Устный журнал. Сценарий. Симонов К

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Константин Симонов. Устный журнал.

1.Вступление.

Звучит стихотворение.

С чего начинается память - с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если - со слез!
А если - с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания - как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих - нет,
Попробуем это представить…

Уважаемые ребята, гости, мы сегодня здесь собрались не случайно - нашей встрече сопутствует один весьма важный повод. Константину Симонову исполняется 28 ноября 100 лет. Константин Симонов - Русский советский писатель и поэт

Общественный деятель

Герой Социалистического Труда

Лауреат Государственных премий

Киносценарист


Прежде чем мы начнем говорить о Константине Симонове, хочется отметить, что большинство его стихотворений посвящено военной тематике. Поэтому первую станицу мы посвятили ВОВ. Ее подготовила Биимова Анна.

2. Страница первая. Из истории Великой Отечественной войны. (можно включить песню «Священная война»)

(Показ хроники военных лет). Война - самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.

Война…. В первый же день фашисты разгромили многие аэродромы и склады боеприпасов, начали бомбить крупные города Советского Союза. Вражеский натиск был настолько силен, что советским войскам пришлось отступать. Это горькое и мучительное отступление, с боями и потерями, продолжалось до ноября. До Москвы оставалось чуть более тридцати километров.
Через полгода после вторжения фашистских полчищ почти вся территория к западу от Москвы оказалась оккупированной врагом. Это было невиданное потрясение для нашего народа, оно потребовало от каждого человека напряжения всех сил. Фашисты были отброшены от Москвы. Но потребовалось еще три с половиной года, чтобы уничтожить фашизм. Это событие было важным не только для нашей страны, но и для всего мира.
Мы помним имена великих полководцев, которые привели нашу страну к победе. Наш народ любит и поет песни о подвиге простых солдат, которые ценой своих жизней добыли эту победу.
В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.

Забыть прошлое - значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет!!! ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.

« Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.

Учитель:. Одним из тех, кто сражался за Родину был Константин Симонов. Давайте узнаем о его жизни. Страницу вторую подготовила - Павличенко Марина

3. Страница вторая. Детство. Довоенная жизнь.

Константин Михайлович Симонов (настоящее имя - Кирилл) родился 28 ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Все детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Особого достатка в семье никогда не было, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично - заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Знаний у Симонова было недостаточно с его семилетним образованием, но он считался представителем рабочего класса, а это было самой лучшей рекомендацией.

В 1938 году Константин Симонов оканчивает Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же 1938 Симонов принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), опубликовал свою книгу - поэму «Павел Черный».

Однако уже в 1939 направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.

К.Симонов «Тринадцать лет. Кино в Рязани»

Тринадцать лет. Кино в Рязани,
Тапер с жестокою душой,
И на заштопанном экране
Страданья женщины чужой;

Погоня в Западной пустыне,
Калифорнийская гроза,
И погибавшей героини
Невероятные глаза.

Но в детстве можно всё на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог, как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.

Убить врага из пистолета,
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом где-то,
Там за экраном, впереди.

страницу третью подготовил Лисовой Дмитрий.


4. Страница третья. Военный период.

Когда популярность Симонова только начала расти, в его жизнь и жизни всего советского народа ворвалось страшное слово - ВОЙНА. И многие поэты того времени стали военными корреспондентами. Не избежал этой участи и Константин Симонов. Послушайте, что пишет он в своем дневнике через месяц после начала трагедии: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище - эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен».

Тогда-то в Симонове формируются основные жизненные принципы:

  1. Преклонение перед военным профессионализмом;

  2. Верность фронтовым друзьям, воинскому долгу;

  3. Уважение к храбрости врага;

  4. Милосердие к поверженному;

  5. Пренебрежение к слабакам и нытикам;

  6. Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам.

Именно в военный период рождается большинство прекрасных произведений Симонова, одним из них является стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Война подарила Симонову не только надежных товарищей, но и преданных друзей. Одним из таких людей и явился поэт, драматург, тоже военный корреспондент и лучший друг - Алексей Сурков, автор всем известного стихотворения «Землянка». Симонов очень серьезно относился к понятию слова «дружба» - она для него требовательная, но верная «подруга».

Послушайте стихотворение «Анкета дружбы».

К.Симонов «Анкета дружбы»

По-разному анкеты

На дружбу заполняют

И на себя за это

Потом пусть не пеняют.


Иной, всего превыше,

Боясь толчка под ребра,

Такого друга ищет,

Чтоб был, как вата, добрый.


Другой друзей находит,

Чтоб зажигали спички,

Чтобы за ним в походе

Несли его вещички.


Чем в друге ошибиться,

Поверивши в улыбки,

Уж лучше ушибиться

Об друга по ошибке.


