- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса порусскому языку
Программа элективного курса порусскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Очирова Л.Ц. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часов.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),
- творческие задания.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
1
Словарное и фразеологическое богатство русского языка
1
Беседа. Знакомство со словарями. Составление таблицы.
2-3
Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях
2
Лекция. Составление плана. Беседа. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения.
4-5
Омонимы. Словари омонимов
2
Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов. Анализ художественных текстов.
6-7
Синонимы. Использование синонимов в речи
2
Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. Практикум.
8-9
Антонимы. Словари антонимов
2
Работа с текстом. Доклады учащихся. Тренировочные упражнения. Работа со словарем антонимов.
10-11
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова
2
Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. Тренировочные упражнения.
12-13
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях
2
Сообщение учителя и учащегося. Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем.
14-16
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях
3
Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Беседа. Работа со словарем.
17-18
Фразеологизм и его признаки
2
Беседа. Работа с текстом. Практические упражнения. Работа с фразеологическим словарем.
19-20
Системность фразеологизма русского языка
2
Практикум. Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.
21-25
Употребление фразеологизмов в речи
4
Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. Сочинение-миниатюра.
26-28
Происхождение фразеологизмов русского языка
3
Лекция. Работа с учебным пособием. Практикум.
29-30
Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного)
2
Доклады и рефераты учащихся.
31-34
Резервные уроки
4
Содержание программы
Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.
Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.
Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.
Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 9. Фразеологизм и его признаки.
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.
Тема 10. Системность фразеологизма русского языка.
Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема 11. Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.
Тема 12. Происхождение фразеологизмов русского языка.
Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Тема 13. Итоговая конференция.
Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).
Рекомендуемая и используемая литература
-
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
-
Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
-
Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
-
Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
-
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
-
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
-
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
-
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование
4