• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Особенности разработки рабочей программы по русскому языку для обучающегося с НОДА с сохранным интеллектом, обучающегося по программе дистанционного обучения (с элементами инклюзии)

Особенности разработки рабочей программы по русскому языку для обучающегося с НОДА с сохранным интеллектом, обучающегося по программе дистанционного обучения (с элементами инклюзии)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Ушакова Наталья Сергеевна

(МБОУ СОШ №14 г Химки Московской области)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Особенности разработки рабочей программы по русскому языку для обучающегося с НОДА с сохранным интеллектом, обучающегося по программе дистанционного обучения (с элементами инклюзии)

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»




2015 год

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………….3-4

  2. Глава 1……………………………………………………………………5-12

  3. Глава 2……………………………………………………………………13-20

  4. Заключение………………………………………………………………….21

  5. Список используемой литературы……………………………………22-23

  1. Приложения……………………………………………………..............24-25Введение

В последние годы в нашей стране одной из наиболее актуальных и, наверное, ожидаемых реформ в системе образования является внедрение инклюзивного образования. Педагогическое сообщество имеет двоякое отношение к данной проблеме. С одной стороны наблюдается понимание актуальности проблемы, необходимости реформ, с другой - достаточно активное неприятие самого процесса интеграции детей с ОВЗ в современное образовательное пространство. В первую очередь это связано с непониманием самого механизма интеграции детей с ОВЗ, недостаточной материальной оснащенность школ и отсутствием должной психолого-медико-педагогической поддержки в рамках образовательного учреждения.

Но, несомненно, что частные, ситуативные проблемы не должны встать на пути реформы. И то, что дети с ОВЗ должны быть интегрированы с общую образовательную среду не вызывает никаких сомнений. Тому примером служит опыт таких развитых стран как Англия, Италия, Германия, США, где есть успешный опыт интеграции детей с ОВЗ.

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности. Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России.

Однако не стоит забывать, что появлению инклюзивного образования предшествовал не менее значимый и успешный проект по дистанционному обучению детей с ОВЗ. На мой взгляд, именно он стал той стартовой площадкой, которая позволила приблизить инклюзию к массовой школе. Непосредственный контакт, который появился между учителем и ребенком с ОВЗ, его опосредованная включенность в образовательный процесс с помощью соответствующего оборудования, контакты с классом - все это дало возможность как детям, так и педагогическому сообществу прийти к осознанию необходимости и возможности интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство.

Здесь необходимо отметить тот факт, что с появлением инклюзии дистанционное образование не только не утратит своей актуальности, а, скорее, станет еще более распространенным и востребованным. Ведь дистанционное обучение - это один из вариативных способов обучения в рамках инклюзии.

В своей работе мне бы хотелось подробнее остановиться на своем опыте дистанционной работы с детьми с ОВЗ.



Глава 1.

1.1 Нормативно-правовая база дистанционного образования.

Наша школа (МБОУ СОШ №14 г. Химки) вступила в проект по реализации дистанционного образования детей-инвалидов в 2011 году.

Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в школе в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009 - 2012 годы.

Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов, осуществляемое в городском округе Химки, являются:

-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»,

- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

-Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 №525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»,

-Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»,

-приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 №379-н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»,

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» и ряд постановлений регионального и муниципального уровней.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и реподавателей;

- работа с детьми - инвалидами или часто болеющими;

- при заочной (экстернатной) форме обучения;

- выполнение проектов и исследовательских работ;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

- создания образовательного пространства;

- формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

- развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация).

Начиная с 2011 года в рамках программы дистанционного образования детей-инвалидов в нашей школе обучается 12 детей. Наша школа имеет опыт подготовки таких детей к итоговой аттестации за 9 класса. В 2015 году два ребенка с честь выдержали экзамен ОГЭ в формате ГВЭ по базовым предметам (русский язык, математика) и получили аттестат о неполном среднем образовании.

