Научно-исследовательская работа по литературе Жизнь книги: вчера и сегодня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Научно-исследовательская работа

«Жизнь книги: вчера и сегодня»

Введение

Книга... Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она ни была. Книги сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогая ему в сложных ситуациях, в решении многих проблем, да и просто в организации интересного досуга. Именно книги являются основой передачи знаний от поколения к поколению, основой образования, освоения культуры и истории. Исторические книги позволяют заглянуть в прошлое, узнать о быте, традициях, культуре древних народов и наших предков, о самых знаменательных событиях. Все необходимые знания каждый может найти именно в книгах, которые были и остаются нашими верными друзьями!

Современное общество развивается с огромной скоростью. Люди перестают читать книги, дети проводят дни за компьютером. Что будет дальше? Какова роль книг в современном, напичканном технологиями, мире? Библиотеки давно опустели, а ведь раньше все посещали эти заведения. Интернет давно изменил наши взгляды на поиск информации. Сейчас не нужно планировать, думать, искать время. Можно просто зайти в Интернет. Именно книги играли большую роль в развитие подрастающего поколения. А сейчас первоклассников сажают за компьютеры. Не читая книги, люди деградируют.

Актуальность данного исследования совершенно очевидна. Ведь проблема снижения интереса к чтению существует, и мало кто знает, к каким плачевным последствиям приведет данное явление. Без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Цель исследования: изучить тенденцию чтения последних лет среди подростков и найти способы для повышения интереса к книгам.

Объект исследования: учащиеся 4-9 классов основной общеобразовательной школы и читатели детской библиотеки.

Предмет исследования: уровень чтения школьников и их отношение к данному явлению.

Практическая направленность: материал исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.

Гипотеза: чтение развивает мышление, пополняет словарный запас, учит жизни и улучшает наши грамматические навыки.

Задачи исследования:
1.Изучить научную литературу по данной теме,

2.Собрать эмпирический материал,

3.Выяснить отношение подростков к данному явлению,

4.Определить методы повышения интереса к чтению.

Методы исследования:

1.Анализ литературы,

2.Наблюдение и сравнение,

3.Анкетирование.

4.Интерпретация фактов.









1.Книга: вчера и сегодня

С каждым поколением книга приобретала священное значение. Их хранили веками, передавали из поколения в поколения, пытались найти в печати, доставали контрабандой и всевозможными незаконными способами. Книга помогала выжить в суровые времена войны, голода и разрухи, стихи радовали даже в самый горестный момент, рассказ заставлял учиться на ошибках, учил быть добрым, храбрым, ответственным. И все это содержалось в книгах.

Вот и наступило время, когда книга потеряла свою цену. Книги выбрасывают на помойку, сдают на макулатуру, портят. А ведь даже пятьдесят лет назад именно эту книгу было просто не сыскать на рынках, и даже не все библиотеки могли похвастаться наличием её в своем ассортименте. Кажется, крах книги пришел, и все благодаря новейшим технологиям. Бумага теперь никого не интересует, да и не в этом дело, просто люди стали мало читать. А книга, в отличие от КПК или другого портативного устройства, не может предложить ничего иного.

Современному поколению больше привычно прочитать то или иное в Интернете, не держа пахнущую в руках, свежую, только с печати книгу, приятную на ощупь, а вглядываясь в буквы монитора.

Книга перестала быть лучшим подарком среди нового поколения, так же, как и главным источником информации, которую приходилось в ней искать самому, а не довольствоваться готовыми результатами «поисковика».

Когда-нибудь популярность книги снова пойдет в гору, и может следующее поколения в перерывах между работой, учебой или рысканием по Интернету в поисках неизвестного, прочитает книгу классического писателя или поэта, отечественного или иностранного. Каждый найдет свое, и не стоит забывать, что книга - проводник, а не имея проводника даже в современной жизни можно заблудиться. И ни какой компьютер и GPS не поможет.





2. История развития традиций семейного чтения

Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.

Несмотря на то, что эта традиция в России была практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

На Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности.

На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, ещё сочинение Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции чтения.

Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая 2. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали Библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали лёгкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечён разглядыванием книги о паровозах.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу и обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С.Лесков, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн и многие другие.

Семейное чтение - традиция прекрасная, которая была естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми, выражением нравственных исканий.

Во второй половине 20 века в России быть человеком читающим-«homo legens» вновь становится престижным. «Человек с книгой» появляется на полотнах русских художников в жанровых сценках и портретной живописи. Нередко поэты, писатели для более рельефной характеристики персонажа подробно описывали его литературные пристрастия.

Традиции передавать личные библиотеки по наследству существовали в России всегда и существуют до настоящего времени, по крайней мере, в тех семьях, которые Ф.М. Достоевский не стал бы называть случайными.

Таким образом, на основании выше изложенного, мы можем сделать вывод: во второй половине 20 века в России быть человеком читающим было престижным; но с начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению в корне изменилось.





3. Место чтения в современном обществе

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%; 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие - 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие - 17%.

Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста - к старшему.

