- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цымбал Е.В. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев - 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
-
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
-
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
-
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
-
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
-
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5-9 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный - с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание - создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
-
Анализ и интерпретация произведений.
-
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
-
Написание изложений с элементами сочинения.
-
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
-
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс1
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII-XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50-80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3-5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3-5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX-XX века
См. обзорные темы.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Общее количество часов: 102 . Количество часов в неделю: 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-
давать характеристику героев;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№
п/п
Наименование раздела и тем
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Литература первой половины XIX века
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Литература второй половины XIX века
Из литературы XX века
1
7
6
3
10
20
14
17
14
10
Итого: 102 часа
Из них на развитие речи - 13
(6 аудиторных сочинений, 7 - домашних творческих работ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 198 202.
-
Меркин Г.С. Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003.
-
Литература. 5 кл.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
-
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX - XX веков. 10 - 11 классы: Программа курсов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. - 2 е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
-
Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.
Тематическое планирование
план
дата
№
Тема урока
Тип урока
Опорные
понятия
Развитие речи
Домашнее
задание
1
Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.
Усвоение нового
Историко - литературный процесс
Оформление тезисов
«Слово»
(перечитать) Стр. 6-9
2
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Усвоение нового материала
Слово как жанр древнерусской литературы
Стр. 10-12, в. 1, стр. 26
3
Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».
Комбинированный урок
Летопись
Доклады
Стр. 12-17
4
Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.
Комбинированный урок
Патриотизм, идея
Анализ эпизода
Стр. 26, в. 3-4
5
Человек и природа в художественном мире поэмы.
Комбинированный урок
Психологический параллелизм
Доклады
Плач Ярославны, наизусть
6
Стилистические особенности «Слова».
Урок применения знаний
Плач, историческая песнь
Анализ эпизода
Подготовить устные сообщения
7
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Комбинированный урок
Олицетворение
Устные сообщения
Подготовиться к тестированию
8
Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору)
Проверка знаний
Устное сообщение
Стр. 26, в. 7
9
Из русской литературы XVIII века. Основные тенденции развития. Русский классицизм.
Усвоение нового материала
Теория «трех штилей», ода, элегия
Анализ эпизода
Стр. 28-46, индивидуальные сообщения
10
Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).
Усвоение нового материала
Драматургия, классицизм
Анализ эпизода
Стр. 46-68, индивидуальные сообщения
11
Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.
Комбинированный урок
Жанр путешествия
Индивидуальные сообщения
Стр. 68-76, в. 6-7, стр. 82
12
Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.
Комбинированный урок
Сентиментализм
Анализ эпизода
13
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.
Комбинированный урок
Образность языка
Частичный анализ эпизодов
Стр. 76-81, в. 8, стр. 82
14
Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.
Комбинированный урок
Сентиментализм
Доклады
Стр. 83, ДИР 1-3
15
Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма.
Усвоение нового материала
Романтизм
Монологическое высказывание
Стр. 84-101
16
Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.
Комбинированный урок
Романтическая элегия, баллада
Частичный анализ стихотворения
Подготовиться к анализу стихотворения
17
Анализ стихотворения Баратынского.
Развитие речи
Жанр послания
Построение собственного высказывания
Закончить работу
18
А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.
Усвоение нового материала
Духовный мир, обличительная литература
Монологическое высказывание
Стр. 104-109
19
Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.
Комбинированный урок
Трагикомедия, вольный стих
Частичный анализ эпизодов
Стр. 110-113, в. 2, стр. 128
20
Идеалы и антиидеалы Чацкого.
Комбинированный урок
Антиидеал
Монологическое высказывание
Стр. 113-117, в. 4-5, стр.128
21
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.
Комбинированный урок
Антигерой
Монологическое высказывание
Стр. 120-127, сравнить Чацкого и Молчалина
22
Чацкий и Молчалин.
Комбинированный урок
Монолог, диалог
Сравнительная характеристика
Подготовить рассказ о Софье; в. 6, стр.128
23
Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.
