- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Летняя школа Традиции русского народного костюма
Проект Летняя школа Традиции русского народного костюма
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ходарина А.С. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
(гуманитарная летняя школа)
Участники проекта:
Мельникова Виктория
Котова Юлия
Черёмухина Катерина
Синюкова Ольга
Монахов Данила
Кацуба Дмитрий
Васильев Артём
Горских Елизавета
Руководители проекта:
Киселёва Н.С. учитель русского языка и литературы
Титаренко Л.А. учитель истории
Ходарина А.С. учитель русского языка и литературы
Предмет исследования:
русский национальный костюм
Цели исследования:
- знакомство с культурой своего народа;
- возрождение народных традиций;
- воспитать любовь, гордость и глубокое уважение к родному краю
Задачи исследования:
- проанализировать элементы русского народного костюма;
- изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме;
- поговорить с родителями, дедушками, бабушками и записать их воспоминания об одежде прародителей;
- собрать материал о национальном костюме, о каждом его элементе.
Актуальность темы обусловлена:
- стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем;
- передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма.
Гипотеза:
старинная русская одежда была очень удобна и практична. Сшита она была из натурального полотна и украшена вышитым рисунком, выполненным самой мастерицей. Полотно ткали из льна.
Введение
Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники); художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов - вышивки, плетения, поясов, изготовления головных уборов.
Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.
Роль русского народного костюма
в устном народном творчестве
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Киселёва Н.С.
Цели и задачи:
определить роль русского народного костюма в устном народном творчестве;
показать важность русского народного костюма в жизни людей;
сформировать национальное самосознание в процессе приобщения к культурным ценностям;
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
развивать учебно-познавательные и информационно-коммуникативные компетенции.
Оборудование: компьютер, проектор, русские народные костюмы
Ход занятия:
I.Приветствие и проверка готовности к занятию
II.Актуализация опорных знаний
Учитель:
- Ребята, вчера вы посетили музей, а именно зал, где представлены русские народные костюмы. Расскажите, что вы видели, что вам запомнилось?
Дети рассказывают.
Учитель:
- Как вы считаете, где, кроме музея, можно увидеть русский народный костюм в современном мире?
Дети предполагают: на концертах, в театре
Учитель:
-Ребята, оказывается, русский народный костюм живёт и в настоящее время. Об этом вы узнаете из передачи, которую сейчас посмотрите.
II. Работа по основной теме занятия.
1. Просмотр фрагмента передачи «Нужное подчеркнуть» о роли русского народного костюма в современном обществе.
2. Обсуждение.
- Почему в России некоторые люди продолжают носить русскую народную одежду?
- Почему дизайнеры вносят в одежду элементы русского народного костюма?
- Для чего служил кушак (пояс)?
- Все ли женщины могли носить кокошник?
- Почему ворот, низ рукава и подол обязательно должны быть расшиты узором?
- Какие элементы русской народной одежды вы можете назвать?
3. Беседа о роли русского народного костюма в фольклоре.
- Ребята, мы уяснили, что народный костюм - это неотъемлемая часть жизни наших предков. Скажите, в каких произведениях фольклора мы встречаемся с русским народным костюмом?
Дети: в сказках
- Конечно. Когда вы читаете русские народные сказки, вы рассматриваете иллюстрации к ним. Как одеты герои сказок?
(Просмотр фрагментов из русских народных сказок «Морозко», «Василиса Прекрасная»)
- А ещё, кроме сказок, в каких фольклорных жанрах мог быть русский народный костюм?
Дети: в русских народных песнях
- Правильно. Давайте послушаем русские народные песни и рассмотрим костюмы
(На экране исполнитель русской народной песни в народном костюме поёт песню «Когда мы были на войне»).
- А теперь, ребята, давайте и мы оденемся в русские народные костюмы и споём народные песни.
(Одеваемся в русские народные костюмы и поём песни «Калинка, калинка моя…», «Жили у бабуси два весёлых гуся…»)
- Какие мы молодцы. А теперь давайте вспомним еще один жанр фольклора, связанный с русским народным костюмом. Подскажу: он близок песне, но по объёму маленький. Что это?
Дети: частушка
- Правильно. Давайте послушаем частушки
(На экране девочка в русском народном костюме под гармонь исполняет частушки)
- Ребята, а какой жанр фольклора пришёл к нам из языческой Руси, когда люди просили у высших сил дождя, урожая, солнца и т.п.?
Дети: заклички
- Конечно, это заклички. И они связаны с русским народным костюмом. Давайте посмотрим.
(На экране ансамбль «Веретёнце» исполняют заклички)
- Ребята, а хотите сами исполнить заклички? Прекрасно! Тогда давайте выйдем на улицу и накличем дождик.
(Выходим на улицу и исполняем заклички)
- А не хотите ли поводить хоровод? Хоровод - это танец наших предков. Он символизирует солнце, суточный круг, круг жизни.
(Водим хоровод)
- А теперь, ребята, давайте вернёмся в класс и обобщим всё то, о чём мы сегодня говорили.
IV.Подведение итогов
- Ребята, какие жанры фольклора связаны с русским народным костюмом? (сказки, песни, частушки, заклички)
- Как вы думаете, только ли эти жанры фольклора связаны с русским народным костюмом или есть и другие?
Дети предполагают, что есть ещё другие жанры.
-
Домашнее задание: найти информацию о том, какие ещё жанры фольклора связаны с русским народным костюмом.
- В конце нашего занятия предлагаю посмотреть слайд-шоу «Русские народные костюмы»
Русский народный костюм.
