- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на педсовете по теме Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время
Выступление на педсовете по теме Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудряшова Т.В. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Использование метода проектов на уроках и во внеурочной
деятельности учащихся»
(Методические рекомендации для учителей)
Кудрящова Т.В., учитель русского языка и литературы
В работе учителей русского языка и литературы совместно с учителями смежных дисциплин используются многие методы эвристического обучения. Но в последние годы все более широкое распространение получает проектная деятельность учащихся и учителей. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельного действия учащихся обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов - метод оргдеятельностного типа, представляющий собой такую организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Смысл его в том, что школьники индивидуально или по группам за определенное время (от 1урока до 2-3 месяцев и более) выполняют познавательную, исследовательскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт. решить научную, техническую или иную проблему.
С помощью эвристических форм и методов обучения учитель помогает школьникам формировать их собственные гипотезы, понятия и теории, выполнять культурологические и гуманитарные исследования. Творческие работы учащихся сопровождают весь учебный процесс. Проектная же деятельность учащихся стала частью учебного процесса.
К организации работы по проекту предъявляются определенные требования. Мною разработаны примерные требования к учебным проектам для учащихся.
Примерные требования к учебным проектам
Работа должна быть выполнена в соответствии со следующими требованиями и публично защищена.
-
Поощряется активное использование современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии).
-
При поиске фактического материала рекомендуется учащимся обращаться за помощью, консультациями к преподавателям различных дисциплин и друг к другу.
-
Выполняться работа может как индивидуально, так и авторскими группами.
-
Работа представляется в напечатанном или электронном виде.
-
Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль).
-
Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим ясным языком).
-
Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами.
Примерная структура проекта (для учащихся)
-
Титульный лист (название учебного заведения, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).
-
Оглавление (перечень основных частей проекта).
-
Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта.
-
Эпиграф.
-
Основная часть.
-
Заключение.
-
Библиография.
-
Сведения об авторах проекта.
-
Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации и прочее.
-
Приложения: карты, таблицы, графики.
Основные требования к использованию метода проектов сформулировала бы для учителей в виде следующих рекомендаций.
Использование метода проектов предполагает:
-
Наличие значимой (социальной и личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследования этно-культурных проблем в регионах России, создание версии репортажей из разных концов земного шара по одной из глобальных проблем).
-
Организацию самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и учителей (обобщение и систематизация материалов, докладов, рефератов; выпуск литературных журналов, подготовки сценариев праздников, ролевых игр, выставок и т.д.).
-
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов (этап подбора литературы по проблеме завершается составлением библиографического списка или картотеки; этап изучения и анализа источников - написанием введения; этап сбора фактических данных - составления схем, графиков, диаграмм).
Критерии оценки образовательного проекта.
-
Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
-
Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся (одноклассников, родителей, знакомых).
-
Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
-
Проект педагогически значим. т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
-
Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
-
Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
-
Проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении гимназии ресурсы.
Структурная основа образовательного проекта определяется в его положении, которое разрабатывает совместно с учащимися руководитель.
Перечислим его основные элементы:
-
название проекта;
-
цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта;
-
общая характеристика проекта, актуальность темы проекта;
-
идея проекта;
-
цели и задачи проекта;
-
участники проекта;
-
сроки реализации проекта;
-
этапы проведения проекта;
-
критерии оценки работ участников, всего проекта;
-
жюри или другая диагностическая и оценочная группа;
-
призы и награды;
-
возможное продолжение и развитие проекта;
-
авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль перечисленных выше элементов определяются авторами и разработчиками проекта на основе их собственных представлений и не являются жестко заданными и рекомендованными. Положение может быть составлено не в формализованном стиле. В ряде случаев подойдет другой вариант, который более всего будет отвечать основным идее и целям проекта. Например, проект, посвященный древнерусской литературе, может иметь форму верительной грамоты.
Руководитель проекта составляет календарь работы над учебным проектом, в котором подробно описывается содержание работы, указываются сроки, исполнители, контроль за работой, формы контроля и в примечании - корректировки, изменения, доработки, возникшие в ходе работы над проектом.
Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной программы, связанного, например. с углублением знаний отдельных учащихся по этому вопросу. Однако чаще всего относятся к какому-либо актуальному для практической жизни вопросу, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Тематика проектов, выполняемых моими учащимися, весьма разнообразна: жизнь и творчество писателей и поэтов, Словарики устаревших слов, профессионализмов, фразеологизмов; социальные, литературные проекты, такие, например, как «Моя родословная», «Родословная славянских богов», « 70-летие Победы» и др.
Программы этих проектов способствуют лучшей мотивации к изучению учебных предметов, формируют исследовательские навыки, самостоятельность, воспитывают этическую, расовую и социальную терпимость, социокультурную вежливость, скромность к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов, развивают навыки оценки себя, своих знаний и умений.
Мои ученики чаще создают исследовательские проекты. Проектная деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
-
выявление и постановка проблемы исследования
-
формулировка гипотезы
-
планирование и разработка исследовательских действий
-
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез
-
сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка
-
подготовка и написание (оформление) сообщения
-
выступление с подготовленным сообщением
-
построение выводов, заключений.
Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.
Темы исследовательских сочинений. докладов, сообщений, рефератов.
-
Античность - детство человечества или его вершина?
-
Родословная славянских богов.
-
Место русской литературы 18 века в общей картине отечественной литературы.
-
Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".
-
Почему начало 19 века называют "золотым веком" русской поэзии?
-
Пушкин и мировая культура.
-
"Серебряный век" русской поэзии.
-
Роман Л.Н.Толстого - настоящий «клад».