Комбинированный урок
Любовная интрига
Доклады
Стр. 117-120, один из монологов наизусть
24
Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).
Развитие речи
Рассказ об одном из героев
25
Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».
Комбинированный урок
Двуединый конфликт
Монологическое высказывание
Ст. Гончарова «Мильон терзаний»
26
И.А.Гончаров о «Горе от ума».
Развитие речи
Конспектирова -ние критич. ст.
Устный отзыв
27
Классное сочинение. Письменный отзыв на спектакль.
Развитие речи
Внесценический персонаж
Построение собственного текста
Сообщения, презентации
28
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.
Усвоение нового материала
Эпикурейская лирика
Монологическое высказывание
Стр. 3-18, по выбору стихотворение наизусть
29
Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.
Комбинированный урок
Лирический отрывок
Монологическое высказывание
Стр. 19-22
30
Тема поэта и поэзии.
Комбинированный урок
Частичный анализ
Стр. 37-43
31
Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.
Комбинированный урок
Дружеское послание
Частичный анализ
Стр. 43-49, стихотворение наизусть
32
Вольнолюбивая лирика.
Комбинированный урок
Политическая ода
Частичный анализ
Стр. 22-27, стих. наизусть
33
Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
Развитие речи
Прочитать «Кавказский пленник»
34
Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».
Комбинированный урок
Романтическая поэма
Монологическое высказывание
«Маленькие трагедии»
35
Реализм «Маленьких трагедий».
Комбинированный урок
Реализм
Частичный анализ
Стр. 53-62
36
Реализм «Повестей Белкина».
Комбинированный урок
Вставная повесть
Монологическое высказывание
Стр. 63-69
37
Мастерство писателя в создании характеров.
Усвоение нового материала
Способы характеристики
Пересказ с элементами цитирования
Характеристика одного из героев
38
«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.
Комбинированный урок
Лейтмотив
Доклад
Стр. 69-75
39
«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.
Комбинированный урок
Роман в стихах
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 75-79, образ автора
40
Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа».
Развитие речи
Онегинская строфа
Монологическое высказывание
Стр. 79-87, характер. Онегина и Ленского
41
Онегин и Ленский.
Комбинированный урок
Сопоставление
Сравнительная характеристика
Стр. 79-87
42
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.
Комбинированный урок
Идеальный образ
Монологическое высказывание
Стр. 87-92
43
Картины жизни русского дворянства в романе.
Комбинированный урок
Открытый финал
Монологическое высказывание
Прочитать статью Белинского
44
В.Г.Белинский о романе.
Развитие речи
Критика
Конспектирова -ние критич. ст.
Подготовиться к сочинению
45-46
Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина на одну из тем (стр.95).
Развитие речи
Построение собственного текста
Сообщения, презентации
47
М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.
Усвоение нового материала
Социально-психологический роман
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 97-105
48
Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.
Комбинированный урок
Лирический пафос
Частичный анализ
Стр. 110-118, в. 1-2, стр. 140
49
Тема одиночества в творчестве поэта.
Комбинированный урок
Байронический герой
Работа над выразительным чтением
Стр. 106-110, выуч. стих наизусть, в.3, стр.140
50
Судьба поэта и его поколения.
Комбинированный урок
Типический характер
Частичный анализ
Стр. 118-121, в.6, стр.140
51
Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.
Комбинированный урок
Гражданская сатира, «интимный» патриотизм
Частичный анализ
Выучить стихотворение наизусть, в. 5, стр. 140
52
Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Развитие речи
Работа над выразительным чтением
В. 7, стр. 140
53
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.
Комбинированный урок
Философский роман
Монологическое высказывание
Стр. 122-123
54
Своеобразие композиции и образной системы романа.
Усвоение нового материала
Типический характер
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 124-130
55
Автор и его герой.
Комбинированный урок
Образ рассказчика
Монологическое высказывание
Стр. 130-139
56
Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.
Комбинированный урок
Психологический портрет
Пересказ с элементами цитирования
В. 10, стр. 140; сообщения
57
Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.
Комбинированный урок
Типический характер
Монологическое высказывание
В. 8-9, стр.140
58
«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.
