Конспект урока по русскому языку на тему Главные члены предложения. Подлежащее. ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее".

Цель: Повторить сведения о главных членах предложения, которые были получены в начальной школе; расширить знания детей о структуре предложения и о подлежащем.

Учитель: Прочитайте текст и определите тему текста и основную мысль. Озаглавьте.

Поднялась за рекой большая темная туча. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Упали первые тяжелые капли. Вскоре хлынул проливной дождь. Он был очень теплый.

Учитель: Спишите, подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое. А для этого давайте вспомним, что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

Дети вспоминают знания, полученные в начальной школе, и выполняют задание самостоятельно.

Проблемный опрос.

Учитель: А что же общего у подлежащего и сказуемого?

Дети: Это главные члены предложения.

Учитель: Чем же тогда являются остальные члены предложения?

Дети: Остальные - неглавные.

Учитель: Эти члены предложения называются второстепенными. Подумайте, они как - то связаны с главными членами предложения или нет?

Дети, под руководством учителя, устанавливают при помощи стрелок связь второстепенных членов с главными членами предложения.

Учитель: Вернемся к подлежащему. Какой частью речи оно может быть выражено? Ответ на этот вопрос вы получите, если правильно определите части речи у всех подлежащих, которые вы подчеркнули.

Дети выясняют, что подлежащее может быть существительным или местоимением.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Запишите предложения, подчеркните в них подлежащие.

Взошло ласковое утреннее солнце. Солнце закрыла большая темная туча.

При проверке выясняется, что мнение ребят по поводу подлежащего во втором предложении не совпадает.

Формулировка проблемы:

Учитель: В чем же трудность?

Дети: И слово «туча» и слово «солнце» отвечают на вопрос что? И являются существительными.

Решение проблемы.

Учитель: Давайте разберемся, что говорится о солнце, а что о туче. От какого слова вы задавали вопрос к слову туча?

Дети: От сказуемого «закрыла».

Выясняется, что туча закрыла (что?) солнце. Слово «солнце» стоит в винительном падеже. Учитель уточняет, что подлежащее всегда стоит в именительном падеже.

Следовательно, догадываются дети, подлежащим будет «туча».

Закрепление полученных знаний:

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Лыжи для зимнего спорта смастерили сами мальчики. Страницы чистых, светлых книг стране оставил в дар боец, писатель, большевик и гражданин Гайдар.

Взаимная проверка выполненного задания.

Д.з. Написать рассказ о том, чем будет занят ваш день после уроков, или упр.165.


© 2010-2022