Руководствуясь опытом подготовки выпускников к сдаче ОГЭ, можно с уверенность сказать, что именно дистанционное обучение позволило детям с серьезными проблемами со здоровьем получить те знания, которые были им необходимы для прохождения итоговой аттестации.

1.2 Преемственность дистанционного и инклюзивного образований.

В законе об образовании РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ подробно прописаны все возможные формы получения образования учащимися как в рамках школы, так и за ее пределами (см. Приложения. Таблица 1). Инклюзивное образование предполагает максимальную погруженность детей с ОВЗ в образовательную среду, их приход в массовые школы.

Однако не во всех случая приход ребенка в школу позволит ему максимально полно освоить знания по тому или иному предмету. Решать вопрос об очной или заочной форме освоения того или иного предмета ребенком с ОВЗ должна ПМПКа. При этом образовательное учреждение должно быть готовым удовлетворить данные требования комиссии. Ряд соматических нарушений диктует невозможность освоения того или иного материала в рамках очного обучения. И здесь на помощь учителю, ученику, семье приходит такая форма обучения как индивидуальная или дистанционная. Оставляя ребенка с ОВЗ из среды сверстников на тех предметах, где не затруднено освоение материала, дистанционное обучение, как форма индивидуального обучения, позволяет создать для ребенка такие условия, когда все направлено на освоение необходимого материала:

- исключены отвлекающие факторы,

- форма подачи и объем материала максимально ориентированы на психо-физические особенности ребенка,

- ребенок находится в своей «зоне комфорта»,

- оценивание усвоения материала происходит исходя из особенностей ребенка.

Существует большое количество определений понятия «Дистанционное обучение». На мой взгляд, наиболее точным является следующее: дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что дистанционное обучение не только не противоречит инклюзии, оно является ее реализацией вслед за очной формой обучения.

1.3 Принципы создания адаптированной образовательной и рабочей программ для детей с НОДА.

Согласно федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ:

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

В свою очередь адаптированная рабочая программа - это конкретная программа обучения ребенка тому или иному предмету, разработанная с учетом требований и рекомендаций адаптированной образовательной программы и учитывающая индивидуальные потребности и возможности ребенка с ОВЗ.

При создании (разработке) адаптированной образовательной и рабочей программ для ребенка с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата) в первую очередь необходимо опираться на требования ФГОС, нового образовательного стандарта. Где максимально полно отражены все необходимые образовательные нормы, которые должны быть соблюдены при работе с таким ребенком. При этом нужно отметить, что в настоящее время наиболее полно разработан стандарт для начального общего образования. Стандарт для среднего общего образования находится в стадии разработки. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок с НОДА имеет сохранный интеллект, то есть относится по новой классификации к группе А (всего таких групп четыре: А, В, C,D). Обратимся к стандарту.

Вариант А адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА полностью включѐн в общий образовательный поток и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.

Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестации конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по Варианту А. В настоящее время уже апробирована и внедрена итоговая аттестация в формате ГВЭ. И, как показывает мой личный опыт, создание и реализация адаптированной рабочей программы по освоению русского языка за уровень 9 класса позволяет максимально полноценно подговорить такого ребенка к прохождению итоговой аттестации.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Обучение по основной образовательной программе сопровождается индивидуальной коррекционной работой с каждым обучающимся с НОДА. Коррекционную помощь оказывают специалисты соответствующего профиля.

Неспособность обучающегося с НОДА полноценно освоить отдельный предмет в структуре ООП не является препятствием для выбора или продолжения освоения программы Варианта А.

А при освоении каких же предметов у такого ребенка могут возникнуть трудности? В первую очередь сюда нужно отнести языки (русский, английский и пр.), литературу, математику и окружающий мир (в среднем звене - обществознание). И именно по этим предметам ПМПК может рекомендовать надомное или дистанционное обучение, оставив без изменений объем нагрузки.

Необходимо учитывать, что ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше.

