Урок русского языка Написание н и нн в прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 клаас

Тема: Написание Н и НН в прилагательных

Цели: Повторить написание Н и НН в прилагательных, правильное употребление орфограммы в словах; воспитывать орфографическую зоркость, поработать с учениками над творческими заданиями, относящимися к заданной теме; воспитывать креативное отношение к работе - воспитание культуры устной, письменной речи.

I. Сообщение темы и цели. Повторение написания Н и НН в прилагательных.

Лабораторная работа под руководством учителя.

а) На правой стороне доски таблица, в которой даны только примеры

1)………………………………………… (сонный. карманный).

2) …………………………………………(революционный, экскурсионный).

3)…………………………………………..(утренний, родственный).

4)…………………………………………(вещь ценна, даль туманна).

5)……………………………………(желанный, священный, нежданный-негаданный)

б) Заполняется левая сторона таблицы: учащиеся называют основные случаи написания Н и НН в прилагательных. В итоге получается таблица-памятка, которая переписывается в тетрадь.

Таблица-памятка

НН пишется:

1) В прилагательных с суффиксом , образованных от существительных с основой на н (сонный. карманный).

2) В прилагательных с суффиксом -онн- (революционный, экскурсионный).

3) В прилагательных, образованных от имён существительных с суффиксом - енн (утренний, родственный). Исключение ветреный

4) В кратких прилагательных, если нн были в полной форме (вещь ценна, даль туманна).

5) В следующих словах: желанный, священный, нежданный-негаданный, стеклянный, оловянный, деревянный.

Таким же образом составляется вторая таблица.

Н пишется:


  1. янн- (кожаный, серебряный, ветряный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

  2. В прилагательных, образованных от имён существительных с суффиксом - ин- (утиный, воробьиный)

II. Лингвистическое упражнение.

Работа с учебником

III. Творческое задание


  1. Сочинение-миниатюра. Примерные темы: «Шелест осенней листвы», «Осенние краски», «Моя улица осенью», «В осеннем лесу».(Зачитывание нескольких работ).

  2. Свободный диктант.




Листья пожелтелые летят


Нежной грустью веет сейчас в лесу. Одни деревья стоят ещё зелёными, другие горят червонным золотом…

«Лесов таинственная сень», тронутая лёгким морозцем, начинает обнажаться, и среди деревьев делается светлее и просторнее. Это время, когда «листья пожелтелые по ветру летят» совпадает с массовым отлётом пернатых в тёплые края.

В осенние сумерки на лесных полянах собираются стаи длинноклювых вальшнепов. Чёрными облачками перелетают по полям и лугам стаи молодых и старых скворцов.

Высоко в небе летят журавлиные косяки. Целый день эти сильные птицы держатся в воздухе, опускаясь на землю только для ночлега. На огромных просторах Волги, средь песчаных отмелей, журавли задерживаются и отдыхают. Далёк их путь до верховьев Нила.

Певчим птицам всё труднее добывать корм, всё настойчивее влечёт их юг. (119 сл.)

(По И. Звездину)

IV. Итог урока.

Какие правила в написании Н и НН повторили (ответ с примерами).

V. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы слова - прилагательные с написанием Н и НН.


© 2010-2022