Такое международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития вместе с экспертами Международной ассоциации чтения, известно под названием Program for International student Assessment (PiSA). Россия впервые участвовала в исследованиях чтения PiSA в 2000 г., тогда же среди 265 тысяч пятнадцатилетних учащихся из 32 экономически развитых стран наши дети заняли 27-29 места. Результаты 2003 г. оказались ещё плачевнее. Российские школьники заняли 32-34 места среди учащихся 40 стран. Более детально картина исследований выглядит следующим образом. Международное исследование PISA-2009 показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации.

Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос: «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло - «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

Социология даёт нам такие цифры: 65% родителей считают, что чтение - это процесс рациональный, и только 35% - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей.

В развитых странах и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом « Нация в опасности - дети перестают читать!». «И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская молодёжь в опасности, - считает депутат государственной Думы главный редактор журнала «Русский дом» Александр Николаевич Крутов1. - Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи. Я считаю, что нам необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе - сегодня в 7-8 классах только 2 часа в неделю».







4. Книга и Интернет

В наше время активного развития новых технологий хранения и передачи информации появляются продукты, которые при определенных условиях конкурируют с традиционной книгой. Но книга - это не просто средство передачи информации, это источник знаний, который помогает познавать окружающий мир, осмысливать и осознавать основные категории человеческого бытия. Книга способствует совершенствованию и личному развитию. Под воздействием книги формируется, развивается личностное мировоззрение человека. Вопрос оценки места традиционной книги в современной жизни среди новых информационных продуктов, анализ ее перспектив и уникальности являются, безусловно, актуальными.

Сегодня в современном информационном обществе роль книги видоизменяется, увеличивается скорость социально-экономических процессов, скорость восприятия информации. Наряду с печатным словом мы используем новые информационные телекоммуникационные и электронные технологии. Некоторые специалисты считают, что книга конкурирует и даже конфликтует с новейшими электронными средствами информации, а другие утверждают, что эти носители знаний мирно сосуществуют. Одни исследователи противопоставляют традиционные книги и электронные, другие сравнивают книгу и Интернет, или книгу и аудиовизуальные средства массовой информации, сферу развлечений. Авторы сравнивают книги и современные информационные средства, определяют уникальность книги, а также анализируют выполнение книгой ее основных функции.





Исследовательская часть.

Методика исследования. Изучение отношения современных подростков к чтению проводилось в течение января - февраля 2014 года. Исследованием были охвачены учащиеся 4-9 классов и читатели библиотеки. Проведённая в конце 2012-2013 учебного года проверка техники чтения показала, что многие учащиеся 3 класса читают ниже нормы - 32%. В пределах нормы - 21%, а выше нормы - 47%. Повторная проверка техники чтения на начало 2013-2014 года показало что количество учащихся читающих ниже нормы повысилось на 9%. В пределах нормы читают 23%, а выше нормы 54%. И в среднем качество чтения увеличилось до 54%. Проведя сравнительный анализ, полученный по итогам проверки техники чтения вначале и в конце учебного года мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы демонстрируют средний уровень техники чтения.

Также было проведено анкетирование ( Приложение 1) учащихся с последующей обработкой результатов. В процессе интерпретации данных анкет получены следующие результаты:

На вопрос: «В каком возрасте ты начал читать самостоятельно?», в основном ответили, что в 5-6 лет. ( Приложение 2)

Второй вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?» ребята назвали самых разных авторов и произведений.

Самыми читаемыми произведениями русских классиков являются: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сталкер». Из зарубежных писателей: «Три мушкетера» А. Дюма, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Гарри Поттер» Д. Роулинга, «Шерлок Холмс» А.К. Дойля, «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкина. Небольшой процент чтения занимают детективы и «ужастики».

Что касается третьего вопроса «Как часто ты посещаешь библиотеку?», большинство ответили, что редко или никогда. К сожалению, анализ результатов анкет учащихся показал: подростки вообще не хотят посещать библиотеки и читают максимум 4-6 книг в год.

На вопрос: «Принято ли у вас в семье читать вслух?» анкетирование показало, что во многих семьях такой традиции нет. А ведь это развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Последний вопрос звучал так: «Вел ли ты когда-нибудь читательский дневник?», почти все опрошенные ответили, что нет. А ведь ведение читательского дневника развивает умения и навыки школьников.

Во-первых, письмо. Малые мышцы руки развиваются в дополнение к работе на уроках, а уж в летние каникулы и подавно - не пропадёт навык письма, а, возможно, и почерк улучшится. Во-вторых, речь школьника не так богата, а о её правильности подчас и говорить не приходится: как слышу, так и произношу, и пишу! Этот вид работы способствует формированию письменной речи, необходимой на уроках русского языка при написании изложений. В-третьих, память. ( Приложение 3)

Из проведенного исследования видно, что большинство учащихся не считают обязательным посещение библиотеки. К сожалению, довольно высок процент безразличного отношения к чтению, поэтому молодежь перестает читать совсем.

