Тренировочный вариант контрольных измерительных материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 2016 году с использованием регионального компонента

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственная итоговая аттестация по образовательным

программам основного общего образования в форме

основного государственного экзамена (ОГЭ)

Тренировочный вариант контрольных измерительных материалов для подготовки в 2016 году к основному государственному экзамену по русскому языку на материале текста регионального компонента

Пояснения к варианту экзаменационной работы

Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2016 г, приведён в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку, размещённом на сайте: fipi.ru.

Тренировочный вариант вариант предназначен для того, чтобы дать

возможность любому участнику экзамена и широкой общественности

составить представление о структуре будущей экзаменационной работы,

количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые

критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом,

включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях

к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию

подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.

Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведён

в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».



Русский язык. 9 класс

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя

15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую

письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на

основе прочитанного текста.

Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания),

числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его

и запишите рядом новый.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы

читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных

заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый

аргументированный ответ.

Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

Ах, лабазник!

(1)В детстве, впервые попав с мамой в лес, я услышал незнакомое мне это слово - «лабазник». (2)Не знаю, почему именно так называла мама высокие белые, с серебристыми листьями, пахучие цветы, как бы окутанные дымкой. (3)Помню, как она, не срывая цветка, осторожно подносила белую метелочку к своему лицу, и, блаженно закрыв глаза, вдыхала его аромат, а затем, осторожное пригнув цветок к моему лицу, предлагала:
(4)- На, понюхай, не срывай! (5)Ах, лабазник!

(6)И с тех пор каждый раз, когда я бывал в лесу, обязательно находил лабазник, осторожно пригибал тонкие веточки и вдыхал этот удивительный запах, невольно вспоминая мамино восхищение:

(7) «Ах, лабазник!»

(8)В то последнее мамино лето, благодатное и теплое, я неожиданно приехал в деревню. (9)Мама сильно хворала, хотя всю жизнь она ни на что не жаловалась. (10)Глядя на ее усталое лицо, сгорбленную спину, совершенно седые волосы и печальные глаза, я ужаснулся от мысли, что моя надежная и нежная мама кончается.

(11) День догорал, солнце уже клонилось к закату, когда мама неожиданно попросила пройтись с ней по лесу, по заветным местам. (12)Но в лесу ее внимание не привлекали крупные гроздья костяники и крепкие белые грибы.(13) Своей усталой качающейся походкой она все спешила и спешила куда-то. (14)Глядя на это, я тоже махнул рукой на эти щедрые дары леса и пошел за ней. (15)И вот впереди показалась широкая поляна, вся покрытая желтовато-белыми дымками.

(16) И лабазник в который раз уже опять тронул ее душу.(17) Мама склонилась к первому же цветку, своими натруженными руками, сложенными лодочкой, прихватив цветок, прикрыв глаза, долго вдыхала его аромат. (18)Потом распрямилась, поправила платок, не сказав традиционного «Ах, лабазник!»

(19)Я наблюдал за ней в эту минуту и поразился перемене в ее лице: еще минуту назад тусклые и грустные глаза ее засверкали ярко и молодо, глубокие морщинки не исчезли, но разгладились.
(20)Домой возвращались в сумерках. (21)Мама тяжелой походкой ступала по пыльной дороге, все еще теплой от дневного солнца, и лицо ее было светло и безмятежно. (22)Возле дома мы присели на лавочку.

(23) Приятная прогулка по лесу ободряюще подействовала на мое настроение. (24)Гнетущее в последнее время чувство неудовлетворенности сменилось полным умиротворением. (25)Я был доволен всем на свете, ничто не волновало и не тревожило меня. (26)Как хорошо сидеть у порога родного дома, когда за спиной шелестит листьями клен, а об ногу трется старый кот, а рядом родной человек - мама!(27) Такое состояние тихой радости у меня возникало всякий раз, когда я приезжаю в родные места.

(28)Между тем деревня, шумная и неугомонная днем, готовилась ко сну.(29) Глухо работающая на соседней улице бензопила смолкла, прокричали и смолкли гуси, спешным шагом прошел загулявшийся телок, мыкнув у окна ближайшего домика с резными ставнями, исчез в открывшейся калитке. (30)Только из клуба доносилась нежная мелодия старинного вальса. (31)Подумалось: совсем немного нужно человеку для счастья, суетимся, хотим иметь все больше и больше, но постепенно все это превращается в обузу, и, наконец, оказывается, что это совсем не то, что делало бы нас счастливыми, как, например, сейчас.

(32) Эту незатейливую мысль вдруг прервала боль в правом колене.(33) Бедняга кот, не дождавшись с моей стороны внимания, вонзил свои тупые от старости когти в мою ногу. (34)Беру старинушку на колени, глажу его по жесткой спине, а он благодарно мурлычет.

(35)Мама сидела молча, вытянув усталые ноги. (36)Рядом на земле стояла корзиночка с десятком грибов. (37)Широко распахнутые мамины глаза, светлые и задумчивые, совершенно отрешенно смотрели куда-то вдаль.(38) Мне стало вдруг не по себе от этого ее полного отрешения от реальной жизни.(39) Но прошло некоторое время, и глаза вновь ожили. (40)И вот ее рука протянула к моему носу что-то мягкое, пахнущее горчинкой. (41)Это была все та же дымка-метелочка.(42) Что она напоминала маме? (43)Ее сиротское детство, бесследно сгинувших в годы то белого, то красного террора братьев и сестер? (44)Возможно, мама догадывалась, что это ее последнее лето. (45)Недаром она смотрела в будущее таким отрешенным взглядом…

(46)Я люблю полевые цветы, но их почему-то у нас не принято дарить, возможно, что они такие неброские с первого взгляда. (47)Зато

изнеженные красавцы-флоксы, гвоздики и гладиолусы совершенно лишены главного - запаха, все равно, что красивый с виду человек, но без души - значит, не настоящий…

(48)Люблю все полевые цветы, их запахи, такие знакомые с самого детства. Каждый цветок вызывает разные чувства. (49)Как, скажем, тот же лабазник.

