Статья по теме Связь здоровьесберегающих технологий с воспитанием у обучающихся устойчивых нравственных идеалов на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Киреева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»

Связь здоровьесберегающих технологий с воспитанием у обучающихся устойчивых нравственных идеалов на уроках литературы

В данной статье рассматривается использование здоровьесберегающих технологий при воспитании устойчивых нравственных идеалов у обучающихся средней общеобразовательной школы, а также поднимается проблема сохранения здоровья школьников на уроках литературы

Забота о здоровье - это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В. А. Сухомлинский1

Проблема сохранения здоровья школьников в современном обществе актуальна как никогда. По телевидению, радиовещанию, в средствах массовой печати мы очень часто встречаем устрашающие цифры, свидетельствующие о количестве больных детей в подростковом возрасте. Одной из наиболее важных причин катастрофического ухудшения здоровья обучающихся является игровая зависимость, которая притягивает школьников к интернету. Отсюда юношеская жестокость, психические расстройства, упадок сил, бессонница, ухудшение зрения и многие другие побочные явления. Обучающиеся не читают, не увлекаются искусством, следовательно, духовно деградируют.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы не только знания, но и сохранить здоровье. Поэтому прав был В.А. Сухомлинский, утверждавший, что «забота о здоровье - это важнейший труд педагога…» Действительно, учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не только не наносило ущерба здоровью обучающихся, но и духовно их развивало.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения раскрываются не только в доброжелательной обстановке на уроке, спокойной беседе учителя со школьниками. В основе личностно ориентированного обучения лежит дифференцированное, опирающееся на возрастные психологические особенности детей, чтобы обеспечить учебную разгрузку, а обучение в сотрудничестве повышает мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности.

Так, чтобы избежать переутомляемости обучающихся в 5 - 6 классах при изучении произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе», использую в своей практике игру. В игре можно использовать дополнительный элемент - мяч. Такая смена деятельности требует смены позы. Подобные динамические элементы не только развивают школьника физически, но и регулируют психологический климат на уроке, заставляют учеников активно сотрудничать друг с другом. «И сотрудничество будет чашей полной солнечной радости!»2 Не менее важно это произведение для формирования нравственных позиций и идеалов. Например, игра «Найди пару». Суть игры: пояснить содержание пословиц и дополнительно привести примеры из текста.

Поступать вопреки своим убеждениям

жить по совести

Жить честно, справедливо

делать на совесть

Делать что-либо хорошо, добросовестно

поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести

поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

жить со спокойной
совестью

Практически игру можно организовать в паре, используя мяч. Ведущий бросает мяч с репликой из первой колонки одному из игроков, который отбрасывает мяч с соответствующей репликой из второй колонки. Если отвечающий затрудняется, то он (игрок) меняется. Такой игровой момент на уроке приводит ученика в движение, т.е. воспитывает потребность в оздоровительном процессе, развивает быстроту мышления и заинтересовывает школьников в учебном процессе. В игре и через игровое общение на уроках литературы в данных классах у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Подобные занятия помогают по-новому взглянуть на личность человека, формируя в нём нравственные чувства: совесть, долг, веру, ответственность, - и развивая духовные стремления строить свои отношения с окружающими на основе добра, истины и красоты. Важную мировоззренческую позицию составляет продвижение к формированию нравственных идеалов. Данный текст даёт при обнаружении противоречия: больно и «кажется», что несправедливо поступают близкие люди. Это произведение учит любить, понимать и прощать.

Не менее успешны методы активного обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Так, на уроках литературы в 7 классе ученик может перевоплотиться в А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова или С.А. Есенина. Выступая в роли того или иного поэта, школьник создаёт для себя обстановку для естественного самовыражения.

С психологической точки зрения, самообразование - это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «Я - ученик», и как «Я - учитель». Умение управлять собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у ученика по мере того, как он осознает управляющие функции учителя и обращает их на самого себя.