Итак, совершенно очевидно то, что проблема снижения интереса к чтению среди школьников существует, и мало кто знает о вреде, который наносит это явление человеку. И как следствие из проведенного исследования будет то, что учащиеся не смогут вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не смогут находить в тексте скрытую информацию, что сейчас требуется на ГИА и ЕГЭ. Затруднение может вызвать переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Уже сейчас наши школьники не могут домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. А по опросу детской библиотеки видно, что читателями являются в основном только учащиеся начальных классов. А старшеклассники пользуются только учебной литературой.

В связи с этим я предлагаю:

1.Цикл бесед о пользе чтения и роли книг,

2.Памятку для ведения читательского дневника,

3.Буклет « …»,

4.Презентацию.

Заключение

В результате изучения и анализа литературы по данной теме можно сделать вывод, что снижение интереса подростков к чтению негативно влияет на развитие мышления, словарный запас, грамматические навыки. А ведь наши предки давно знали это и поэтому главное место в воспитании ребенка занимало чтение, ведущее его к саморазвитию.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что интерес к чтению у опрошенных учащихся нашей школы снижается. А это сказывается на их учебе, памяти, расширении кругозора.

Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.

Если человек утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, то он перестанет быть человеком. Читая книги, мы погружаемся в мир литературы, она расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Книга помогает разбираться в вопросах добра и зла, отличать правду от лжи, ценить дружбу, расширять границы своего мира, и каждый раз отвечать все на новые вопросы.

Книга как птица,-

Может весь мир облететь,

Книга-царица:

Может сердцам повелеть.

Книга-богиня:

Чудо свершает порой,

Книга-рабыня:

Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский1.





Список литературы.

1. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

2. Джимайтис, И.Н. Где она, «золотая полка»?: проблемы детского чтения. Результаты исследования // Библиотека. - 2004. - № 2. - С. 9-11.

3.Зайцев В. Быстрое чтение-резервы, возможности, результаты 1989

4. Кабачек, О. Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

5. Карпова, Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

6. Крутов А.Н. «Отказ от чтения говорит о том, что наша российская нация в опасности».

7.Петрицкий В.А. Жизнь книги 1980

8. Россинская, С. В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности . // Библиотечное дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.

9. Холодницкая Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.

10. svetgrad.ru Профессорский клуб ЮНЕСКО «Чтение в современной России».

11. kakprosto.ru/kak-119633-kak-vesti-chitatelskiy-dnevnik#ixzz2tgfti8dT













ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся «Хороший ли я читатель?»



1. В каком возрасте ты начал читать самостоятельно?

_____________________________________________

2.Какая книга у тебя самая любимая?

________________________________

3.Как часто ты посещаешь библиотеку?

_________________________________

4.Сколько приблизительно книг ты прочитываешь за год?

_________________________________________________

5.Принято ли у вас в семье читать вслух?

___________________________________

6.Вёл ли ты когда-нибудь читательский дневник?

__________________________________________







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопрос №1: « В каком возрасте ты начал читать самостоятельно?»







Вопрос № 2: « Какая книга у тебя самая любимая?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопрос № 3: « Как часто ты посещаешь библиотеку?»





Вопрос № 4: «Сколько приблизительно книг ты прочитываешь за год?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопрос № 5: « Принято ли у вас в семье читать вслух?»







Вопрос № 6: « Вел ли ты когда-нибудь читательский дневник?»





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструкция ведения читательского дневника

1.Заведите тетрадь или создайте электронную таблицу для дневника. Вам понадобится шесть колонок. В первой из них напишите фамилию, имя и отчество автора, а также название произведения, год его создания. Если читательский дневник будет вам нужен для подготовки к экзамену, записывайте имя и отчество автора полностью, а не инициалами.

2.Во второй колонке напишите краткое содержание произведения. Записывайте его так, чтобы потом вам были понятны все сюжетные линии, перипетии, развязка. Ориентируйтесь именно на эту задачу, решая, насколько подробно нужно пересказывать содержание.

3.Отдельно перечислите особенности формы, выбранной автором. Можно описать особенности авторского стиля, назвать жанр, в котором написано произведение, оценить его структуру. Отметьте, какому направлению относится творчество данного писателя и насколько это заметно в том произведении, которое вы прочитали.

4.Четвертую колонку отведите для информации о персонажах. Напишите имя героя, его роль в произведении - родственную связь с другими персонажами, род деятельности. Перечислите наиболее значимые черты характера героя. Если они отражаются в его внешности, назовите эти особенности облика персонажа.

5.В следующем разделе соберите самые интересные и «показательные» цитаты. После каждого высказывания укажите, кем оно было произнесено и, если это необходимо, в каком контексте. Не отвлекайтесь на красивые, но не очень важные фрагменты текста. Выносите в дневник лишь те цитаты, которые являются ключевыми для понимания произведения.

6.В последней колонке зафиксируйте ваши впечатления от книги или отдельного произведения. Запишите его на черновике сразу же после прочтения. Затем вернитесь к мыслям о произведении спустя два-три дня. Окончательно оформленную оценку, мысли, эмоции запишите в дневник. При чтении объемного произведения можно записывать впечатление, не дочитав книгу до конца. Опишите свои эмоции, только приступая к чтению, на середине сюжета, и, наконец, дочитав книгу.

© 2010-2022