(50)Всякий раз, когда я бываю в лесу, не могу удержаться, чтобы не вдохнуть аромат этих желтовато-белых метелочек, которые так любила мама. (51)Сразу в памяти промелькнет ее безмятежно-отрешенное лицо с закрытыми от удовольствия глазами:

(52)- Ах, лабазник!
(По В.М. Рязанову)*

* В.М. Рязанов родился 16 июля 1947 года в крестьянской семье в д. Соколовка Куйбышевского района Новосибирской области. С малых лет не понаслышке он знаком с деревенской жизнью и сельским трудом. Писать начал с 10 лет, сначала стихи, потом - рассказы и очерки.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

в тексте работы.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему мама любила лабазник?»

1)Она любила полевые цветы за их неброскую красоту.

2)Мама ценила лекарственные свойства этого растения.

3) Его аромат трогал её душу, дарил маме счастье.

4)Этот цветок напоминал маме её горькое сиротское детство.

Ответ: ___________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Не знаю, почему именно так называла мама высокие белые, с серебристыми листьями, пахучие цветы, как бы окутанные дымкой.

2) И лабазник в который раз уже опять тронул ее душу.

3) Между тем деревня, шумная и неугомонная днем, готовилась ко сну.

4) Широко распахнутые мамины глаза, светлые и задумчивые, совершенно отрешенно смотрели куда-то вдаль.

Ответ: ___________________________.

4)Из предложений 6 -11 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением - «приближение».

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

Ответ: ___________________________.

6.Замените разговорное слово «сгинувших» в предложении 41стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

7.Замените словосочетание «мамины глаза», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 48.

Ответ: ___________________________.

9.Среди предложений 24-29 найдите предложение с обособленными

однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Ее сиротское детство, (1)бесследно сгинувших в годы то белого, (2) то красного террора братьев и сестер? Возможно, (3)мама догадывалась, (4)что это ее последнее лето.
Ответ: ___________________________.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ

запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Как хорошо сидеть у порога родного дома, (1) когда за спиной шелестит листьями клен, (2) а об ногу трется старый кот, (3) а рядом родной человек - мама! Такое состояние тихой радости у меня возникало всякий раз, (4) когда я приезжаю в родные места.

Ответ: ___________________________.

13. Среди предложений 44-50 найдите сложноподчинённое предложение

с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.

14. Среди предложений 9-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл

финала текста: «(51)Сразу в памяти промелькнет ее безмятежно-отрешенное лицо с закрытыми от удовольствия глазами:

(52)- Ах, лабазник!».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса

данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего

жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Текст для прослушивания



Часть 1

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову) 156 слов

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.

2

У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни.

3

Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью.

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание

прослушанного текста, отразив все важные для его

восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1

2

Экзаменуемый передал основное содержание

прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание

прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов

сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов

сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем

текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов

сжатия текста, использовав их для сжатия одной

микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1





В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив-

ный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение

по критериям ИК1-ИК3

7

Часть 2

Проверка заданий 2-14

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Таблица 3

Номер задания

Правильный ответ

2

3

3

2

4

пригибал, приехал

5

сложенными

6

исчезнувших, пропавших, затерявшихся

7

глаза мамы

8

люблю

9

28

10

3

11

3

12

1,4

13

50

14

11

Часть 3

Критерии оценивания задания 15 (1; 2; 3)

Ответ на задание 15.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по

следующим критериям.

Таблица 4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (15.1)

Баллы

С2К1

Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием

тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная

с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено две и более фактические ошибки,

связанные с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,

верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,

но не указал их роли в тексте,

или

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль

в тексте одного из них,

или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль

в тексте

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста,

не указав его роли в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из

прочитанного текста

0





С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1-С1К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по

критериям проверки С1К1-С1К4

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в

задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки

оценивается нулём баллов.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность

его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).

Критерии оценивания задания 15.2

Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим

критериям.

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

тему, связанную с анализом текста (15.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания

фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение

содержания фрагмента,

но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания

фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил две или более ошибки при

интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого

отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,

которые соответствуют объяснению содержания данного

фрагмента

3

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,

который соответствует объяснению содержания данного

фрагмент

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из

прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента

данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С2К1-С2К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по

критериям проверки С2К2-С2К4.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и

фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).

Критерии оценивания задания 15.3

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим

критериям.

Таблица 6

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) дал определение, но

не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один

пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а

второй - из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из

прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из

жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С3К1-С3К4

9

Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или

пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по

критериям проверки С3К1-С3К4. Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более

одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более

двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

ГК4

Соблюдение речевых норм

0

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух

ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также

в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или

употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала

или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по

критериям ФК1, ГК1-ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём

изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки

изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более

слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет

70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше

1 балла:

ГК1 - 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или

допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 - 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена

одна негрубая ошибка;

ГК3 - 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 - 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов,

то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или

изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4

осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по

таблице 7;

- если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4

не ставится более 1 балла (см. выше);

- если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4

оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить

экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 39.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более

14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей

экзаменационной работы.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

6 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».




© 2010-2022