Друг - не клавиатура,

Чтоб пробежать руками,

Углы его натуры

Обследуют боками…

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина - в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».


Прослушайте стихотворение

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» - читает Габдулхаков Роман.


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

5. Страница четвертая. Послевоенная жизнь К.Симонова. - Мельник Регина.

После войны в течение трех лет К. Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 Театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-64 пишет роман «Солдатами не рождаются». (В 1970 - 71 будет написано продолжение - «Последнее лето».)

По сценариям Симонова были поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)

В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 - главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.

27 сентября 1974 года присвоено звания Героя Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина (27.11.1965, 2.07.1971, 27.09.1974), орденом Красного Знамени (3.05.1942), 2 орденами Отечественно войны 1-й степени (30.05.1945, 23.09.1945), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранными наградами.

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Видеоролик «Воспоминания К.Симонова» или отрывок из фильма)

Учитель: как вы видите, Константин Симонов был выдающимся поэтом и писателем. Хочется отметить, что во время войны не терялась связь с родными и близкими людьми. Солдаты писали домой письма. Пятая страница посвящена «Фронтовым письмам».

  1. Страница пятая. Фронтовые письма. - Чуй-то-фа Денис

Насыщенность фронтовых писем стихотворениями, строками из песен, частушками говорит нам об эмоциональности. Обострение чувств в критических, стрессовых ситуациях заставляет простых людей для выражения своих переживаний переходить к стихотворной, поэтической форме. Широко распространился в годы войны жанр любовных писем, написанных стихами - они шли с фронта и на фронт. В них были ярко видны чувства и стремления бойца, который и в окопах не забывал образ любимой. Основной темой писем была тема - «Жди меня - жду тебя». Девушка в письмах просила, чтобы боец писал ей обо всем.

Тема «жди меня - жду тебя» породила массу частушек. Бойцы писали письма домой.. А, может быть, в тылу ждала солдата невеста? - будущее рисовалось мирным и прекрасным.

Надо было дать ей весточку, и солдат писал:

Из далекого Прусского края,

Из далеких болотистых мест

Шлю тебе, дорогая Танюша,

Свой горячий танкистский привет.

(Далее в презентации показывают письма, фронтовые треугольники).

Посмотрите какие письма присылали с фронта.

Как сказали, основной темой была «Жди меня - жду тебя». К.Симонов написал стихотворение, которое называется «Жди меня…». Оно очень известно в нашей стране. На эти стихи была написана музыка. Давайте прослушаем один из современных вариантов.(звучит песня)

  1. Страница шестая. Военная лирика Константина Симонова. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Об истории создания нам расскажет Тимохина Ксения.

История создания стихотворения «Жди меня…».

27 июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте - в Вязьме, под Ельней, близ горящего Дорогобужа. Он готовился к новой поездке на фронт - от редакции "Красной звезды"; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя. «За эти семь дней, - вспоминал он, - кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал "Жди меня", "Майор привез мальчишку на лафете" и "Не сердитесь, к лучшему". Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и утром остался там, никуда не поехал. Сидел на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. Наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. И вообще, война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «..Жди, когда снега метут…» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая…». Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов читал еще не напечатанное стихотворение «Жди меня» целому десятку людей сразу. Из воспоминаний поэта: «Наша "Красная звезда" помещалась тогда в том же самом здании, что и "Правда" и "Комсомолка". После возвращения из Феодосии (Симонов вернулся в Москву с Южного фронта 9 января.) я встретился в редакционном коридоре с редактором "Правды". И он повел меня к себе в кабинет попить чаю. Посетовав, что за последнее время в "Правде" маловато стихов, Поспелов спросил, нет ли у меня чего-нибудь подходящего. Я сначала ответил, что нет.- А мне товарищи говорили, будто вы недавно тут что-то читали.- Вообще-то есть, - сказал я. - Но это стихи не для газеты. И уж во всяком случае, не для "Правды".- А почему не для "Правды"? Может быть, как раз для "Правды". И я, немножко поколебавшись, прочел Поспелову не взятое в "Красную звезду" "Жди меня". Когда я дочитал до конца, Поспелов вскочил с кресла, глубоко засунул руки в карманы синего ватника и забегал взад и вперед по своему холодному кабинету.- А что? По-моему, хорошие стихи, - сказал он. - Давайте напечатаем в "Правде". Почему бы нет? Только вот у вас там есть строчка "желтые дожди"… Ну-ка, повторите мне эту строчку.Я повторил: - «Жди, когда наводят грусть Желтые дожди…»- Почему "желтые"? - спросил Поспелов.Мне было трудно логически объяснить ему, почему "желтые". Наверное, хотел выразить этим словом свою тоску.Поспелов еще немножко походил взад и вперед по кабинету и позвонил Ярославскому. Пришел седоусый Емельян Михайлович Ярославский в зябко накинутой на плечи шубе.- Прочитайте, пожалуйста, стихи Емельяну Михайловичу, - сказал Поспелов. Я еще раз прочел свое "Жди меня", теперь уже им обоим. Ярославский выслушал стихи и сказал:- По-моему, хорошо.- А вот как вам кажется, Емельян Михайлович, эти "желтые дожди"… Почему они желтые? - спросил Поспелов.- А очень просто, - сказал Ярославский. - Разве вы не замечали, что дожди бывают разного цвета? Бывают и желтые, когда почвы желтые…Он сам был живописцем-любителем и, наверное, поэтому нашел для моих желтых дождей еще один довод, более логический и убедивший Поспелова больше, чем мои собственные объяснения. Потом оба они попросили меня в третий раз прочесть стихи. Я прочел и оставил их Поспелову, сказавшему: "Будем печатать". А через несколько дней, вернувшись из-под не взятого еще, вопреки ожиданиям, Можайска, увидел свое "Жди меня", напечатанным на третьей полосе "Правды".Много лет прошло с тех пор. Много лет тому назад Лев Кассиль - первый слушатель, которому посчастливилось услышать это стихотворение сказал Симонову, что стихотворение это очень похоже на заклинание… И он был прав… Это действительно заклинание. И очень-очень сильное заклинание.

