Урок по русскому языку в 6 классе

Урок проводится в форме путешествия.Используется разнообразный занимательный, увлекательный материал. Объём и содержание предлагаемого материала доступны для учащихся. Ребята с удовольствием и большим интересом выполняют задания, активны. Использование оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов, сочетание групповой и индивидуальной форм работ позволило максимально чётко подвести учеников к выполнению цели урока, реализовать обучающие, развивающие, воспитывающие, здоровье...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка. 6 классс.

Тема: Повторение раздела «Лексика»

Цели:

Образовательные: повторить и обобщить изученное по теме «Лексика»

Развивающие: способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, культуру поведения.

Здоровьесберегающие: предупреждать переутомление.

Задача: создать условия для актуализации, обобщения и систематизации

имеющихся у детей знаний по теме «Лексика»

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, с текстом, маршрутные листы, смайлы, изображения станций, загадки о словах, компьютер.

Форма организации: игра, самостоятельная работа, работа в паре,

Тип урока: урок-путешествие

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. Нам предстоит побывать на станциях: теоретической, исторической, гостевой, угадай-ка, творческой и исследовательской. Собираясь, положим в рюкзак все самое необходимое: знания и умения. В пути мы повторим и обобщим изученное по теме «Лексика».

Итак, всё готово к началу большого пути.

1. Мы подходим к станции « Теоретическая», на которой проведём разминку.

На столе карточки. Каждый выбирает и даёт определение ( фонетика, словообразование, морфология, пунктуация, орфография, орфоэпия, лексика, синтаксис.)

Оценим свои ответы и выставим оценки в маршрутных листах.

2.Мы успешно прошли первую часть пути и приближаемся к станции « Историческая»

Для работы нам необходимо разделиться на группы. Соотнесите устаревшие слова синонимами, расположенными во втором столбике. Проверяются работы и выставляются оценки.

Очи палец

Чело щеки

Брадобрей битва

Ланиты глаза

Баталия лоб

Глаголет губы

Уста парикмахер

Перст говорит

3. Мы добрались до станции «Гостевая» , но перед нами препятствие. Для того чтобы попасть на станцию, мы должны ответить на несколько вопросов.

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,

Не простые ,золотые…

Эти самые жильцы-

Знаменитые пловцы.

(Аквариум)

В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и, как кумач.

(Арбуз)

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Можно ли объединить эти слова в одну группу? По какому признаку?

(все они начинаются с буквы а) Значит, какие это слова? (Заимствованные- вошедшие из других языков. Они имеют свои отличительные признаки: начинаются с а,ф.ц,э или имеет приставку дез или оканчивается на ция)

Каждая группа получает задание: назвать слова с иноязычной частью.

Аква- Био-

Аквариум Биология

Аквамарин Биография

Акванавт Биополе

Акварель Биосфера

4. Успешно справились с препятствием. Следующая станция «Творческая». Задание: назвать другой группе фразеологизм и объяснить его значение.


Авгиевы конюшни - загрязненное место

Золотой мешок - очень богатый

Куры не клюют - много

Ахиллесова пята - уязвимое место

От горшка два вершка - маленький

Как кошка с собакой - недружно

Сесть в калошу - оплошаться

Яблоку негде упасть - тесно, людно

А теперь составьте предложения, используя фразеологизмы.

5. Релаксация.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)

Мышки дернули за гири ( руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон ( хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту)

6. «Угадай-ка»

У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение « В хате». Послушайте отрывок .

Пахнет рыхлыми драченами ;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз…

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко…

Какие слова вам не понятны? Значения этих слов мы узнаем из толкового словаря. Ученик работает со словарем (на компьютере)

Драчена - кушанье из молока и муки с молоком и яйцами.(У нас в деревне это блюдо называют лапшовня)

Дежка -деревянная кадка из теста. (Кши парь)

Паз -узкая щель между кирпичами и досками.

Махотка - крынка, горшок, кувшин.

Кто приведет еще примеры диалектных слов?

Лук - цыбуля, дом- хата, ведро-цыбарка, лодка-каюк.

Следующее задание: определить профессию работника по его словарю.

Солист, ария, концерт, нота. (музыкант)

Объектив, штатив, фотоаппарат ,пленка. (фотограф)

Рецепт, аспирин, компресс, диагноз. (врач)

Товар, чек, весы, покупатели . (продавец)

Ребята, а можете ли вы назвать людей данных профессий? (Да. Это наш музыкант- Анатолий Иванович. Это фельдшеры ФАП - Татьяна Михайловна и Марина Александровна .Это продавец-Валентина Ивановна.)

Язык как система находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами.

Давайте вспомним, как называются слова, появившиеся в нашем языке совсем недавно? В связи с чем они появляются?

7. Вот мы с вам, ребята, приближаемся к концу нашего путешествия. На станции «Исследовательская» нас ждет работа с текстом.

С определения темы и главной мысли (идеи) начинается анализ любого речевого произведения. Вспомним, что мы знаем о тексте. Текст- это высказывание на определенную тему, в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль). К тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Обращаясь друг к другу с про…ьбой, мы говорим : пожалу…ста. В этом простом и чудес…ном слове, способном производить волшебное воздействие, заключает…ся наше ув…жение к достоинству человека почитание в нем сам…стоятельности (не)зависимости доброй воли.

Разв…вай в себе человеческое достоинство, чтобы обращат…ся к человеку с ув…жением, и в то же время умей отвечать на «пожалуйста»: просьба- это порыв души. Бывают такие отн…шения, когда человек умоляет человека.

Умей услышать человеческую мольбу и ответить на нее. (Не)воспитанность и (не)вежество ведут к ч…рствости бе…сердечию равн…душию.

Опасайся равн…душия- это один из самых опасных пороков. Быть равн…душным -значит, по существу, потерять способность к чу…ствованию рядом с собой человека

Чтобы убереч… себя от равн..душия, надо овладеть соучастием сочу…ствием состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью (не)терпимостью и (не)примиримостью к злу, умением отл…чать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

(В.Сухомлинский)

Послушайте текст и выполните задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Какова тема текста.

3. Основная мысль.

4. Стиль текста.

5. Тип текста.

6.Составьте план текста.

7. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах. Подчеркните их как члены предложения

8. Определите лексическое значение слов:

Равнодушие-

Достоинство-

Почитание-

Невежество-

Бессердечие-

Сочувствие-

Сострадание-

9.Разберите по составу слова: способность, ответить, уберечь.

10.Произведите фонетический разбор слова: просьба.

8.Рефлексия.

Сегодня мы много поработали, вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Выставляем оценки в маршрутных листах. Понравился ли вам урок? Чем? Дайте оценку уроку (смайлы). Давайте еще раз остановимся на основных этапах урока. Познакомит нас со своей презентацией Женя Романов.






Директор школы: __________________________/Г.М Пичугина

Руководитель районного МО________________/Л.П Благороднова












….


© 2010-2022