Подготовка к ГИА-2010 по русскому языку (9 кл.) Урок по Части 3. Сочинение-рассуждение (С. 2. 2) Работа по сжатию исходного текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к ГИА-2010 по русскому языку (9 кл.)

Урок по Части 3. Сочинение-рассуждение (С.2.2)

Работа по сжатию исходного текста

Цель: закрепить представления уч-ся о сочинении-рассуждении и его структуре; научить сжимать исходный текст и на его основе создавать собственный.

1.Оргмомент.

2. Повторение изученного. Рассуждение как тип речи (текста), его структура и особенности.

РАССУЖДЕНИЕ

- это тип речи, содержащий словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли, в нем говорится о причинах свойств или явлений; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием иописанием.

Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Например:
Потратив уйму времени и сил на изучение "заумных" орфографических правил и исключений, я задумался: почему не договориться писать «как слышится»? (тезис). Это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым. Не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен, достаточно маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек. Без особых затрат мы упростим свою жизнь.

Но так ли всё просто на самом деле? Во-первых, от ошибок в письменной речи нам всё равно полностью не избавиться, так как произношение у разных людей неодинаково. Например, не все знают, как правильно говорить: звонúшь или звóнишь. Человек, который говорит правильно, напишет званúшь, а второй - звóнишь. И таких слов немало.

Во-вторых, лексический запас русского языка изменится: появится много омонимов, многие слова потеряют своё лексическое значение. Например, слова "распивать" и "распевать" будут писать как "распивать". И разве можно будет понять, о чем говорится в таком, например, предложении: В общественных местах запрещается расп(и/е)вать... (доказательство).

Взвесив все за и против, я решил, что эта реформа не только не приведёт к желаемому результату, но нанесёт огромный ущёрб в первую очередь нам, говорящим, пишущим на русском языке и владеющим богатствами этого великого языка (вывод) (Из ученического сочинения).

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

Традиционное школьное сочинение-рассуждение обычно предлагает осветить один из аспектов произведения, названный в теме сочинения, и строится по композиционному плану рассуждения: тезис, который следует доказать (тема) - доказательство (аргументы, примеры, комментарии к тексту, раскрывающие тему) - вывод (заключение, обобщение). В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

3. Изучение нового материала. Написание сочинения-рассуждения к варианту 1 "ГИА-2013" (текст о Сережке Сыроежкине по Е.Велтистову).

а) Чтение текста.

б) Беседа-обсуждение с уч-ся о том, как они понимают смысл последних слов текста: "А тут важно не ошибиться".

в) Формулирование тезиса. "Выбор жизненного пути, будущей профессии - это ответственное дело".

г) Подбор аргументов из текста.

д) Формулирование вывода. "Очень важно правильно выбрать будущую профессию".

е) Устное построение текста получившегося сочинения. Запись его в тетрадь. Порядок оформления.

Образец сочинения-рассуждения

Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". Речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.

Это мое утверждение подтверждается текстом. Во-первых, Сережка - увлекающийся человек, ему многое нравится, многое интересно (предложения 1-6). Он знает о своем непостоянстве и очень из-за этого огорчается, думая: "Почему я такой, что сам себя не могу понять?"

Во-вторых, именно поэтому Сережка даже завидует отцу, так как считает, что тому проще было выбирать профессию (предложения 11-13).

Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень злободневную проблему о важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

(83 слова)

4. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение к варианту 2.



© 2010-2022