Если же говорить в целом о школе, то в образовательной организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания. Перечень материально-технических условий представлен в стандарте максимально полно.

Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы.


Глава 2.

2.1 Опыт создания адаптированной рабочей программы для ребенка НОДА.

В 2014-2015 году я работала по программе дистанционного образования с ребенком с НОДА. Согласно классификации ФГОС это был ребенок группы А. С сохранным интеллектом и ДЦП в слабовыраженной форме. Ребенок мог писать и передвигаться без посторонней помощи. Работа велась с ученицей выпускного 9 класса, что делало эту работу максимально ответственной. В этот год в нашей школе впервые должен был состояться выпуск детей, находящихся на дистанционном обучении. Скажу разу, что наши выпускники (а их было два человека) с честью выдержали экзамен как по русскому, так и по математике.

Приступая к работе по разработке адаптированной рабочей программы по русскому языку для данной ученицы, в первую очередь мне было необходимо выяснить, количество часов, которые отведены ей на освоение курса русского языка за 9 класс. Согласно адаптированной образовательной программе на курс русского языка за 9 класс ученице было выделено 2 часа. Это столько же часов, сколько отводится обычным детям на этот предмет в выпускном классе. К слову сказать, количество часов, выделенных на освоение литературы, в три раза меньше, чем в общеобразовательном классе (1:3).

Также стоит добавить, что при составлении данной программы я опиралась на рекомендации АСОУ по структуре рабочей программы и отдельным графой прописывала те ЭОР (электронные образовательные ресурсы), которые предполагалось использовать в процессе дистанционного обучения.



Структура рабочей программы для детей, находящихся на дистанционном обучении, включает в себя следующие разделы два больших раздела: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

В структуру пояснительной записки входят подразделы:

- Статус документа

- Особенности данной рабочей программы

- Общая характеристика учебного предмета

- Цели обучения

- Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

- Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

- Содержание программы

- Тематическое планирование

Второй раздел представляет собой календарно-тематическое планирование, в котором обязательно появляется такая графа как ЭОР.

В конце рабочей программы традиционно помещается «Перечень учебно-методического обеспечения».



Пример оформления календарно-тематического планирования для ребенка, находящегося на дистанционном обучении.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урока




Тема урока

Кол-во часов

Используемые е ЭОР

Планируемые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1

Международное значение русского языка

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/vvedenie/mezhdunarodnoe-znachenie-russkogo-yazyka?seconds=0

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5+2ч.)

2

Повторение изученного в 5 - 8 классах. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка.

1

3

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

4

Предложения с обособленными членами.

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/kompleksnoe-povtorenie/znaki-prepinaniya-pri-odnorodnyh-chlenah-predlozheniya-vvodnyh-slovah-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemy?seconds=0

5

Предложения с обособленными членами

1

6

Обращения. Вводные слова и вставные конструкции.

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/kompleksnoe-povtorenie/znaki-prepinaniya-pri-odnorodnyh-chlenah-predlozheniya-vvodnyh-slovah-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemy?seconds=0

7

КР

Входной мониторинг.

Контрольный диктант.

1

8

РР

Обучение написанию сжатого изложения.

1


Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения (1ч.)

9

Понятие о сложном предложении.

1


Союзное сложное предложение(6ч.)

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnoe-predlozhenie/osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy?seconds=0

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnoe-predlozhenie/osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy?seconds=0

12

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnoe-predlozhenie/osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy?seconds=0

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1



2.2 Необходимые условия для успешного освоения образовательной программы детьми с ОВЗ.

1.Общеизвестно, что залог успеха любого образовательного процесса - периодичность и системность. И это первый краеугольный камень, с которым сталкивается учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями.

