Урок Существительные, которые имеют форму только множественного числа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только

множественного числа.

Цели: 1) сформировать представление об именах существительных, имеющих форму

только множественного числа;

2) развивать навыки определения категории числа у существительных,

имеющих только форму множественного числа; развивать умение

использовать их в устной и письменной речи;

3) продолжать работу над развитием любви к родному языку и родному слову.

Методы и приемы: объяснение учителя, работа с учебником, самостоятельная работа,

выполнение тренировочных упражнений.

Оборудование: учебники, проектор, раздаточный материал, физическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока, мотивирование учащихся на совместную учебную деятельность)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня пятое февраля, урок русского языка и тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Цель сегодняшнего урока - сформировать представление об именах об именах существительных, имеющих форму только множественного числа; развивать навыки определения категории числа у существительных, имеющих только форму множественного числа; развивать умение использовать их в устной и письменной речи.

2. Актуализация знаний по теме «Пунктуация в простом предложении с однородными членами», «Имена существительные собственные и нарицательные».

Но прежде, чем прейти к изучению новой темы, мы повторим пунктуацию в простом предложении при однородных членах и имена существительные собственные и нарицательные.

а) фронтальный опрос:

1) расскажите об имени существительном как части речи;

2) как изменяются имена существительные?

3) какова синтаксическая роль имен существительных?

4) на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

5) на какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?

6) какие имена существительные являются нарицательными?

7) какие имена существительные являются собственными?

8) что вы знаете о правописании собственных имен существительных?

- А теперь перейдем к практической работе. Четверо учащихся получают индивидуальное задание и работают с карточками. Проверка их и выставление оценок - после урока.

а) индивидуальная работа по карточкам (4 учащихся);

Образец карточки с индивидуальным заданием:

Ответьте письменно на вопросы

  1. Где вы родились?__________________________________________________

  2. Из кого состоит ваша семья?_________________________________________

  3. Как зовут членов вашей семьи_____________________________________

  4. Произведения какого писателя вы больше всего любите?________________________

  5. кто ваш любимый герой._______________________________________________

- Остальные учащиеся класса работают над повторением синтаксиса и пунктуации простого предложения с однородными членами (один у доски, оценка)

б) сделайте синтаксический разбор предложения, объясните расстановку знаков препинания (у доски)

На старом пыльном верстаке лежали молоток, гвозди, клещи. (повеств., невосклиц., простое, распр., ослож).+ схема

3. Изучение нового материала

- выпишите из предложения все имена существительные, определите число

на верстаке - ед.ч. верстаки

молоток - ед.ч. молотки

гвозди - мн.ч. гвоздь

клещи -мн.ч. ?

- попробуем изменить число существительных?

- у всех ли существительных получилось изменить форму числа?

- почему?

- Правильно, в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Слово клещи относится именно к таким именам существительным.

Приведите свои примеры (если дети не приводят примеров, делаю это сама и прикрепляю на доску карточки - ножницы, часы, джинсы).

- А теперь обратимся к учебнику

(чтение теоретического материала, выводы (стр. 194)

4. Выполнение тренировочных упражнений

упр. 507 (по заданию у доски) - запишите имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Продолжите перечисление

1) название орудий труда, инструментов

- грабли, плоскогубцы, ножницы, вилы;

2) названия игр

- горелки, жмурки, салочки, ножички;

3) названия веществ

- дрожжи, чернила, румяна, духи.

5. Распределительный диктант с использованием ИКТ (изображения предметов проецируются на экран)

распределите имена существительные по двум группам и запишите в тетради: первая группа - имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вторая - имена существительные, имеющие форму и множественного и единственного числа (после выполнения задания проверяем - двое учащихся читают вслух, остальные проверяют выполненную работу в тетрадях, выставляются оценки).

6. Работа в группах:

- Имена существительные, имеющие форму только единственного числа, очень часто мы употребляем в речи, предметы окружают нас в повседневной жизни. Докажем это, выполнив следующий вид работ:

1) 5 учащихся работают с физической картой - выписывают географические названия, выраженные именами существительными, имеющими форму только множественного числа;

2) из предложенных предметов 5 учащихся выбирают те, названия которых выражены именами существительными, имеющими форму только множественного числа.

3) на доске записаны предложения. Учащиеся (остальные ученики класса) должны в карточках исправить ошибки в этих предложениях (работают в карточках; карточки перед учащимися на партах)

  • Эту ленту нужно отрезать большим ножницами.

  • Во дворе моей бабушки красивые вороты.

  • У моей мамы много разных духи.

  • В басне И.А. Крылова Мартышка мерила очка.

  • В нашем дворе много качелев.

7. Творческая работа в группах

- Ну и в заключении урока, небольшое творческое задание: составьте небольшой текст для рекламы предмета, расскажите, что это за предмет, для чего он нужен, каковы его функции и по какой причине его просто необходимо купить обывателю)

1 ряд - ножницы

2ряд - часы

3ряд - джинсы


8. Итог урока, выставление оценок за урок:

- с какой группой имен существительных познакомились на уроке?

- где мы встречаем имена существительные, имеющие форму только множественного числа?

9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

- Выучить теоретические сведения на стр. 194, упр. № 511 по заданию

- Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, об этом свидетельствуют ваши оценки, спасибо за урок, до свидания!



  • Эту ленту нужно отрезать большим ножницами.

  • Во дворе моей бабушки красивые вороты.

  • У моей мамы много разных духи.

  • В басне И.А. Крылова Мартышка мерила очка.

  • В нашем дворе много качелев.


  • Эту ленту нужно отрезать большим ножницами.

  • Во дворе моей бабушки красивые вороты.

  • У моей мамы много разных духи.

  • В басне И.А. Крылова Мартышка мерила очка.

  • В нашем дворе много качелев.


  • Эту ленту нужно отрезать большим ножницами.

  • Во дворе моей бабушки красивые вороты.

  • У моей мамы много разных духи.

  • В басне И.А. Крылова Мартышка мерила очка.

  • В нашем дворе много качелев.


  • Эту ленту нужно отрезать большим ножницами.

  • Во дворе моей бабушки красивые вороты.

  • У моей мамы много разных духи.

  • В басне И.А. Крылова Мартышка мерила очка.

  • В нашем дворе много качелев.


© 2010-2022