию - на основе употребления чисел.

Моя биография в числительных НА ЭКРАНЕ:

Отвечая на следующие вопросы, напишите текст-автобиографию, прописывая числительные словами.

1. В каком году, какого числа и месяца ты родился(сь)?

2. В каком году ты поступил(а) в первый класс?

3. Сколько кружков ты посещал(а) за свою жизнь?

4. В каком классе и какой школы ты учишься сейчас?

5. В каком году ты планируешь закончить школу?

6. Какой номер твоего домашнего телефона?

Зачитать 2-3 получившихся образца, дать им оценку. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обобщение и систематизация ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

Учитель: обратимся еще раз к нашему кластеру. Обобщите правила написания простых, сложных и составных числительных.

Ученик: У количественных простых числительных с суффиксом -дцать пишем д; у сложных - изменяем обе части; составные пишем раздельно каждое слово. У порядковых составных изменяется только последнее слово.

Учитель: Покажите, как можно использовать эти знания на уроке математике.

Упр. учебника 584. Прочитайте вслух примеры, чётко проговаривая числительные. Запишите.

Образец: К 57 + 25 = 82 - к пятидесяти семи прибавитъ двадцать пять будет (получится) восемьдесят два.

  1. К 235 + 145 = ? 4) К 599 + 689 = ?

  2. К 386 + 238 = ? 5) От 678 - 238 = ?

  3. К 449 + 390 = ? 6) От 999 - 89 = ?

Учитель: Объясните, какие знания и умения нужны, чтобы выполнить это задание.

Ученик: во-первых, нужно уметь складывать и вычитать целые числа; во-вторых, делать это столбиком, это удобнее, в-третьих, когда проговариваешь данные числа (а с точки зрения русского языка это числительные), это помогает правильному письму и развитию восприятия информации на слух.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Самостоятельная работа

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных. Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1000000-ый покупатель (дат.п)

1945 год (тв. )

2005 год (род., пр. )

Обсуждение результатов взаимопроверки. Выявление и работа над ошибками.

Коррекция знаний и способов действий РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Учитель: исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Пятнацатое февраля тысячу девятьсот шестого года родился известный татарский поэт Муса Джалиль.
2) Мусе не было и шесть лет, когда он стал проситься в школу.
3) Муса за один год овладел программой всех читырех классов сельской школы.
4) В тысячу дивитсотсоракпервом году Муса добровольцем отправляется на фронт.

Информация о домашнем задании стандартный минимум - упр.585, повышенный - составить задания (дидактический материал) по теме урока, творческий - придумать текст с использованием простых, сложных и составных числительных в разных падежах.

Подведение итогов занятия

Учитель: Тема сегодняшнего урока была … Мы учились чему…. Что мы делали для достижения цели? Какие моменты изучили? РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Рефлексия: Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


© 2010-2022