- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Творческий проект «Взгляд на комедию Грибоедова «Горе от ума» из 21 века»
Творческий проект «Взгляд на комедию Грибоедова «Горе от ума» из 21 века»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фролова Т.В. |
Дата | 24.09.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
(Творческий проект) 9 класс
Цель
-
изложить свою трактовку постановки пьесы Грибоедова «Горе от ума» в современных условиях
-
представить эскизы декораций и костюмов к спектаклю
Задачи
-
формирование сценической грамотности учащихся, знаний, умений и навыков по идейному разбору произведению, использованию результатов анализа и создание сценической трактовки
-
Воспитание художественно - эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, уважения к автору, его замыслу, ответственности в его реализации перед зрителем
-
Овладение умением использовать драматургический, прозаический, стихотворный, документальный, изобразительный материал для раскрытия и воплощения замысла, вырабатывать собственную эстетическую оценку
-
Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Прав поэт: «Покой нам только снится!»
Стало в мире не до красоты.
Но порой так хочется забыться
От ежеминутной суеты!
Хочется на время окунуться
В лицедейства радужный поток,
Хочется к искусству прикоснуться
Ну, хотя б на самый краткий срок,
Хочется иллюзии, не так ли?
Чтобы кровью плакали сердца!
Пусть не в жизни, но хотя б в спектакле
Хочется счастливого конца!
Мне театр - мир другой планеты,
Вечно неоконченный рассказ...
Хочется, чтоб феерия эта
Продолжалась в следующий раз!
Чтобы в век грядущий вечерами
Вам светила творчества свеча!
Хочется, чтоб продолжалась с вами
Сохранение нравственных начал!
От контактов с суматошным веком
Грязью перепачкана душа…
Хочется остаться ЧЕЛОВЕКОМ!
Я - в театр. Надо подышать.
Комедия - фарс «Горе от ума. 21 век»
(теоретическая трактовка)
«Горе от ума» поставить в современном театре с учётом нынешних
условий общества, государственного управления и моральных принципов
в классическом виде возможно. Однако для восприятия классики в канонах
современного театра требуются некоторые доработки, дополнения, которые
позволили бы соотнести идею бессмертного произведения, её сатиру и остроту с особенностями морали современного общества 21 век.
В России начала 21 века комедия Грибоедова не вызвала бы столь яркого восприятия, если в неё не внести дополненные компоненты, которые бы создали фон, оттенок, «досоздание смысла», так свойственное современным театральным постановкам.
Ведь «чёрное - значит чёрное, а белое - значит белое» не соответствует уровню постановок современного театра.
Зритель сам должен домысливать и сделать выводы строго «для себя» после просмотра и анализа им каждой театральной постановки.
Ориентируясь на 21 век, в комедии «Горе от ума» не должно быть безысходности.
(её и так с избытком было в театральных постановках и кинопродукции последних лет прошлого века)
В театральной версии современного «Горе от ума» должно, видимо, присутствовать:
-
Элементы мюзикла с использованием вариантов авторской песни (бардовского исполнения) в качестве «фонового» сопровождения, либо в исполнении основных персонажей произведения.
-
Лексикон современного времени, что в восприятии зрителя, знакомого с классической редакцией, создают особый «вкус» и «новизну», а также и неожиданность версии произведения.
-
Характер главного героя произведения должен подтверждать силу, непримиримость к создавшимся обстоятельствам и дух бунтарства с элементами активных действий и «революционности»
Данное качество идёт вразрез с образом Чацкого, но необходимо для постановки характера современного, положительного героя.
Чацкий должен быть «бунтарём, протестующим, действующим, а не пассивно протестующим, обиженным»
-
Финал постановки должен содержать положительно - прогрессивный аспект. Вот здесь допускается понятие «чёрное - белое»
Добро - это добро, зло - это зло. Раз в мире есть добро, следовательно, оно побеждает.
Здесь Чацкий должен быть (даже вопреки Грибоедову) торжествующим победителем.
У Грибоедова Чацкий разочарованный и разгневанный покидает Москву: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
Фамусов и прочие - на втором плане, а компания Молчалина и Скалозуба - незаменимым и второстепенным остатком.
