- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Индивидуальная рабочая программа по русскому языку (VIII вид)
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку (VIII вид)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алтухова Е.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для умственно отсталых детей разработана по авторской программе по русскому языку: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой - М.: «Просвещение», 2013.
Учебным планом выделено 2 часа, всего 68 часов.
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативный подход к обучению речи не может быть обеспечен без усвоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка - катушка, семья - семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный - глинистый, экскаватор - эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом - домик, дом - домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога - прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативная направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста;
• выделять ведущую мысль, заключенную в отдельном предложении текста;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты и исправлять их.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
«Деловое письмо» в 5-9 классах как область применения письменных речевых знаков, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения.
Приоритеты в обучении речевой деятельности над языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны уметь:
- Списывать слова в тексте по слогам, отдельные слова целыми словами;
- писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с предварительным разбором изученных орфограмм;
- подбирать однокоренные слова;
- различать части речи по вопросам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Звуки и буквы. Текст
Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация .
Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим - слышим - пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу).
Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу).
Непроверяемые гласные и согласные в словах.
Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.
Предложение. Текст
Деление текста на предложения. Нахождение разных по интонации предложений в тексте (в том числе и в диалоге) при отсутствии в нем знаков препинания.
Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
Запись текста нераспространенными предложениями с соблюдением красной строки и восстановление текста с опорой на сделанную запись.
Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов и без них.
Использование в предложении однородных членов предложения.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Слово. Текст
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Объяснение значений слов по плану и образцу.
Окончание.
Приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
Приставка и предлог.
Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).Составление различных словосочетаний с однокоренными словами, образованными с помощью приставок.
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
Деление текста на части по данному плану.
Части речи
Существительное, прилагательное, глагол. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.
Существительное. Значение в речи. Объединение ряда существительных общей темой.
Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Обогащение словаря эмоционально-окрашенными существительными, называющими предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению.
Род и число существительных. Различение существительных по родам, изменение по числам.
Существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Кавычки в названиях книг, газет, журналов, магазинов, кинотеатров. Распространение предложений в тексте именами собственными.
Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями).
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога.
Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам к тексту.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных .Распространение предложений прилагательными.
Прилагательные, противоположные по значению.
Род и число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями.
Склонение прилагательных мужского и женского рода. Понятие о склонении прилагательных.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежах с предлогами.
Глагол. Значение глаголов в речи. Нахождение в тексте глаголов различных семантических группы.
Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных (улетел-прилетел) и неоднокоренных (встречает-провожает) глаголов, противоположных по значению.
Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Включение в текст пар глаголов, противоположных по значению.
Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы. Включение их в текст.
Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Число глаголов. Включение глаголов в текст с опорой на рисунок.
Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
Текст. Связь частей в тексте с помощью слов однажды ,как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.
Предложение. Текст
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете.
Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления. Знаки препинания.
Включение в предложение однородных членов путем замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в предложении.
Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.
Повторение
Деловое письмо
Адрес. Повторение. Обогащение тематического словаря новыми адресными данными. Адресат. Заполнение конверта.
Поздравление. Повторение. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.
Записка. Повторение. Записка-просьба, записка-приглашение.
Письмо. Повторение. Расширение тематического словаря. Сочинение писем по образцу, по письму-заготовке.
Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.
Особенности текста объявления: краткость, точность (где?, когда?).
Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.
Связная речь с элементами творчества
Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста . Восстановление текста по опорным словам.
Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
Самостоятельное составление текста - описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра.
Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи предложений.
СЛОВАРЬ: апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, смородина, солдат, сосед, телеграмма, теперь, шоссе, (25 слов).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Название раздела, темы
Коли-чество часов
Звуки и буквы. Алфавит.
1
Звуки гласные и согласные.
1
Правописание безударных гласных.
1
Правописание звонких и глухих согласных.
1
Двойные и непроизносимые согласные.
1
Предложение. Деление текста на предложения.
1
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Предложения нераспространенные и распространенные.
1
Однородные члены предложения.
1
Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов.
1
Составление рассказа по плану.
1
Состав слова. Однокоренные слова.
1
Корень и однокоренные слова.
1
Суффикс и окончание.
1
Приставка.
1
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
1
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
1
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
1
Непроверяемые гласные и согласные в корне.
1
Приставка и предлог.
1
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на),приставка пере.
1
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
1
Разделительный твердый знак после приставки.
1
Деловое письмо: написание объявления.
1
Имя существительное. Значение имени существительного.
