Лингвистическая сказка Домик для существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Домик для существительных.

Эта забавная история произошла давно, уже никто не помнит, когда именно. Однажды ночью из школьных ученических тетрадок, которые лежали на учительском столе, стали выпрыгивать имена существительные, в которых ребята неверно написали падежные окончания. Много набралось их на столе. Особенно тетрадка Петрова Васи была богата на такие слова.

- Что нам делать? До каких пор терпеть такое безобразие?- возмущалось слово «площадка», в котором ребята часто вместо окончания и писали е и наоборот.

-Что? Что? Наказывать таких детей,- мудро ответило слово «жизнь», которое ученики тоже не баловали и писали не те окончания, какие нужны были.

-А я думаю, детям помочь нужно понять правило…Как? Конечно же, через игру! - весело воскликнуло слово «игра».- И меня дети обижали, но я же не сержусь.

Начались тут споры о том, как помочь ребятишкам одолеть это правило. И каждое слово, «обиженное» учениками, было заинтересовано в положительном решении данной проблемы. Судили-рядили и придумали сказку.

Жили-были имена существительные. И чтобы никто не допускал ошибок в падежных окончаниях, поселили их в трёхэтажном доме с тремя подъездами. На первом этаже -существительные в предложном падеже, на втором-в дательном, а на третьем- в родительном. В первом подъезде на всех трёх этажах поселились имена существительные 1 склонения, мужского и женского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание -а, -я. Второй подъезд облюбовали существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. А в третьем подъезде-одни женщины, существительные 3 склонениями с Ь на конце. Все дружно разошлись по своим подъездам и стали обживаться. Вечером в окнах зажгли свет. И все прохожие увидели, где живёт окончание -и. Ярко светилось окно в первом подъезде на третьем этаже и в третьем подъезде на всех трёх этажах. И все теперь знали, что там поселилось окончание -и.

Но, оказывается, на заселение по какой-то непонятной причине опоздали существительные, оканчивающиеся в именительном падеже на -ия, -ий, -ие. Вскоре дружным жильцам этого дома стала известна причина опоздания этих «особенных» слов: они не хотели, чтобы у них определяли склонение для правильного написания окончания.

-Мы особенные! Мы не такие, как все!- твердили они на каждом углу.

И потому вечером, когда они пришли к дому, где расселились имена существительные, оказалось, что свободных мест нет. В сердцах, потоптавшись около подъездов, они улеглись ночевать за забором, предварительно нацарапав на нём в знак протеста: «Мы, существительные на-ия, -ий, -ие, не признаём склонения, для нас достаточно определить падеж, чтобы правильно написать окончание. В словах на -ия в родительном, дательном и предложных падежах пишется окончание -и. А в словах на -ий, -ие только в предложном падеже пишется окончание -и».

Вот с тех пор так и повелось: прежде чем написать окончание у существительного:-и или -е, нужно определить склонение, то есть зайти в нужный подъезд. Затем определить падеж, для того чтобы подняться на нужный этаж.

И помни: окончание -и живёт в первом подъезде на третьем этаже и в третьем подъезде на всех трёх этажах. А если это слова на -ия, -ий, -ие, то не нужно заходить в дом, определяя склонение. Смело подходите к забору и читайте, что там написано. Написанному верить!

Вот такую сказку когда-то придумали «обиженные» на нерадивых учеников слова. И с тех пор, прочитав её, рассмотрев иллюстрацию к ней, школьники не путали написание окончаний -е, -и у существительных.

Ученица 6 класса, Швец Наталья.



© 2010-2022