Кому же было посвящено это стихотворение? Давайте послушаем Буркмана Максима.

Адресат стихотворения «Жди меня…» Стихотворение Константина Симонова, опубликованное в январе 1942 г. в газете «Правда», обращалось к одной женщине - Валентине Серовой. Эти стихи стали жизненно необходимы миллионам людей в самое тяжелое для них время.

Звезду советского кинематографа тридцатых-пятидесятых годов зрители обожали. Но в то время не существовало «глянцевых» журналов, способных удовлетворить интерес поклонников к личной жизни актрисы, поэтому вакуум неизбежно заполнялся множеством мифов и легенд. Актриса рано овдовела (ее первым мужем был Герой Советского Союза летчик Анатолий Серов) и вскоре связала свою судьбу с известным поэтом Константином Симоновым. Именно она вдохновила его на создание знаменитого стихотворения «Жди меня», которое стало всенародно любимым в годы Великой Отечественной войны. В стихотворении воспевалась верность женщины ушедшему на фронт мужу. Но именно в это время прошел слух о бурном романе Серовой с маршалом Рокоссовским…Говорили, что Сталин, любовно называвший Серову «дочкой», настаивал на поддержании государственной легенды любви Поэта и Актрисы. Но он смог понять и своего военачальника. Когда ему доложили о «факте морального разложения» и спросили: «Что будем делать с Рокоссовским?», - вождь ответил: «Что будем делать? Завидовать ему будем!» Валентина Серова - женщина вне времени. Та «великая» эпоха воспевала совсем других женщин - деятельных, несгибаемых, противостоящих жизненным невзгодам, суровым лишениям и трудностям, без конца преодолевающих тернии на пути к социалистическим звездам. А Серова не противостояла и не преодолевала - просто жила и любила. И ее любили. Любили отчаянно, самозабвенно, любили так, как многие женщины только мечтают быть любимыми.

В лирике К.Симонова также присутствует тема Родины. Этойц теме посящена 7 страница, которую подготовила Фомина Юлия.

Страница седьмая. стихотворение «Родина»

Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина»

Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Анализ стихотворения Симонова«Родина»

Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны.

Основная тема его - тема Родины. Мы можем отнести это произведение к патриотической лирике. Образ Родины предстает в этом стихотворении двойственным: это и великая, гордая, мощная страна, и крохотный клочок земли, «припавший к трем березам». Именно он бесконечно дорог всем русским людям: Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.

Стихотворение построено в форме обращения поэта к своим современникам, солдатам, защищающим родную землю. При этом поэт не отделяет себя от них, он говорит от лица целого поколения: Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Крошечный уголок земли становится для него символом великой России.

Начало и финал стихотворения антитетичны: три великих океана противопоставлены трем березкам. Но эти «три березы» - самое дорогое в жизни каждого русского человека, это символ нашей малой родины. Поэтому мы должны беречь и защищать это до конца: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Малая родина у каждого своя, но напоминает она нам о большой и могучей стране. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («краткий миг»), анафору («Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать»), метафору («Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать»).

Вот мы и познакомились с К.Симоновым.

Возвращаясь к названию встречи, хочется добавить, что поэзия Симонова будет жить вечно, пока мы это помним. Поэта нет, но его стихи всегда в наших сердцах.Вот таким прекрасным человеком и писателем был и останется Симонов Константин Михайлович. А наша встреча подошла к концу. Спасибо Всем за внимание!!!


© 2010-2022