Выступление на педсовете по теме Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование метода проектов на уроках и во внеурочной

деятельности учащихся»

(Методические рекомендации для учителей)


Кудрящова Т.В., учитель русского языка и литературы


В работе учителей русского языка и литературы совместно с учителями смежных дисциплин используются многие методы эвристического обучения. Но в последние годы все более широкое распространение получает проектная деятельность учащихся и учителей. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельного действия учащихся обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов - метод оргдеятельностного типа, представляющий собой такую организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Смысл его в том, что школьники индивидуально или по группам за определенное время (от 1урока до 2-3 месяцев и более) выполняют познавательную, исследовательскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт. решить научную, техническую или иную проблему.

С помощью эвристических форм и методов обучения учитель помогает школьникам формировать их собственные гипотезы, понятия и теории, выполнять культурологические и гуманитарные исследования. Творческие работы учащихся сопровождают весь учебный процесс. Проектная же деятельность учащихся стала частью учебного процесса.

К организации работы по проекту предъявляются определенные требования. Мною разработаны примерные требования к учебным проектам для учащихся.

Примерные требования к учебным проектам

Работа должна быть выполнена в соответствии со следующими требованиями и публично защищена.

  • Поощряется активное использование современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии).

  • При поиске фактического материала рекомендуется учащимся обращаться за помощью, консультациями к преподавателям различных дисциплин и друг к другу.

  • Выполняться работа может как индивидуально, так и авторскими группами.

  • Работа представляется в напечатанном или электронном виде.

  • Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль).

  • Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим ясным языком).

  • Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами.

Примерная структура проекта (для учащихся)

  • Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).

  • Оглавление (перечень основных частей проекта).

  • Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта.

  • Эпиграф.

  • Основная часть.

  • Заключение.

  • Библиография.

  • Сведения об авторах проекта.

  • Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации и прочее.

  • Приложения: карты, таблицы, графики.

Основные требования к использованию метода проектов сформулировала бы для учителей в виде следующих рекомендаций.

Использование метода проектов предполагает:

  • Наличие значимой (социальной и личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследования этно-культурных проблем в регионах России, создание версии репортажей из разных концов земного шара по одной из глобальных проблем).

  • Организацию самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и учителей (обобщение и систематизация материалов, докладов, рефератов; выпуск литературных журналов, подготовки сценариев праздников, ролевых игр, выставок и т.д.).

  • Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов (этап подбора литературы по проблеме завершается составлением библиографического списка или картотеки; этап изучения и анализа источников - написанием введения; этап сбора фактических данных - составления схем, графиков, диаграмм).

Критерии оценки образовательного проекта.

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

  2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых).

  3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

  4. Проект педагогически значим. т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

  5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

  6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

  7. Проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении гимназии ресурсы.

Структурная основа образовательного проекта определяется в его положении, которое разрабатывает совместно с учащимися руководитель.

Перечислим его основные элементы:

  • название проекта;

  • цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта;

  • общая характеристика проекта, актуальность темы проекта;

  • идея проекта;

  • цели и задачи проекта;

  • участники проекта;

  • сроки реализации проекта;

  • этапы проведения проекта;

  • критерии оценки работ участников, всего проекта;

  • жюри или другая диагностическая и оценочная группа;

  • призы и награды;

  • возможное продолжение и развитие проекта;

  • авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль перечисленных выше элементов определяются авторами и разработчиками проекта на основе их собственных представлений и не являются жестко заданными и рекомендованными. Положение может быть составлено не в формализованном стиле. В ряде случаев подойдет другой вариант, который более всего будет отвечать основным идее и целям проекта. Например, проект, посвященный древнерусской литературе, может иметь форму верительной грамоты.

Руководитель проекта составляет календарь работы над учебным проектом, в котором подробно описывается содержание работы, указываются сроки, исполнители, контроль за работой, формы контроля и в примечании - корректировки, изменения, доработки, возникшие в ходе работы над проектом.

Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной программы, связанного, например. с углублением знаний отдельных учащихся по этому вопросу. Однако чаще всего относятся к какому-либо актуальному для практической жизни вопросу, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.

Тематика проектов, выполняемых моими учащимися, весьма разнообразна: жизнь и творчество писателей и поэтов, Словарики устаревших слов, профессионализмов, фразеологизмов; социальные, литературные проекты, такие, например, как «Моя родословная», «Родословная славянских богов», « 70-летие Победы» и др.

Программы этих проектов способствуют лучшей мотивации к изучению учебных предметов, формируют исследовательские навыки, самостоятельность, воспитывают этическую, расовую и социальную терпимость, социокультурную вежливость, скромность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов, развивают навыки оценки себя, своих знаний и умений.

Мои ученики чаще создают исследовательские проекты. Проектная деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • выявление и постановка проблемы исследования

  • формулировка гипотезы

  • планирование и разработка исследовательских действий

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез

  • сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка

  • подготовка и написание (оформление) сообщения

  • выступление с подготовленным сообщением

  • построение выводов, заключений.

Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

Темы исследовательских сочинений. докладов, сообщений, рефератов.

  1. Античность - детство человечества или его вершина?

  2. Родословная славянских богов.

  3. Место русской литературы 18 века в общей картине отечественной литературы.

  4. Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

  5. Почему начало 19 века называют "золотым веком" русской поэзии?

  6. Пушкин и мировая культура.

  7. "Серебряный век" русской поэзии.

  8. Роман Л.Н.Толстого - настоящий «клад».

© 2010-2022