«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»«Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки»

9 класс.

Цель: формирование умений распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки; моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения различных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., схемы, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными условия и уступки; различают способы связи данных придаточных обстоятельственных с главным предложением; применяют полученные теоретические знания в практической деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Ребятам было предложено выполнить следующие задание: из произведений художественной литературы выписать 7-8 сложноподчинённых предложений с изученными видами придаточных обстоятельственных (причины, цели и следствия, места, времени).

2. Работа с орфографическим практикумом с.84 учебника (взаимопроверка).

III. Работа над темой урока.

1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

Задание: Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложноподчинённые. Какие союзы вы использовали? На какой вопрос отвечают придаточные части?

1) Много спать - дела не знать. 2) Сделал дело - гуляй смело. 3) Назвался груздем - полезай в кузовок. 4) Волков бояться - в лес не ходить. 5) Любишь кататься - люби и саночки возить.

Дополнительное задание: запишите получившиеся предложения. Подчеркните грамматические основы. Подчинительные союзы заключите в овал.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 84 - 85.

3. Коллективная работа над составлением схемы.

СПП с придаточными условия и уступки (запись на доске и в тетради).

при каком условии?



1) , (условие осуществления того, о чём говорится в главной части).

несмотря на что?

2) , (вопреки чему произойдёт то, о чём говорится в главной части).

IV. Формирование умений распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки.

1. Выполнение упражнений №135, 133 учебника стр. 84 - 85.

2. Практическая работа: конструирование СПП с придаточными условия и уступки (задание выполняется по группам).

1 группа. Задание: Дополните главные предложения придаточными условия.

1) Приятно отдохнуть за городом …..

2)Мы завтра……….. поедим за город.

3) ………… купите мне несколько плёнок для фотоаппарата.

4) Растительность ……… сохраняет свою свежесть до половины июня.

5) Машина …… может прослужить ещё десять лет.

2 группа. Задание: Дополните придаточные условия главными предложениями.

1) Если ночью идти по незнакомой дороге ……. .

2) Если завтра музей будет открыт …….. .

3) ………. если не будешь занят.

4) Если хотите быть здоровым ……….. .

5) Если ты придешь ко мне ……….. .

3 группа. Задание: Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки.

1) Домой мы вернулись благополучно, хотя …. .

2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что ……. .

3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно, …….. .

4) В марте обычно снег тает, хотя ……. .

5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что …. .

V. «Готовимся к ГИА»: комплексная работа с текстом.

1. Выполнение заданий к упр. 139 стр. 87 учебника.

2. Дополнительные задания, призванные расширить фоновые знания учащихся, направленные на овладение различными приёмами работы с информацией текста.

Задание 1.В последнем предложении текста есть словосочетание обычные виды спорта. Какие виды спорта вы считаете обычными? Приведите примеры.

Задание 2. Если есть обычные виды спорта, несомненно, есть и необычные. Попробуйте по иноязычным названиям, краткому описанию и с помощью знаний иностранного языка соотнести вид спорта и его описание, записав ответ в виде цифровой пары.

Необычные виды спорта

Вид спорта

Краткое описание

1. Грасс-ски

1.Снежная забава, смысл которой кроется в том, чтобы умело съехать по крутой снежной трассе.

2. Сноурафтинг

2. Скатывание с холма вслед за брошенной головкой сыра.

3.Айскламбинг

3. Катание на доске по песчаным склонам.

4.Чизроллинг

4. Состязание двух спортсменов в воде.

5.Сэндборд

5. Катание на лыжах, скользящих по траве.

6.Акватлон

6. Прыжки с парашютом с высоких зданий, мостов.

7.Бейсджампинг

7. Альпинизм, в котором вместо гор спортсмены поднимаются по глыбам льда.



Ответы: 1 - 5, 2 - 1, 3 - 7, 4 - 2, 5 - 3, 6 - 4, 7 - 6

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

1. Упражнение в рабочей тетради по теме урока или упр.138 стр. 86

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Записать несколько полезных советов своим друзьям, начиная каждый из них придаточным условия.

Литература:

1. Учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение 2013.

3.Русский язык. 9 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков/Г. Е. Фефилова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013.

4. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. - М.: ВАКО, 2004.



© 2010-2022