Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор Зубачева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой Крымского района Краснодарского края

Технологическая карта урока русского языка в 7-б классе

Тема: Причастие как часть речи (с презентацией)

Тип урока. урок открытия новых знаний. (Урок- исследование)

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

Предметные: анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным

признакам - суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастия от однокоренных прилагательных.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • электронное приложение к уроку (Презентация)

  • набор карточек с заданиями;

  • учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;

  • доска.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационный

Цель: создание оптимальных условий для восприятия новой темы , включение обучающихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Заполнение классного журнала.

Проведение:

учитель использует различные методики

« подтолкнуть» обучающихся к самостоятельному «открытию» исследуемой части речи, что в свою очередь формирует у них более глубокие и устойчивые грамматические навыки и умения.

Определяет рабочие мини-группы: класс делится на 4 группы по 5-6 человек.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Осуществлять совместную деятельность.

Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы.

II. Актуализация новых знаний.

Погружение в тему урока

Цель: познакомить обучащихся с новой частью речи - причастием, проанализировать его грамматические . морфологические и синтаксические признаки.


Приём "Отсроченная отгадка"

Читает лингвистическую сказку.

Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и выел уже несколько новых сортов.

- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия ? - размышлял как-то ученый - садовник. - Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки « папы» - глагола и « мамы» - прилагательного. У другой формы открылись признаки « папы» - глагола и « мамы» - наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.

Проводит эвристическую беседу.

-О чем эта сказка?

-Какой секрет содержится в этой сказке?

Внимательно слушают выразительное чтение учителя.

(Дают развернуты ответы, демонстрируя умение анализировать и сопоставлять факты).

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Давать определения понятиям, устанавливать сходство и различие между понятиями.

3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Результат совместной деятельности: обучающиеся включены в исследовательскую деятельность, результат которой впоследствии будет представлен в виде морфологического древа, демонстрирующего морфологические особенности причастия как особой части речи

III. Операционно-исполнительский этап.

Цель: определить грамматические признаки причастия путем разгадывания кроссворда, развитие творческого потенциала . расширение кругозора, углубление знаний.

Численность группы по 5-6 обучающихся.

Оборудование: материал к кроссворду, индивидуальные вопросы к обучащюимся по кроссворду.

Учитель раздает по группам заранее приготовленный материал, предназначенный для наблюдений и анализа, а также повторения материала изученного ранее.

Каждая группа получает карточки, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по 2 вопроса.


Познавательные УУД

1. Восприятие новой информации.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения Регулятивные УУД

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия.

Постановка проблемы

(работа в группах)

Вопросы 1 группе

  1. Часть речи, которая обозначает действие предмета (глагол).

  2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Вопросы 2 группе

  1. Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо

  2. ( чему-либо) ( прилагательное).

  3. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки прилагательного.

Вопросы 3 группе

Какую синтаксическую роль играют глаголы и прилагательные в предложениях?

Слайд 1.

В ходе исследования учащиеся приходят к выводу: часть речи ,совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.

По ходу ответов на вопросы ученики составляют схему-опору.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Затем дополняют информацию о грамматическом значении прилагательного и причастия в таблице.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Определять проблему урока.

3. Формулировать тему и цель урока.

Определение темы исследования

(коллективная работа)

Цель: определить конкретные грамматические признаки причастия.

Оборудование: на доске иллюстрация древа (клена) и 2 варианта текста

Учитель предлагает самостоятельно прочитать тексты и провести сравнительный анализ.

1 вариант

Поющий клен.

В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный.

2 вариант

Клен, который поет.

В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями , которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми грудками походили на листья , которые зеленеют. Казалось, что клен расцвел. Утром, которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.

Работа в группах

В ходе сравнения учащиеся приходят к пониманию, что вариант 1 с использованием причастия. конструкции со словом « который» заменены причастием ( Птицы, которые поют - поющие птицы ) образовано от глагола с помощью суффикса - ющ -. Поющие - обозначает признак по действию - это грамматическое значение причастия.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2.Владеть навыками отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Взаимодействовать друг с другом, оказывать необходимую помощь.

