Статья на тему Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Б.М. Магомедова

ГКОУ «Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов», учитель русского языка и литературы

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современный мир предъявляет человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Так как подготовка к будущей жизни закладывается в школе, требования к системе образования сегодня меняют свои приоритеты.

При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются идеи, цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Вслед за М.В. Клариным отнесем к традиционным подходам в обучении «способы, методы, приемы, приоритетно ориентированные на репродуктивное обучение» [2, 9]. Одной из популярных технологий, позволяющих нам реализовать инновационное обучение, является проектная технология. «Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, по своей сути творческих» [4, 67]. Достоинства проектной технологии:1. воспитание самостоятельности; 2. получение навыков поиска и обработки информации; 3. повышение мотивации учащихся в учебе; 4.активизация познавательных интересов учащихся; 5. повышение самооценки учащихся за счет создания ситуации успеха; 7. возможность индивидуального подхода; 8. развитие творческих способностей учащихся; 9. вовлечение родителей в образовательный процесс; 10. организация внеклассной деятельности учащихся; 11. получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств; 12. практическая значимость позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

Однако работа данному методу является достаточно сложной, предполагающей серьезную подготовку учителя, которому отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Сложнее всего определиться с темой проекта, она должна быть интересна учащимся. Значительная часть проектной деятельности - собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:1 подготовка к работе над проектом (определение темы и целей проекта; распределение заданий; планирование этапов работы) 2) содержание (сбор материала; исследование); 3) заключение (оформление выводов и результатов, презентация и оценка проекта. На оценочном этапе помогает заполнение анкеты участника. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель на этапе погружения преподнесет проект, зависит судьба работы в целом. На последнем этапе учащимся самостоятельно трудно сделать обобщение всей работы.

Русский язык и, в особенности Литература, как учебные предметы - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Ведь именно Литература является человекообразующим фактором нашей жизни. Но, к сожалению, современные учащиеся не хотят читать, или читают не вдумчиво. Поэтому воспитание грамотного читателя - одна из основных задач, которые помогает решать проектный метод. Что же может стать содержанием проекта по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, связь исторических событий с литературой, анализ произведений или жизни писателя и т.д. Особенно целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. Он позволит знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы привести в систему, что помогает сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

Проекты различают как по тематике, так и по продолжительности. На мой взгляд, самый эффективный тип проекта, особенно на начальном этапе, - краткосрочный проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Они могут за урок не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки. Тема, которая выносится на проектирование, должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не глобальность совершенного школьниками открытия, а овладение навыками проектной деятельности, сам процесс.

Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. При изучении темы «Фразеологизмы», например, даю по несколько фразеологизмов каждому, они готовят материал из словарей, интернета, учебников, собирая информацию о происхождении, значении, особенностях фразеологизмов, выполняют иллюстрации к фразеологизмам. Работу над проектом, начатую на уроке, дети продолжают дома, подключая родителей, а презентация осуществляется на уроке.

Приведем пример двухнедельного проекта по литературе в 7 классе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Назвали проект «Жестокое время, жестокие нравы, жестокие судьбы». На уроке был составлен план работы, обозначены сроки, распределены задания по желанию: «историк» собирает сведения об истории казачества; «географ» готовит сообщение о географии мест, где происходили события; «исследователь» выполняет словарную работу, опираясь на текст, раскрывает идею произведения, составляет сравнительную характеристику героев; «живописец» собирает иллюстрации к повести и к ним подбирает подходящее музыкальное сопровождение. На последующих уроках выделяла на уроке время для промежуточных обсуждений хода работы. Завершили проект коллективным обсуждением нрава и судьбы трех героев, каждый представил презентацию своей работы, заполнили анкеты участников, вместе сформулировали выводы, подвели итог.

Долгосрочные проекты целесообразно выполнять в старших классах. Весь проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защиту которого желательно провести на общешкольном уровне. Например, по литературе составляем коллективный сборник «Фамилии и псевдонимы русских писателей». При изучении биографии учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной, а псевдоним - лично о нем. Что касается средств обучения, то считаю наиболее эффективным подходом использование ИКТ, которое объективно ведет к улучшению качества обучения, облегчает работу, как при выполнении проекта, так и на других уроках, формирует компьютерную грамотность современного школьника.

Таким образом, метод проектов позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века: умение находить нужные знания в безбрежном информационном океане, применять их в жизни, занять достойное место в современном мире высоких технологий и, конечно, совершать новые открытия, двигая мир вперед.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: 2003. - 288с.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. - Рига: 1995. - 176с.

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. - М.: Просвещение, 2000. - 268с.

  5. Панфилова А.А. Инновационные педагогические технологии.- М.: 2009. - 192 с.

  6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Просвещение, 2005. - С. 100-116



© 2010-2022