Комбинированный урок
Повествовательный цикл
Пересказ с элементами цитирования
Конспект статьи
59-60
Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем (стр. 141).
Развитие речи
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Сообщения, презентации
61
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.
Усвоение нового материала
Поприще писателя
Пересказ
Стр. 143-149
62
«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Усвоение нового материала
Цикл рассказов
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 150, один из рассказов
63
Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя.
Комбинированный урок
Род литературы
Чтение по ролям
Индивидуальные задания
64
Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»
Комбинированный урок
Сквозная тема
Пересказ с элементами цитирования
Сообщения, презентации
65
Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.
Усвоение нового материала
Поэма в прозе
Выразительное чтение
Стр. 152-153
66
Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».
Комбинированный урок
Сюжет, композиция
Монологическое высказывание
Стр. 154-157, образ Манилова
67
Образы помещиков. Манилов.
Комбинированный урок
Система образов
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 157-160, образ Коробочки
68
Образы помещиков. Коробочка.
Комбинированный урок
Художественное бытописание
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 160-162, образ Ноздрева
69
Образы помещиков. Ноздрев.
Комбинированный урок
Ирония
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 162-163, образ Собакевича
70
Образы помещиков. Собакевич.
Комбинированный урок
Сатирический гротеск
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 163-164, образ Плюшкина
71
Образы помещиков. Плюшкин.
Комбинированный урок
Антигерой
Пересказ с элементами цитирования
Стр. 167-169, образ Чичикова
72
РР Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению
Комбинированный урок
Художественная деталь
Пересказ с элементами цитирования
Д/С «Здесь погребен человек…»
73
Народная тема в поэме.
Комбинированный урок
Образ-символ, вставная тема
Частичный анализ текста
Лирическое отступление наизусть
74
Фигура автора и роль лирических отступлений.
Комбинированный урок
Лирическое отступление
Выразительное чтение
Анализ отрывка
75
Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Усвоение нового материала
Творческий метод
Частичный анализ текста
Подготовиться к сочинению
76-77
Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (стр. 171).
Развитие речи
78
Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.
Усвоение нового материала
Историко-литературный процесс
Конспектирование лекции учителя
Записи в тетрадях, стр. 210, вопрос1
79
Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).
Усвоение нового материала
Традиции и новаторство
Конспектирование лекции учителя
Стр. 181-185
80
Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).
Комбинированный урок
Конспектирование лекции учителя
Стр. 185-189, 191-193
81
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.
Комбинированный урок
Частичный анализ
Стр. 193-196
82
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.
Комбинированный урок
Частичный анализ
Стр. 193-196
83
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.
Комбинированный урок
Частичный анализ
Стр. 193-196
84
Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.
Развитие речи
8586
Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.
Усвоение нового материала
Национальный театр
Конспектирование лекции учителя
Стр. 196-197
8788
Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Усвоение нового материала
Художественное сознание
Конспектирование лекции учителя
Стр. 189-191
90
Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.
Комбинированный урок
Литературный род
Конспектирование лекции учителя
Стр.197-199
91
Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.
Усвоение нового материала
Конспектирование лекции учителя
Стр. 210, вопрос 2
92
Тестирование по теме «Литература второй половины XIX века»
Проверка знаний
93
Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).
Комбинированный урок
Конспектирование лекции учителя
Стр.199-202
94
«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).
Комбинированный урок
Литературное направление
Конспектирование лекции учителя
Записи в тетрадях
95-96
Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).
Комбинированный урок
Поэтическое течение
Частичный анализ
Стр. 202-205
9798
Зачет по поэзии «серебряного века».
Проверка знаний
Литературное направление, поэтическое течение
Монологическое высказывание
99
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова).
Комбинированный урок
Отечественный роман
Конспектирование лекции учителя
Стр. 206-210
100-101
Литературный процесс 50-80 годов.
Комбинированный урок
Литературный процесс
Монологическое высказывание
Стр. 210, вопрос3
102
Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.
Повторение и обобщение
Монологическое высказывание
1