Мастер-класс на тему Словотворчество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литература Шамсутдинова Лилия Галимзяновна МАОУ «СОШ №38» г. Набережные Челны Республика Татарстан

Мастер класс по теме «Словотворчество»

Цели:

Задачи:
- развитие в детях способности, которую называют даром слова;
- углубление уже имеющихся знаний о слове (лексике);
- изучение и исследование вместе с детьми конкретных лексических понятий;
- подбор технологий, методов, форм для развития речи, речевых творческих способностей и обогащения словарного запаса учащихся.

Оборудование: презентация

Ход занятия :

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю.

Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих слов богатая родословная. На большинство можно завести паспорта, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их происхождение.

Во всех языках мира есть слова-туземцы (в русском языке, например: земля, огонь, вода, деревья), а пришельцы: школа (греч.), чай (кит.), портфель (фр.), карандаш (тюркск.),класс (лат.). У одних слов завидное долголетие. Другие слова - младенцы, родившиеся на наших глазах; некоторые, словно бабочки-однодневки, едва появившись на свет, исчезают.

Русский язык - великий, необъятный, «живой, как жизнь», - продолжает развиваться: выходят из языка слова устаревшие, рождаются новые слова, их поток всё нарастает, чтобы успеть назвать предметы, явления безудержного взлёта научной мысли и технических достижений. Обогащение словаря идёт двумя путями. Новые слова образуются: 1) путём заимствования (результат международных контактов); 2) средствами самого языка - переосмысление старых слов, создание новых слов из старых морфем.

Писатели и поэты - творцы новых слов. Многие не только обновили значения многих слов, но и активно занимались словотворчеством.

Давайте посмотрим, как работали словотворцы. Найдём неологизмы в данных отрывках, у некоторых слов выполним словообразовательный разбор и, самое главное, попробуем определить, с какой целью созданы слова.

I задание. Прослушаем стихотворение Сергея Есенина и найдём неологизмы, подумаем, какую роль они выполняют в произведении.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Какие еще слова в русском языке образованы с помощью при помощи этого суффикса?

II задание. Как образовались слова обезлосили, обезлисили? По какой словообразовательной модели?

Леса лысы.
Леса обезлосили.
Леса обезлисили.
(В.Хлебников)

Обезлосить = обез -лос -ить

Обезводить= обез- вод- ить

Хлебников доказал, что любой оттенок мысли можно выразить точным словом. Обратите внимание, какое трагичное, ёмкое и очень понятное слово родилось у поэта.

Что такое словотворчество? Это значит создавать новые слова. Сравним два слова: ручеек и журчеек. Первое слово известно всем, а второе придумали мы с вами. Теперь мы не только видим, как бежит ручеек, но и слышим его радостное журчание, а передается оно в самом названии ручейка - журчейка.

III задание . Как еще можно назвать ручеек в соответствии с теми звуками, которые он может издавать?

Шепчет - шепчеек
Ворчит - ворчеек
Гремит - гремчеек
Ревет - ревчеек, ревун, ревунчей ( работа в 2-х группах)

Как много слов мы придумали для того, чтобы рассказать об одном ручейке. Слово заменяет ноты и краски, песню и картину. Новые слова, созданные нами, помогают заметить разные детали, по-новому обозначить уже известные предметы и действия. Вы заметили, что все новые слова, которые мы с вами придумали, основаны на звучании, которое издает предмет.

Таких слов в русском языке много.

IV задание. Давайте попробуем вспомнить слова , указывающие на звуки : кукушка, хрюшка, квакушка, кряква, хлопушка

Эти слова не только указывают на звуки, издаваемые животными, но и подражают этим звукам. Это звукоподражательные слова.

Часы - тикают
Кот - мяукает
Козлик - мекает

Свинья- хрюкает

V задание. Чтобы назвать по-новому предмет, нужно заметить какую-то его особенность. Рассмотрим спичечный коробок. Как называется боковая полосочка?

Чиркун боковушка
Чиркалка бочок
Чиркушка боковник

Почему не все новые слова мы употребляем в речи?

Важно не только уметь создавать новые слова, но еще нужно уметь чувствовать слово, оценивать его. Например: космический корабль садится на Землю - он приземлится; на Луну - прилунится. А если корабль совершил посадку на созвездие Большой Медведицы? - прибольшемедведиться?, прикоссеопеиться?

Иногда образованные новые слова неуклюжие, нелепые, смешные. Такие образования не стоит употреблять в речи. Нужно всегда помнить о красоте слова!

Появление новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране , так и за границей. Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей .Отгадайте о чем говорят дети?

"Слова-о с к о л к и":

1. Пургинки (снежинки)

2. Рваность (дырка)

3. Помогание (помощь)

4. Правдун (говорящий правду)

5. Пахнота (запах)

6. Сухота (сухость)


7. ИмЕтель (тот, кто имеет)

8. Страшность (страшное)

9. ВорунИшка - вор и врунишка

10. Бананас - банан и ананас

11. Вкуски - вкусные куски

12. Бабезьяна - бабушка обезьяны

13.комарешка- маленький комар

14. игрушоок- маленькая игрушка

15. храпянок- тот,кто любит поспать

16.поеденок- тот,кто любит поесть

17. уличник- тот, кто любит гулять

18. пальчатки - перчатки

19. обутка- обувь

VI.Задание. О чем это предложение?

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» -искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены набессмысленные сочетания звуков.

VII задание. Что изображено на данных картинках? Придумайте названия этим предметам.

© 2010-2022