В таком виде бессмертное произведение А. С. Грибоедова приобретёт характер злободневной и современной постановки, будет соответствовать духу времени, вызовет интерес и необходимость обсуждения в кругах современной молодёжи.
В современной постановке следует также показать роль московского дамского общества (ведь Грибоедов всем ходом пьесы говорит, что многое зависит от мнения и слов женщин, несмотря на то, что они не имеют высоких чинов и не сидят в Сенате.)
А дамы? - сунься, кто,
попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей
Не беда, что комедия станет фарсом, в современных условиях фарс порой становится гораздо злободневнее классики, наиболее достоверно отражает мораль и устои общества, прост в восприятии и оставляет « более глубокие рубцы на сердце»
Но следует отметить, что идея произведения должна остаться неприкосновенной, а именно:
-
обличие косности, чинопочитания, карьеризма
-
от кого зависит судьба Отечества
-
кто формирует общественное мнение.
Все эти явления встречаются и в нашей жизни.
Как мы уже сказали выше, в современной версии должны присутствовать элементы мюзикла. Предлагает варианты авторской песни в исполнении основных персонажей пьесы.
Софья.
Он чувств, своих, как принято, не прячет
Он честен, И ему нельзя иначе.
Он в обществе не понят. Он - изгой.
Но близок почему - то мне душой.
И как учиться мне, не мучась зря
И дерзкого любить, и бунтаря?
Для молодых сердец неясно сразу.
Что в разных полюсах любовь и разум.
Твердят, что сумасшедший и позер...,
Он - Чацкий! Этим сказано мне все...
И на вопрос ответ довольно прост:
Коль чувство говорит, то дремлет мозг.
Куда ж бежать, скрываться людям честным?
В России чистота души не к месту.
Плоды созрели невеселых дум,
Какое горе нам приносит ум.
В душе сомнений не стихает пыл:
Как пересилить мнение толпы?
Молчалин.
Не кричи, молчи, не будешь глуп.
Соглашайся, лишь себя люби.
Угождения приятен вид...
А перечить сильным не моги.
Перед ними знай свой мелкий чин
И молчи, молчи, молчи, молчи.
Каждой фразе есть свой день и час...
Молча, но светло горит свеча...
Молча нес Христос последний крест...
Тихо и без слов уходит честь.
По судьбе свой жребий получи
И молчи, молчи, молчи, молчи.
Доверять и чувствовать нельзя.
У любви капризная стезя.
Флюгер для примера людям дан:
Покланяйся слепо всем ветрам!
Не суди, и сильных не учи
И молчи, молчи, молчи, молчи.
Фамусов.
Мои непререкаемы устои,
Начальственен по-барски вечный тон
Внимания моего не стоит
Бунтарь, тот, чей вопрос «А судьи кто?...»
Мой принцип держится «на трех китах»:
Власть, деньги, статус. Остальное - прах!
Хитер, умен, я знаю: Скалозуб
Пусть даже будет откровенно глуп,
Богат, и в перспективе - генерал!
Знать статус жениха он оправдал.
Поверьте утверждению знатока,-
Мой принцип актуален сквозь века.
Потом придет какой-нибудь Белинский
И этот мой раскритикует принцип.
А зло давно пора уже пресечь,
Приказом по Москве: «Все книги сжечь».
Скалозуб.
Военный лексикон в общении крут!
Прислушайтесь, он ясный и короткий.
Все женщины к военным людям льнут!
Естественно, они ведь «патриотки»!
Жених при эполетах и деньгах,
Хоть юмор мой в солдатских сапогах!
В столице тьма невест, и каждой дан
Шанс выбора, осмыслив счастья меру..
И будет глупой та, что не избрала
В мужья - в перспективе генерала!
Плевать за что! Побольше бы наград!
«Чины добыть, есть многие каналы»...
Не важен способ, важен результат
«Мне только бы досталось - в генералы».
Приложение
Декорации к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Эскизы костюмов к комедии «Горе от ума»
Софья Чацкий Фамусов Скалозуб Молчалин