Конспект урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Урок русского языка «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» Труш Н.М., учитель русского языка и литературы Тип урока Изучение нового материала Форма урока Урок-открытие Цели урока: 1.     Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. 2.     Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы. 3.     Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам. Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Труш Н.М., учитель русского языка и литературы

Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

  2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

  3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока - компьютер, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол, и про тире, и про дождик во дворе,
Песни петь и даже суп варить отменно.
И не путать никогда острова и города,
И открытья учат делать непременно.

Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-… (открытие).

2. Подготовка к изучению нового материала

1. Словарная работа

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».

Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Какие люди могут сделать открытие?

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

2. Повторение темы «Способы образования прилагательных»

Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ - КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ - КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ - КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ - ОСЕНЬ (-Н-)

Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным)

От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

(от существительных)

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

3. Объяснение нового материала

1. Решение проблемной ситуации

Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5)

Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.

(ответы учащихся)

А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6)

Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)

2. Знакомство с таблицей

Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7)

А теперь посмотрите на таблицу.

В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Найдите их и сделайте новое открытие.

Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)

4. Закрепление нового материала

1. Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) - тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»

2. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)

(Приложение №2)

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН - красным.

  1. Ледяная фигура

  2. Былинный герой

  3. Деревянный дом

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное лицо

  6. Авиационный перелёт

  7. Мужественный человек

  8. Кожаная куртка

4. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)

5. Песенка - закрепление

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним - 2 р.

Суффиксы простые - 2р.

В них всегда напишем - 2р.

Букву Н одну - 2р.

Ну а две заветных - 2р.

Буквы НН поставим - 2р.

В суффикс -ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе - 2р.

А другая - в суффикс - 2р.

Их, конечно, сложим - 2р.

И напишем две - 2р.

А потом проверим - 2р.

Нет ли исключений - 2р.

И ошибок - 2р.

Не допустим?

Нет!

6. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)

Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму.

Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

5. Домашнее задание

Самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.

© 2010-2022