Перенося названные педагогические функции на самого себя, человек тем самым овладевает системой соответствующих «метакогнитивных умений»:

  1. диагностировать то, что уже знает, и то, что еще не знает;

  2. ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления;

  3. реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его;

  4. регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;

  5. анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;

  6. определять направления дальнейшей работы над собой. 3

Подобные выступления на уроке заставляют обучающихся размышлять на определённые темы, учат делать выбор, работать с ценностями, способствуют формированию своих позиций в жизни. Стоит процитировать школьникам слова Пауло Коэльо: «Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила - в могуществе его решений».4

Элемент инсценирования, представление творческих проектов позволяет ученику не только самостоятельно активировать свою мыслительную деятельность, но и создать благоприятный умиротворённый спокойный психологический климат на уроке, воспитательной функцией которого является формирование духовно-нравственных качеств обучающихся средствами литературы: уважение к окружающим, стремление к красоте. Ведь прав был Л.Н. Толстой, советовавший думать «хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». 5

На создание благоприятной психологической атмосферы на уроке литературы влияет звучание музыки. Она может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Так, чтобы избежать переутомляемости на уроке следует сочетать физкультминутки с музыкальными паузами, что положительно влияет на мироощущение обучающихся.

Симфоническая музыка - волнующий мир больших человеческих чувств, глубина и серьезность мыслей, воплощенных в прекрасных звуковых образах.

В музыкальном творчестве таких больших композиторов, как Бах, Бетховен, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, школьников привлекает широта их взглядов на мир, глубина интереса к жизни народа, к острым социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также любовь к природе родной страны, ее героической истории, обычаям, народным песням и пляскам.

Симфониями Бетховена и Чайковского на уроках музыки учитель старается впустить в детские сердца любовь и доброту, чтобы они не очерствели, не стали равнодушными к человеку, к Родине.

Философская сила «седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича огромна и сейчас: через неё ребятам легче постичь не только дух ХХ века, но и прочувствовать самих себя.

Постепенно можно выработать у школьников понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Так, изучая пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка», следует предложить обучающимся прослушать оперу Римского-Корсакова по одноимённой сказке. Мелодичность музыкального произведения раскрывает чувства и переживания Снегурочки и Мизгиря. В своей последней арии главная героиня воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью завораживает ребят. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке. Школьники должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко…»6

Изучая в 8 - 9 классах произведения о Великой Отечественной войне, можно использовать музыкальные заставки:

  1. «Вот солдаты идут». (Музыка К. Молчанова, слова М. Львовского.)

  2. «Эх, дороги...» (Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.)

  3. «За того парня». (Музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского.)

  4. «На безымянной высоте». (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского) и другие.

Музыкальное сопровождение таких уроков призвало создать эмоциональный настрой на уроке, и, одновременно, показать, что искусство тоже помогало бороться с врагом, вселяло силу и уверенность в победе. Песня Александра Харчикова «Победа» способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность и доброту. Музыка связывает все организационные компоненты урока литературы, благотворно влияет на душевное состояние ребят, обладает оздоровительным эффектом и воспитывает в школьниках патриотизм и мужественность.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Приобщаю к выполнению домашних заданий своих учащихся, давая задания по трем уровням, то есть, ребенок сам выбирает себе объем задания по силам. Так, изучая в 10 классе произведение И.С. Тургенева «Отцы и дели», следует предложить школьникам такие разноуровневые задания:

  • Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? (на «3»)

  • Как писатель показывает героя в момент смерти? (на «4»)

  • Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? (на «5»)

Подобные задания позволяют выработать у обучающихся собственную устойчивую позицию, что благотворно влияет на становление личности школьника и его нравственных идеалов.

Итак, использование на уроках литературы здоровьесберегающих технологий приводит к тому, что каждый ученик чувствует себя комфортно и защищено на уроке, каждый школьник воспитывает в себе стремление к здоровому образу жизни, в каждой личности формируются устойчивые нравственные идеалы.

Список литературы

  1. Агни-Йога. Напутствие вождю. - 1933 г, текст 83

  2. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.

  3. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.

  4. Вашлаева Л. П., Панина Т. С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. 2004. № 4. С. 93-98.

  5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.; Просвещение, 1993

  6. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.

  7. Пауло Коэльо. Пятая гора. - София, 2007

  8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПКиПРО, 2002. - 121 с.

  9. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 285 с.

  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство "Радяньска школа", 1985

  11. Толстой Л., Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Правда, 1984.



1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство "Радяньска школа", 1985

2 Агни-Йога. Напутствие вождю. - 1933 г, текст 83

3 Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.

4 Пауло Коэльо. Пятая гора. - София, 2007

5 Толстой Л., Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Правда, 1984.

6 Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.; Просвещение, 1993


© 2010-2022