Доклад: Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Патриотическое воспитание... Патриотизм... Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? Что такое патриотизм?

Я считаю, что патриотизм- это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства, В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя - словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, рассказы, стихотворения. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите м.ирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне; 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт- попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни - всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»- это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Проблемный метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции. Важное место на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать образ предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина «Пугачев» . Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству- эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 класс), «На дорогах войны...» (7 класс), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Литературные произведения, изучаемые в школе -это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя «течением мыслей», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Современная литература и, в первую очередь, проза углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека. Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.

На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность их я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может с успехом использовать и классный руководитель, и родители. Представьте себе реакцию школьников любого возраста, когда учитель очень выразительно и с чувством прочтет на уроке литературы рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет их сознание. Важно после прочтения этого рассказа обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Открытия обеспечены. О многом скажет пауза, которая может стать значительнее любых речей.

Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности - зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: ((Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?» Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий, сдавленный крик мальчишки - немца: «Мама!» (Закруткин «Матерь человеческая))).

Таким образом, работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

  • формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,

  • потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края,
    посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

В 7-8-х классах- актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно: - усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,

  • дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,

  • познакомить с важнейшими понятиями,

  • выработать умения применять полученные знания на практике.

В этих классах организую: самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации,

- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных
ролевых позициях- "учителя", "консультанта", "руководителя творческой группы".

Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.

В старших классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России:

- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

-формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.


Как помочь ребенку при подготовке домашнего задания.

Кто-то кричит на ребенка, кто-то силой заставляет его сидеть по несколько часов над учебниками, доводя до слез, кто-то просто машет рукой - пусть учит школа!

Школа, конечно, учит. Но без выполнения домашнего задания даже самые талантливые дети с трудом усваивают материал, ведь именно самостоятельное домашнее повторение - залог его хорошего восприятия и запоминания. Что же делать в этой непростой ситуации? Как превратить домашнее задание в интересное действо, как для ребенка, так и для роди геля?

Уже давно психологи всех детей младшего школьного возраста поделили (условно, конечно), натри группы.

Группа 1. дети, которые любят делать уроки. Этим детям не нужны напоминания родителей. они сразу после школы отправляются за письменный стол. Такие дети - мечта для любых родителей. Однако, надо отметить, они в реальности встречаются очень редко.

Группа 2 - дети в достаточной мере ответственные и организованные. Такие дети, конечно, не очень любят делать уроки... Но чувство ответственности направляет их к рабочему столу после недолгого сопротивления, где они медленно, но все-таки упорно начинаю! делан. домашнее задание. Таких детей больше, чем детей первой группы.

Группа 3. Такие дети встречаются чаще всего. Стоит детям этой группы услышан, про уроки, как с ними может случиться что угодно - у них болят животы и головы, руки и ноги, им хочется есть, у них начинается чесотка, а у самых впечатлительных детей даже резко повышается температура.

В связи с тем, что большинство родителей воспитывает детей третьей группы, возникает серия вопросов, ответить на которые - означает дать родителям надежный инструмент для работы с детьми и уроками.

1. Как воспитать у ребенка ответственность?

Ежедневное выполнение уроков - это ответственность, которую несет на себе малыш. Поэтому с самого начала обучения в школе хорошо дать понять ребенку, что его домашние задания являются такими же серьезными и взрослыми делами, как, например, та самая работа, на которую папа и мама ежедневно уходят. Но только нужно помнить, что тогда родители должны относиться к урокам соответственно.

Привычку к систематическому приготовлению уроков нужно воспитывать с самого раннего детства, ведь она пригодится ребенку и в школе, и в институте, и во всей его дальнейшей жизни. При этом добросовестные занятия могут и не подразумевать пятерок по всем предметам, успешность может быть разной, могут возникать трудности, по сделанные хорошо уроки всегда помогут ребенку обрести уважение педагогов.

2. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок пришел домой и сделал уроки сам. Но... к сожалению, если это и возможно, то не с самых первых дней учебы. Более того, скорее всего весь первый класс ребенка придется контролировать, но контролировать так, чтобы он ощущал себя самостоятельным. Сам ребенок со всем справиться не сможет, но постоянно «стоять над душой» означает вовсе разрушить веру малыша в самого себя, и тогда уже о формировании у него самостоятельности и речи быть не может.

3. Какие требования труда и отдыха существуют для детей?

Для того, чтобы ребенок учился с удовольствием, радовался своим успехам в школе и дома. нужно не забывать о нескольких достаточно простых правилах.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Необходимо сначала отдохнуть, причем этот отдых должен длиться не менее часа-полутора часов, а уже затем садиться делать уроки.

С самою сложного выполнение домашнего задания начинать нельзя.

Это связано с тем, что у любого ребенка на трудное задание уходит очень мною времени. ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучаться с ним. Потгому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя.

Даже взрослые делают перерывы в работе, естественно, что детям это просто необходимо. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должна 20-30 минут, а «переменки» -минут по 10. В переменки малышу нужно отдохнуть, подвигаться, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длительность «урока» увеличивается.

4. Как правильно организовать рабочее пространство для выполнения домашнего
задания?

Ноги младших школьников не должны болтаться в воздухе, если стол и стул достаточно высокие, нужно сделать ребенку подставку.

Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же Ваш ребенок левша, то свет должен падать справа.

В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких отвлекающих его звуков радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может бьпь чихая спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

5. Как научиться правильно делать домашнее задание вместе с малышом?

Учитесь вместе с ребенком, а не вместо него!

Не нужно забывать, что все равно, как бы ответственно ВЫ не отнеслись к домашнем} заданию, делает его ребенок. Аргументы для необходимости выполнения домашнего задания важно подбирать адекватные, не сводя их только к материальным поощрениям или только к ругани. Например, такими аргументами могут быть следующие: при хорошем выполнении домашнего задания тебе проще будет делать работу в классе, хорошо выученный урок даст тебе возможность блеснуть в школе своими знаниями и т.д.

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями!

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь малыша не может состоять только из умственной деятельности.

Всегда. поддерживайте ребенка своей любовью, хвалите его и одобряйте его действия.

Это даст ребенку уверенность в себе, знание, что он нужен и любим в семье вне зависимости от оценок, которые он получает. Всегда нужно радоваться, видя, когда у малыша возникает интерес к знаниям. Нельзя забывать о том, что человеку нравится то, что у него получается. Даже самый маленький успех ребенка необходимо подчеркивать - это разжигает интерес ребенка, окрыляет его, помогает идти дальше.

Вопросы и задания для ребенка должны быть по его силам!

Сложные задания, вопросы, на которые ребенок не способен ответить в силу своего возраста и знания, вызывают у него неуверенность в себе и нежелание продолжать учиться.

При общении с ребенком исключите своей из речи негатив!

Негативные оценочные высказывания не просто не стимулируют любую деятельность ребенка, не просто расстраивают его, зачастую они даже ухудшают его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценное!и. ощущение ненужности, что не способствует его продуктивному обучению.

Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за пять минут». «Я бы за это время!» - необходимо исключить из лексикона родителей. Также нельзя ни в коем случае употреблять так называемые «формулы прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребенка: ленивый, невнимательный и т.д. Постоянное повторение таких формул показывают ребенку, насколько мало он может и насколько малопривлекательно его будущее.

Придерживайтесь темпа ребёнка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка- это создает нервозность, мешает ребенку работать с домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться, быть внимательнее ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Здесь нужно подумать, почему же отвлекается ребенок - может быть, его нервная система требует времени для восстановления, может быть, он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Не нужно ставить перед ребенком разноплановые задачи одновременно!

Это приводит к противоположному результату, ребенок начинает отвлекаться. Поэтому несколько требований одновременно, например, быстро думать, красиво писать, правильно решать, сидеть прямо, не болтать ногами и т.д. приводит к тому, что ребенок становится не способен выполнить все эти требования одновременно. Нужно самому сосредоточиться на главной задаче и ребенка на нее настроить. Такой задачей, например, может быть аккуратно написать упражнение, внимательно прочитать текст и т.д.



© 2010-2022