- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Конспект урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мудрик О.Ю. |
Дата | 02.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Труш Н.М., учитель русского языка и литературы
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок-открытие
Цели урока:
-
Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
-
Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
-
Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока - компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол, и про тире, и про дождик во дворе,
Песни петь и даже суп варить отменно.
И не путать никогда острова и города,
И открытья учат делать непременно.
Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-… (открытие).
2. Подготовка к изучению нового материала
1. Словарная работа
Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».
Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?
Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Какие люди могут сделать открытие?
А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.
2. Повторение темы «Способы образования прилагательных»
Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)
ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ - КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ - КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ - КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ - ОСЕНЬ (-Н-)
Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным)
От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
(от существительных)
Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)
Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)
3. Объяснение нового материала
1. Решение проблемной ситуации
Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5)
Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?
Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.
(ответы учащихся)
А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6)
Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)
2. Знакомство с таблицей
Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7)
А теперь посмотрите на таблицу.
В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Найдите их и сделайте новое открытие.
Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)
4. Закрепление нового материала
1. Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) - тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»
2. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)
(Приложение №2)
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)
Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН - красным.
-
Ледяная фигура
-
Былинный герой
-
Деревянный дом
-
Ржаной хлеб
-
Румяное лицо
-
Авиационный перелёт
-
Мужественный человек
-
Кожаная куртка
4. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)
5. Песенка - закрепление
-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним - 2 р.
Суффиксы простые - 2р.
В них всегда напишем - 2р.
Букву Н одну - 2р.
Ну а две заветных - 2р.
Буквы НН поставим - 2р.
В суффикс -ОНН- - 2р.
И, конечно, -ЕНН-
Если Н в основе - 2р.
А другая - в суффикс - 2р.
Их, конечно, сложим - 2р.
И напишем две - 2р.
А потом проверим - 2р.
Нет ли исключений - 2р.
И ошибок - 2р.
Не допустим?
Нет!
6. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)
Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму.
Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.
5. Домашнее задание
Самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.