1
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.
1
Существительные, противоположные по значению.
1
Грамматические признаки имени существительного.
1
Различение существительных по родам.
1
Изменение существительных по числам.
1
Существительные собственные и нарицательные.
1
Изменение существительных в единственном числе по падежам.
1
Словосочетания с существительным.
1
Написание текста поздравительной открытки.
1
Выделение падежных окончаний.
1
Предлоги и падежи.
1
Выбор падежной формы существительного после предлога.
1
Начальная форма существительных.
1
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль.
1
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
1
Грамматические признаки прилагательного.
1
Изменение имен прилагательных по родам.
1
Изменение имен прилагательных по числам.
1
Склонение имен прилагательных в единственном числе.
1
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
1
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
1
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
1
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Описание предмета с опорой на предмет по предложенному плану.
1
Глагол. Значение глаголов в речи.
1
Глаголы, противоположные по значению.
1
Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению.
1
Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов, обозначающих однотипные семантические группы.
1
Времена глаголов. Их различение по вопросам.
1
Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий.
1
Число глаголов.
1
Составление сочетаний с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
1
Включение глаголов в текст с опорой на рисунок.
1
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Предложения по цели высказывания.
1
Простое предложение.
1
Простое предложение с однородными членами.
1
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
1
Составление и написание рассказа по данному началу и серии картинок.
1
Обращение.
1
Знаки препинания при обращении.
1
Письмо другу, подруге.
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата прове-дения
Оборудова-ние
Приме-чание
Звуки и буквы. Алфавит.
1
Учебник, наглядные пособия.
Звуки гласные и согласные.
1
Учебник, наглядные пособия, таблицы.
Правописание безударных гласных.
1
Учебник, карточки.
Правописание звонких и глухих согласных.
1
Учебник, карточки.
Двойные и непроизносимые согласные.
1
Учебник, карточки.
Предложение. Деление текста на предложения.
1
Учебник, наглядные пособия.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Учебник, наглядные пособия.
Предложения нераспространенные и распространенные.
1
Учебник, наглядные пособия.
Однородные члены предложения.
1
Учебник, наглядные пособия.
Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов.
1
Карточки, рисунки.
Составление рассказа по плану.
1
Наглядные пособия.
Состав слова. Однокоренные слова.
1
Учебник, наглядные пособия.
Корень и однокоренные слова.
1
Учебник, наглядные пособия.
Суффикс и окончание.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Приставка.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
1
Учебник, карточки.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
1
Учебник, карточки.
Непроверяемые гласные и согласные в корне.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Приставка и предлог.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на),приставка пере.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Разделительный твердый знак после приставки.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Деловое письмо: написание объявления.
1
Наглядные пособия.
Имя существительное. Значение имени существительного.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Существительные, противоположные по значению.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Грамматические признаки имени существительного.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Различение существительных по родам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Изменение существительных по числам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Существительные собственные и нарицательные.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Изменение существительных в единственном числе по падежам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Словосочетания с существительным.
1
Учебник, карточки.
Написание текста поздравительной открытки.
1
Карточки, открытки.
Выделение падежных окончаний.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Предлоги и падежи.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Выбор падежной формы существительного после предлога.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Начальная форма существительных.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль.
1
Карточки, иллюстрации.
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Грамматические признаки прилагательного.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Изменение имен прилагательных по родам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Изменение имен прилагательных по числам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Склонение имен прилагательных в единственном числе.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Описание предмета с опорой на предмет по предложенному плану.
1
Карточки, демонстрацион-ный материал.
Глагол. Значение глаголов в речи.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Глаголы, противоположные по значению.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов, обозначающих однотипные семантические группы.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Времена глаголов. Их различение по вопросам.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Число глаголов.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Составление сочетаний с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Включение глаголов в текст с опорой на рисунок.
1
Наглядные пособия, карточки, рисунки.
Упражнения на закрепление и повторение.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Предложения по цели высказывания.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Простое предложение.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Простое предложение с однородными членами.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Составление и написание рассказа по данному началу и серии картинок.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Обращение.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Знаки препинания при обращении.
1
Учебник, наглядные пособия, карточки.
Письмо другу, подруге.
1
Наглядные пособия, карточки.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
-
А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». - М.: Просвещение, 2002.
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2016 г.
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. М.И. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2013г.
-
Прокопенко М.Е. Русский язык. Чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения, 2009 г.
-
Томарова Т.И. Русский язык. 5 класс. Конспекты уроков, 2009 г.