Формулирование цели исследования.

Учитель предлагает обучающимся на основе материалов, полученных в ходе анализа двух текстов сформулировать цель исследовательской работы, выдвинуть гипотезу.

Упр. № 74. (наблюдение, обсуждение).

Гипотеза: действительно ли в одной части речи могут совмещаться признаки разных частей речи?

Обучающиеся приходят к выводу о том, что причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола, образуется при помощи суффиксов.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, модель, схема).

«Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

Учитель демонстрирует таблицы с опорным конспектом, обращая внимание на то, что причастие - это синкретичная часть речи. Учёные причастие называют по-разному: особая часть речи, особая форма глагола.

Слайд 2, 3, 4


Обучающиеся изучают, сравнивают информацию с результатами своих исследований.

Вид опорного конспекта.

Причастие

  1. Грамматические признаки:

- признак предмета по действию;

- самостоятельная часть речи ;

- какой? ( что делающий?)

  1. Морфологические признаки:

От прилагательного

- число ( ед. и мн. );

- род ( м., ж., ср.) в ед. ч.;

- падеж ( И., Р., Д., В., Т., П.,)

от глагола

-вид(совершенный, несовершенный);

- возвратность ( - сь, - ся );

- время ( настоящее, прошедшее);

- наклонение

3 Синтаксические признаки:

- сказуемое ( краткое причастие);

- определение согласованное.



Вывод: Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Чтение текста учебника (стр. ). (Сравнение с эталоном).

Результат совместной деятельности: определен проблемный вопрос урока, проведены исследования на примере подготовленных учителем материалов, закреплено умение решать лингвистические задачи, сделаны выводы, проведены сравнения полученных результатов с эталоном.

III.Оценочно-рефлексивный этап

Цель: выяснить в ходе исследовательской деятельности обучающихся усвоение нового материала о причастии как особой форме глагола -

« чудесного гибрида» - и настроить учащихся на отработку полученной информации.

Учитель проводит блиц-опрос, проверяя уровень усвоения знаний, полученных в ходе урока.

Цель: развитие у учащихся творческого потенциала, углубление знания по русскому языку, проявление положительных личностных качеств, развитие творческих способностей. Проявление смекалки и фантазии.

_Что общего между причастием и прилагательным, причастием и глаголом и в чем разница между ними?

- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему?

Упр. № 72 (Чтение текста, обсуждение вопросов, обмен мнениями).

Обучающиеся приводят примеры причастий, демонстрируя свое умение определять морфологические признаки данной части речи.

Делают вывод о том, что причастия не имеют будущего времени, так как признака по действию в будущем не существует.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Технология оценки учебных умений.

Интерпретация полученных данных.

Вывод по результатам исследовательской работы.

Применение новых знаний в учебной деятельности.

Вывод: Причастие -самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Упр. №76 (выполняют самостоятельно)

Обучающиеся в очередной раз убеждаются в правильности своих открытий, отвечая на вопросы учителя.

Познавательные УУД

1 Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

VII. Итог урока.


- Определите ключевые слова темы. Дайте комментарий к каждому из этих слов.

- Чему научились на уроке, какие умения развивали?

- Какие трудности встретились?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

- Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся определяют ключевые слова темы урока: признак предмета, действие, признак предмета по действию, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Оценивают свою работу на уроке, пользуясь алгоритмом самооценки.


Регулятивные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.


Технология оценки учебных умений.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в ходе урока, оценены учебные умения, проведена самооценка деятельности, выставлены отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Н. Упр.77 (по условию).

П. Составить задание по изученной теме для работы в парах. (Приготовить на отдельном листочке задание с пропусками букв, поиском лишнего слова, распределением на группы и т.д.) на правописание слов с орфограммами после букв шипящих. (Индивидуально).



© 2010-2022