Открытый урок по русской литературе Природа в художественной литературе. А. Н. Плещеев Весна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Литературное чтение

Класс : 7 «Ә»

Дата проведения: 11.12.2014

Тема: Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев « Весна»

Урок 14

Ссылка

Госстандарт, календарное планирование.

Раздел: Художественный образ в лирике

Название занятия

Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев « Весна»

Общие цели и задачи:

- познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;

- расширять, углублять эстетические представления о поэзии;

- развивать навыки правильного, выразительного чтения;

- обогатить словарный запас детей

- развивать речь, память, внимание, наблюдательность, воображение, способность высказывать своё мнение

- прививать любовь к природе и русской словесности

- воспитывать положительную мотивацию в обучении

Результаты обучения

Знают отличие лирического произведения, умеет анализировать и делать выводы; рассуждая, объясняют значение слова и подбирают синонимы. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

Ключевые идеи

Качественная организация первого урока совместной работы учащихся друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения урока. Использование диалога позволяет расширить представления учеников о различных литературных жанрах, размышления в рамках критического мышления.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник «Литературное чтение»,7 кл., Жаданова К.Х., ИсахановаД.К., Издательство « Білім» , 2006, ручки, стикеры, , ножницы, фломастеры, раздаточный материал для чтения; Лист самооценивания, портрет А.Н.Плещеева, репродукция картины И.С.Остроухова «Ранняя весна», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, мультимедийная презентация к уроку, запись «Звуки весны»,

Этапы работы

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

1.Этап побуждения:

Приветствие.

Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, раздает разные цвета листьев детям при входе в класс и просит сгруппироваться по цветам этих листьев.

- Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.Сейчас у нас с вами начинается урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя ! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

Дети выбирают понравившися лист, делятся на группы и желают соседу справа и соседу слева пожелания и садятся по группам.

2. Проверка домашнего задания

- Что читали на прошлом уроке?

-Вспомните , чем отличаются лирические стихотворения от прозы?

- Какой поэт рассказал нам о приходе весны?

- Ребята, перед вами лежат листочки. Ваша задача, написать на этих листочках стихотворение Пушкина, которое вы выучили наизусть .

- Теперь , ребята, находим в стихотворении сравнения и эпитеты.

(Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года.,

стада шумят, и соловей поет )

А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»

Взаимопроверка . Оценивание

Из каждой группы по-одному ученику выходят к доске, рассказывают наизусть.

3. Этап осмысления

(реализация урока):

Знакомство с писателем. Мозговой штурм. (групповая форма работы). Через наводящие вопросы ученики должны ответить на вопросы и составить кластер.

Попробуйте расшифровать слово. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание.

На доске картинки : ведро, ель, семья, Незнайка, апельсин. По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать речевую тему нашего занятия. Кто смог расшифровать?

  • Итак, речевая тема сегодняшнего урока « Весна». Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева и с его стихотворением «Весна».

  • - Рассмотрите портрет и скажите что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд?

Дети отвечают на вопросы.

По портрету охарактеризуйте писателя \

Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека

4. Этап осмысления

Стратегия «Карусель»

Учащиеся групп обмениваются мнениями о жизни и творчестве великого поэта.

Задание на развитие критического мышления.

Кумулятивная беседа. Дети используют разговор,

чтобы поделиться друг с другом.

1-ая группа: Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825года в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна.

2-ая группа: До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул военную службу и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

3-я группа: Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни».

Дети слушают, читают слова и запоминают.

Учащиеся, критически мысля, обсуждают и отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

5. Подготовка к восприятию текста

- Итак, ребята, как вы уже поняли, сегодняшняя наша тема стихотворение Плещеева «Весна» ( чтение стихотворение учителем)

-Что описывает поэт? (приход весны)

Чтение стихотворения друг другу

6. Этап словарно- исследовательской работы

Стратегия «Толстых и тонких вопросов» индивидуально, в группах, дифференцированная работа

Толкование слов:

« повеяло» - зима подходит к концу, подул теплый ветерок; «миновала» - прошла, « заботы» - беспокойство , хлопоты

Исследовательская работа:

Что такое «лазурь»? Что означает слово « Апрель»

Дети отвечают на вопросы, переводят новые слова, используя словарь, выписывают предложения с этими словами из произведения.

Учащиеся объясняют значения этих слов.

7. Аудиозапись .

Звучит « Апрель» П.И.Чайковского

- Ребята, ваша задача, слушая музыку, нарисовать графический рисунок

- Как вы себе представляете эти строчки?
1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...
2 группа: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.
3 группа: Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало

На каждой парте отрывки из стихотворения, по которому вы должны нарисовать рисунки и защищать

Обмениваются флипчартами и находят к какому отрывку можно отнести нарисованный рисунок)

8. Игра «Бывает ли так?

Я говорю фразу, а вы отвечаете: Бывает ли так?

- Весной мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься.

- Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки.

- Весной птицы улетают на юг.

- Весна - пора метелей злых и бурь?

Учащиеся обсуждают в группе и отвечают на вопросы

9. Этап. Рефлексия «Эмоциональное состояние».

Учитель раздает детям цветные стикеры и просит учащихся выразить свое эмоциональное состояние. Сделайте вывод ответив на вопросы

- Чем вам понравился урок?

- Что вы узнали о творчестве Плещеева?

- Где вы больше всего затруднялись, на выполнение какого задания?

Если уч-ся считают, что достигли целей урока, выбирают зеленый стикер, если справились не совсем - желтый, не справились совсем- красный.

Дети отвечают на вопросы и делают выводы о проделанной работе.

10. Домашняя работа

Выучить стихотворение наизусть



© 2010-2022