На мой взгляд, 2 урока русского языка в неделю, выделенных на освоение программы за 9 класс и подготовку к выпускному экзамену вполне достаточно. Особенно если учесть, что дистанционное обучение позволяет максимально сосредоточиться на индивидуальной работе ребенком. Н, к сожалению, планы часто расходятся с реальной жизнью. Дети с ОВЗ чаще других подвержены простудным заболеваниям, влиянию погоды, психосоматическим проявлениям. Фактически получается, что непрерывный образовательный процесс, который в 70 процентах случаев является залогом успешного освоения материала, приобретает рваный, скачкообразный характер. Это еще связано и с медицинскими процедурами, которые показаны таким детям. Многие из них 1-2 раза в год проходят курсы восстановительной медицины в медучреждениях.

2.Учет индивидуальных особенностей развития, восприятия информации, связанных с типом заболевания.

Нужно отметить, что с данной ученицей я работала первый год и поэтому не могла заранее оценить уровень ее знаний по предмету. Что явно облегчило бы мою задачу, по коррекции рабочей программы для данного ребенка. Исходя из этого, на первых же уроках был проведен входной мониторинг, который позволил выявить основные пробелы в знаниях по русскому языку. Они в достаточной степени стандартны:

- правописание суффиксов причастий;

- обособление на письме причастных и деепричастных оборотов;

- правописание приставок пре и при;

- правописание приставок с чередующейся согласной на конце;

- правописание букв И и Ы после приставок на согласную;

- правописание корней с чередованием;

- правила оформления прямой и косвенной речи.

Наряду с выявленными пробелами в знаниях, была обнаружена и еще одна любопытная подробность. Даже в тех орфограммах, где ученица практически не делала ошибок, она затруднялась объяснить, почему написала так, а не иначе. Другими словами, теоретические знания по русскому языку были сведены к минимуму. И это вызывало серьезные опасения. Язык без правил не выучить. А, значит, и экзамен не сдать.

Все эти моменты пришлось учитывать в рабочей программе, которая по количеству часов являлась обычной рабочей программой, а по сделанным в ней акцентам явно пропадала под определение адаптированная.

Также стоит добавить, что при составлении данной программы я опиралась на рекомендации АСОУ по структуре рабочей программы и отдельным графой прописывала те ЭОР (электронные образовательные ресурсы), которые предполагалось использовать в процессе дистанционного обучения.

2.3 Элементы инклюзии при дистанционном обучении ребенка с ОВЗ.

Дети, находящиеся на дистанционном обучении, в силу своих заболеваний лишены полноценного общения со сверстниками в рамках школы. Однако они не изолированы от общества. Ежедневно они общаются преподавателями, получают ответную реакцию, имеют возможность высказать свое мнение, отстоять вою точку зрения. А вот контакты о сверстниками в рамках школы затруднены. И тут на помощь приходят современные технологии.

В рамках своего предмета я стараюсь максимально привлекать ребенка ОВЗ к взаимодействию с классом. (Нужно оговорить, что не всегда предложение о контакте с классом даже через скайп бывает встречено радостно. Чаще наблюдается настороженность и легкий испуг. После первого опыта образовательного контакта с классом часть ребят с радостью принимает аналогичное предложение, кто-то же - и это в большинстве случаев связано со спецификой их заболевания - отказывается.)

Что представляет собой это взаимодействие. В первую очередь, это возможность принять участие в тех олимпиадах, что и весь класс. Если ребенок добивается хорошего результата, демонстрирует хорошее знание предмета, то об этом обязательно становится известно всему классу. Ради такого случая можно оторвать 5 минут от урока в классе, подключить скайп и провести оглашение результатов олимпиады в режиме онлайн-общения.

Следующий прием инклюзии - совместный урок. Когда ребенку с ОВЗ дается задание подготовить презентацию (доклад) для всего класса, и он защищает свою работу перед классом, сидя у себя дома, в то время как класс смотрит презентацию на проекторе.

Приведу пример такой работы. В рамках повторения пройденного в 5-8 классах проводится урок по теме «Обращение, вводные слова и вставные конструкции». Мной была выбрана форма урока-семинара. Ученики готовили доклады по темам: «Обращения», «Вводные слова», «Вставные конструкции».

