Урок - путешествие в 6 классе на тему Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа»












Урок - путешествие

в 6 классе на тему

«Имя существительное»












Разработала: Янцитова Ирина Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории










2013 год


Урок-путешествие на тему «Имя существительное»

в 6 классе.

Цель урока: - обобщить и систематизировать знания по теме «Имя

существительное»;

- учиться активно употреблять имена существительные в речи,

оценить богатство русского языка;

- поговорить на тему «Наша семья», о любви к Родине, о войне.

Оборудование: портрет М.Цветаевой, красная рябина, стихотворение

«Рябина», таблицы, толковый словарь, музыка Чайковского

«Лебединое озеро», другая хорошая музыка.

Учитель читает наизусть стихотворение М. Цветаевой «Рябина». На доске портрет М. Цветаевой, фотография или рисунок красной рябины и стихотворение.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Так родилась Марина Цветаева (портрет поэта) - поэтесса 20 века, автор замечательных стихов. Вы встретили такие слова: рябина, листья, день, кисть. Что это за часть речи?

- Имена существительные.

- Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Наша цель - обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное», учиться активно употреблять имена существительные в речи. Оценить богатство русского языка, поговорить на тему «Наша семья», о любви к Родине, о войне. Ведь 2008 год В. В. Путин объявил Годом семьи.

Я предлагаю вам совершить путешествие в страну «Имя существительное». Отправляемся на поезде по станциям.

1 станция «В мире вопросов и ответов»

Любая часть речи держится на трех китах: 1) общее грамматическое значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль (таблица).

Опираясь на этот план, расскажите, что такое имя существительное?

- С теорией справились, закрепим на практике.

2 станция «В мире слов»

- Вы тоже появились на свет, вас нарекли именем. Что обозначает ваше имя, напишите.

Марина (Цветаева) - это цвет бушующего моря, то есть «морская». А ваше? Если не знаете, вам поможет книга «Предметные недели в школе. Русский язык и литература», составитель Л. И. Косивцова, Волгоград, изд-во «Учитель», 2002 год, стр. 16,17.

- Вы появились на свет, ваши родители, дедушки, бабушки, создалась крепкая семья.

- Сделайте морфологический разбор слова «семья». Сначала найдите и прочитайте в толковом словаре, что означает слово «семья». Там три значения. Читают все значения. ( самостоятельная работа проверяется).

- В семье - Светлана - светлая, Ирина - мирная, Ольга - святая, Игорь -хранитель, Роман - крепкий, Олег - святой, Александр - защитник, Виктор -победитель.

- Получается, что семья очень крепкая.

3 станция «Наша семья»

Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Наша семья» с заданием: 1 предложение разобрать по членам, обозначить трудные орфограммы.

4 станция «Станция исправления ошибок»

Плакат. В предложении найти ошибки и исправить. (Учащиеся читают четверостишие В. Высоцкого, звучит музыка).

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

то же небо - опять голубое,

тот же лес, тот же воздух и таже вода...

Только он не вернулся избоя.

(Ошибки в словах «та же», «из боя»).

Бывает и так. Иногда сыновья и дочери не вернутся из боя. В семье страшная трагедия. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все. Недавно узнали о зверствах грузинских военных. Они - варвары 21 века. Цхинвал подвергся массированному варварскому обстрелу, погибло много невинных людей. Мы скажем: «Войне - нет!» (определить падеж существительного войне, рассказать о видах предложений по цели высказывания, по интонации).

5 станция «Умники»

- А теперь немного отдохнем. Решение кроссворда. Составляем разные вопросы. Ключевое слово: Миру - мир!

Вывод: Нам не нужна война, нужен мир. Пусть всегда будет мир!

Итог урока. Итак, мы благополучно доехали до любимой нашей страны «Имя существительное».

- Ребята, работали отлично, замечательно, рассказали о своей дружной семье.

Домашнее задание. - А теперь закройте глаза, послушаем музыку Чайковского «Лебединое озеро» (можно послушать и другую хорошую музыку). Подумайте, что можно приятного сделать для своей семьи. Напишите. Девочки могут составить меню и приготовить для семьи вкусный ужин, вышить салфетки. А мальчики?


© 2010-2022