Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)

Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс) Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)Урок русского языка Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация сложного предложения (9 класс)

Тема. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Цель: закрепить и систематизировать знания о сложном предложении, навыки постановки знаков препинания в нем; развивать чувство языка, грамотность; воспитывать внимательность и интерес к русскому языку.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, дидактический материал, карточки.

Осознание специфики

сложного предложения -

важнейший шаг к

развитию культуры речи.

К. Шульжук

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Словарный диктант.

Гениальный русский писатель, искусство слова, психолог человеческой души, литературный труд, душевная красота, жизненные проблемы, необыкновенное мастерство, нравственные ценности, характер человеческих чувств, духовное богатство.

  1. Практика по методу «Клубок».

Учащиеся составляют со словосочетаниями из словарного диктанта сложные предложения.

  1. Работа с эпиграфом.

Учитель читает эпиграф к уроку. Задает вопросы учащимся:

- Какое перед вами предложение? (Ответ: простое).

- Объясните постановку тире в простом предложении? (Ответ: тире ставится между подлежащим и сказуемым, если главные члены выражены именами существительными в именительном падеже).

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Ассоциативная звезда» ССП, СПП, БСП.

Учитель. Ребята, предлагаю вам составить ассоциативную звезду к понятиям сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное сложное предложение, пользуясь следующим теоретическим материалом (теоретический материал напечатан на цветной бумаге и расположен по краю доски).

Части равноправны, части объединяются по смыслу, с помощью интонации, запятая, сложное предложение, значение перечисления, части не зависят друг от друга, соединительные союзы, предикативная часть, тире, противительные союзы, значение причины, придаточные изъяснительные, значение пояснения, разделительные союзы, и, да = и, ни..ни; главная часть; точка с запятой, а, но, однако, зато; части неравноправны, или, либо, то..то, не то … не то; придаточные определительные, союзы, союзные слова; значение дополнения, значение времени, условия, следствия; двоеточие, придаточные обстоятельственные, запятая, тире, указательные слова.

В результате работы (учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают определения и составляют ассоциативную звезду) получается приблизительно так (в пример приведена ассоциативная звезда по ССП:

части равноправны

сложное предложение части не зависят друг от друга

ССП

тире соединительные союзы

запятая и, да = и, ни..ни

противительные союзы

или, либо, то..то, не то … не то разделительные союзы

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Л.Н. Толстой - великий русский писатель, который прошел долгий и сложный путь творческих исканий и духовного совершенствования. Лев Толстой - прозаик, драматург, историк, психолог человеческой души, видный общественный деятель, учитель. Ребята, давайте вспомним, какие произведения написал Л.Н. Толстой? (ответы девятиклассников).

1. Игра-упражнение «Угадай».

На доске написаны три предложения, которые принадлежат перу Л.Н. Толстого, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед игрой эти предложения прочитываются, расставляются пропущенные знаки препинания. Затем к доске приглашается один ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложения, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам.

Ученик работает со вторым предложением, называет его отличительные признаки. (Приблизительный ответ ученика: части в этом предложении неравноправны, придаточная часть зависит от главной, предложение разделяется запятой, части сложного предложения соединяются союзом).

  1. В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л. Толстой).

  2. На левом фланге, куда мне приказано явиться, происходила жаркая битва (Л. Толстой).

  3. Ветер не уменьшался, и пошел снежок (Л. Толстой).

  1. Выборочная работа.

  • Чтение учителем текста.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве (Л. Толстой).

Задание к тексту.

- Докажите, что перед вами текст. (Ответы учащихся)

- Найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью.

- Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему. (учащиеся выписывают предложение из текста: «У меня в руке было перышко от ее веера и целая перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее.)

  1. Метод «Бахрома».

На доске записано предложение, учащийся делает синтаксический разбор, строит схему. (Характеристика напечатана на цветной бумаге и расположена по краю доски:

Повествовательное, побудительное, вопросительное; восклицательное, невосклицательное, простое, сложное; союзное, бессоюзное; ССП, СПП, БСП; двусоставное, односоставное, полное, неполное; распространённое, нераспространённое, осложненное, неосложненное).

Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой (Л. Толстой).

Получается приблизительно так:

Повеств.

Невоскл.

Сложное

Союзное

СПП

Сост. из 2

частей

Придаточ.

опред.

1ч. двусост.

Полн.

Распр.

Неослож.

2ч. двусост.

Полн.

Распр.

Неослож.


  1. Работа в парах. Конструирование предложения по его началу.

Учащиеся получают карточки с началом предложения. Они должны собрать все части предложения, чтобы получилось следующее:

Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог (Л. Толстой).

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокаивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее. (Л. Толстой)

- Графически выделяют части сложных предложений, определяют вид связей, строят схемы.

5. Графический диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся строят горизонтальные схемы.

1) Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы. (Л. Толстой)

2) Все это смешно показалось Оленину: точно эти казаки играли в солдат. (Л. Толстой)

3) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий. (Л. Толстой)

  1. Подведение итогов.

- Какую тему повторили на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

  1. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал, выписать из художественной литературы сложное предложение, сделать его синтаксический разбор.

Индивидуальные задания: подобрать предложения к игре «Угадай».



© 2010-2022