История и значение
Подготовила и провела
учитель истории
Титаренко Л.А.
Цели и задачи:
-
знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально - культурным ценностям.
-
развитие учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы Бобровского района, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей.
-
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
-
развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.
Этапы проекта
(с элементами погружения в традиции русского народа):
-
Облачение учеников в русские народные костюмы.
-
Приветствие гостей и приглашение к столу на чаепитие в стиле русских традиций с самоваром и сушками.
Учитель:
"Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо"
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с "павушкой", которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, "словно пава", "плыла лебёдушкой", молодая девушка выставляла всегда косу на показ: "коса - девичья краса" говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве , фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
-
Русские народные загадки про одежду и украшения- отгадывают ученики.
Собой не однака. А нужна одинако
Младенцу и мертвецу И доброму молодцу.
Рубашка
Маленький Данилка В петелку ударился.
Пуговка
По дороге я шел, Две дороги нашел.
По обеим пошел. Да и в обе пошел.
Штаны
Голова есть Мозгу нет: Уши есть - Слуха нет;
Спина есть Брюха нет.
Лапти
Две дороги пришло, - В обеи пошел.
Сапоги
Хожу на голове, Хотя и на ногах:
Хожу я босиком, Хотя и в сапогах.
Гвоздь в сапоге
Маленький, Горбатенький, Везде дорогу найдет.
Кочедык
Рдет, Краснет, На ногу лезет.
Красный чулок
Под лесом, лесом Пестрые колеса висят,
Девок красят, Молодцов дразнят (пленят)
Серьги
То-сто вито-сто, Перевито-сто;
Кто-сто отганет, Тому сто рублей:
Кто не отганет. Тому сто плотей.
Бусы
Пять чуланов, Одна дверь.
Перчатки
В лес идет -Из лесу глядит;
Из лесу идет - В лес глядит.
Котомка
Шла свинья Сквозь быка,
По железному следку, Хвост смоляной.
Дратва
Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет?
Шапка
Сито Вито, В нем копыто,
Сорок узлов. Пятьдесят концов.
Бисер
На лесине - колеса.
Кольцо
Стоит сыр дуб, В сыру дубу ящик,
В ящике синь плат, В плате - золото.
Изба, сундук, одежда, деньги
Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь.
Тем больше толстею
(Веретено)
Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит.
Конец себе находит.
(Иголка и нитка)
Без рук без ног
Под лавку скок.
(Клубок ниток)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)
С одного бока - лес,
С другог о - поле.
( Шуба)
Надену - ободом сведёт,
Сойму - змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.
(Пояс)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу -
Соскочу , привечу.
(Шапка)
Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)
-
Учащиеся представляют свои проекты:
-
«Женский русский народный костюм»
-
«Мужской русский народный костюм»
-
«Старинные украшения»
-
«Русская народная обувь»
-
«Ткани, цвета, орнамент в русском народном костюме»
-
«Женские головные уборы»
-
Просмотр презентации, подготовленной учителем.
Учитель:
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове - убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы -
Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?
Ответы учеников :
Кафтан - это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева - юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус - платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник - головной убор типа чепца.
Учитель: Костюм крестьянки - он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала -
Для свадьбы, сельских праздников, труда.
Крестьянки Юга - те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы - юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?
Ответы детей: Кика- головной убор
Кокошник - головной убор
Армяк -фартук, украшенный узором
-
Исполнение ребятами частушек в русских народных традициях.
Для девочек:
Как надену я рубаху
И понёву синюю.
Вы такую девочку
Не сыщете красивую.
Я бобровская девчонка
Голубые глазки.
На мне нова одежонка,
Словно я из сказки.
Бобровские девчонки
Очень весело живут.
В своих новеньких нарядах
Никогда не пропадут.
Я Катенька бедовая
На мне сорока новая .
Рубашечка атласная
Какая я прекрасная.
Я девчонка озорная,
На мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И юбочка парчовая.
Бобровские девочки,
Девочки - припевочки.
Сарафаны новые
И сами чернобровые.
Высока сорока,
Вышита рубаха
Клеточки на юбочке
У девчонки - Юлечки.
У меня коса большая,
ленточка в ней алая.
Платье шила целый день,
к вечеру устала я.
У меня на голове
красненький платочек.
Лапти новые сплела,
юбочка в цветочек.
Я скажу вам без обмана:
лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
сарафан приносит счастье.
Я воронежска матренка,
бирюзовые глаза,
на мне нова одежонка,
я девчонка-егоза.
Мы частушек много знаем
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.
Для мальчиков:
Я надену армячок,
Ещё, шляпу на бочок.
Все бобровские девчата
попадутся на крючок.
Я парнишка озорной,
я в рубахе расписной,
шляпу до бровей надвину,
хоть пиши с меня картинку.
У бобровских мужиков
сапоги семи пудов.
На вечерочку идут,
сапоги с собой несут.
Вы послушайте, девчата!
Вам частушки будем петь,
Только, чур, не обижаться,
Из-за шуток не реветь.
Я на улице катался,
Трое саней изломал
Ворона коня замучил.
Но милашку покатал.
-
Русские народные игры на свежем воздухе.
Игра «Ведьмина метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)
Идет Егорка - бела шубенка (Снег)
Глянули в оконце,
Лежит белое суконце (Снег)
Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал (Мороз)
Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает -
Ковром устилает. (Снег)
Игра «Курочки и петушки»
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
Игра «Карусели».
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Игра «Ручеёк»