Программа элективного курса порусскому языку

Программа составлена для учащихся десятых классов, желающих изучить русский язык более глубоко. Расмотрены основные виды речевой деятельности,совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка. Курс рассчитана на тридцать четыре часа. Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой. Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразео...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часов.

Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

- тренировочные упражнения,

- практикум,

- работа со словарями,

- знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),

- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),

- творческие задания.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.









Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

1

Беседа. Знакомство со словарями. Составление таблицы.

2-3

Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

2

Лекция. Составление плана. Беседа. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения.

4-5

Омонимы. Словари омонимов

2

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов. Анализ художественных текстов.

6-7

Синонимы. Использование синонимов в речи

2

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. Практикум.

8-9

Антонимы. Словари антонимов

2

Работа с текстом. Доклады учащихся. Тренировочные упражнения. Работа со словарем антонимов.

10-11

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

2

Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. Тренировочные упражнения.

12-13

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

2

Сообщение учителя и учащегося. Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем.

14-16

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

3

Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Беседа. Работа со словарем.

17-18

Фразеологизм и его признаки

2

Беседа. Работа с текстом. Практические упражнения. Работа с фразеологическим словарем.

19-20

Системность фразеологизма русского языка

2

Практикум. Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.

21-25

Употребление фразеологизмов в речи

4

Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. Сочинение-миниатюра.

26-28

Происхождение фразеологизмов русского языка

3

Лекция. Работа с учебным пособием. Практикум.

29-30

Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного)

2

Доклады и рефераты учащихся.

31-34

Резервные уроки

4

Содержание программы

Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 9. Фразеологизм и его признаки.

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.

Тема 10. Системность фразеологизма русского языка.

Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Тема 11. Употребление фразеологизмов в речи.

Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.

Тема 12. Происхождение фразеологизмов русского языка.

Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Тема 13. Итоговая конференция.

Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).

Рекомендуемая и используемая литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.

  2. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.

  3. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.

  4. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.

  5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.

  7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.

  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

  9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование

4

© 2010-2022