Ребенку-дистанционщику было поручено подготовить тест-презентацию: подобрать такие стихи известных поэтов, где есть обращения или вводные слова, и скомпоновать из них задания. Например (Подробнее смотри Приложения (таблица 2)):

Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново.

( К. Я. Ваншеннин)

Тяжко, братья, голове без плеч.

Горько телу, коль оно безглаво.

( «Слово о полку Игореве»)

Такое взаимодействие позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, ребенок с ОВЗ получает возможность взаимодействия классом, во-вторых, он пробует свои силы в новой для себя ипостаси - наставника, учителя, а это более защищенная позиция, в ней комфортно, нет опасности, что над тобой будут смеяться. В-третьих, ребенку лишний раз приходится повторять правила и открывать художественную литературу. И, наконец, в-четвертых, происходит хоть и опосредованное, но полноценное общение со сверстниками, то самое, к которому зачастую стремится ребенок.

Кстати, нужно отметить и то, что дети из общеобразовательных классов в большинстве своем не испытывают негатива по отношению к ребенку ОВЗ, даже если у него есть дефект речи или физический недостаток. Начиная с 5 класса, у большинства активно проявляется такое качество как сострадание, желание поддержать, помочь. Это может быть реализовано от банального «добавь меня Вконтакте» до действительно полноценного контакта, когда появляются общие интересы.

Заключение

За два тысячелетия человечество сделало колоссальный скачок от Спарты до инклюзии. Отношение к людям с ОВЗ в современном российском обществе меняется семимильными шагами. Еще два десятилетия назад для многих из нас было нормой вешать ярлыки, закрывать глаза на очевидную социальную изоляцию инвалидов, избегать контакта такими детьми. Однако в 21 веке все изменилось. И большая заслуга в этом лежит на системе образования. Дистанционное образование стало тем мостиком, который перекинули из прошлого в будущее. Несомненно, тяжелее всего заставить переосмыслить, принять все происходящее не детей, а их родителей и учителей, людей, чьи взгляды были сформированы старой системой.

Следующим этапом реформы не столько и только образовательной системы, сколько всего общества, призвано стать инклюзивное образования. В настоящее время мы находимся на пороге его становления в России. Каким оно будет, удастся ли избежать губительных ошибок, сломать стереотипы, помочь людям стать человечнее, толерантнее, терпимее, покажет время. Но уже сейчас хочется верить, что маленький человечек, который появится на пороге школы в инвалидной коляске или в очках толстыми линзами будет встречен, обогрет и научен всему, что должен знать российский школьник.

Список используемой литературы

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

  2. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании//Инклюзивноеобразование:состояние,проблемы,перспективы.-Минск: Четыре четверти,2007

  3. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого ; авт.-сост. В.Н. Андреев [и др.] ; под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - 57 с. - (Приоритетный национальный проект «Образование». Направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»)

  4. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении Методические рекомендации/ Центр «Школьная книга», М., 2010

  5. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. - М.: 2011

  6. Инклюзивное образование в России. Опыт реализации//Издание Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ,2011

  7. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) - Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

  8. Справочно-информационные материалы. Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 6., С.В. Алехина

  9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

  10. Шурыгина С.Н. Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации. /Шурыгина С.Н. - Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2013

Приложения

Таблица 1

Формы образования

Формы обучения

Общеобразовательные программы

В образовательной организации

(в школе)

Очное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования с углублённым изучением предметов художественно-эстетической направленности

Очно-заочное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования

Заочное обучение

ОП основного общего, среднего общего образования

Вне образовательной организации

(вне школы)

Семейное обучение

ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования

Самообразование

ОП среднего общего образования

Таблица 2

Элемент презентации, подготовленной ребенком в ОВЗ

Особенности разработки рабочей программы по русскому языку для обучающегося с НОДА с сохранным интеллектом, обучающегося по программе дистанционного обучения (с элементами инклюзии)


© 2010-2022