О преемственности в работе начальной и средней школы

О преемственности в работе начальной и средней школы. Цель:     помочь разобраться в главной проблеме обучения в средней школе – снижении уровня учебных достижений  школьников 5 классе.     Курс русского языка представляет собой важнейшую часть школьной программы, так как он является не только отдельным учебным предметом, но и языком обучения. Основная его цель – развивать, совершенствовать умения и навыки во всех видах речевой деятельности, научить детей читать и писать; сформировать определенн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О преемственности в работе начальной и средней школы.

Цель: помочь разобраться в главной проблеме обучения в средней школе - снижении уровня учебных достижений школьников 5 классе.

Курс русского языка представляет собой важнейшую часть школьной программы, так как он является не только отдельным учебным предметом, но и языком обучения. Основная его цель - развивать, совершенствовать умения и навыки во всех видах речевой деятельности, научить детей читать и писать; сформировать определенный круг знаний о языке и языковых умений.

В ходе обучения русскому языку углубляется представление школьников об окружающем мире, развивается их образное и логическое мышление, осуществляется морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся.

Обучение русскому языку направлено на развитие у детей общеучебных умений: организационных, общепознавательных, контрольно-оценочных; на формирование у школьников чувства ответственности за выполняемое задание, готовности самостоятельно работать с новым, доступным по трудности учебным материалом, умения составлять собственное мнение по обсуждаемым вопросам, обосновывать его.

Исходя из этого учащиеся 5 класса должны уметь:

  1. Выслушать и понять после одного прослушивания устное высказывание (текст, относящийся к художественному или научно-художественному стилям);

  2. Умеют составлять диалог (4-5 реплик на каждого из его участников;

  3. Умеют устно пересказать текст, который относится к художественному или научно-художественному стилям;

  4. Умеют составлять устное высказывание (устное сочинение), (правда, учащиеся часто друг друга повторяют);

  5. Могут прочитать вслух небольшой текст, правильно произнося слова и интонируя предложения, различные по цели высказывания;

  6. Умеют списывать текст, писать слуховые диктанты;

  7. Могут подобрать к тексту заголовок в соответствии с темой и основной мыслью текста;

  8. Различают на слух и на письме повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение, могут составить по рисунку предложение;

  9. Могут найти, обозначить в слове корень, суффикс, окончание;

  10. Могут определить ударение в слове, различают на слух звонкие-глухие, твердые-мягкие согласные;

  11. Могут делить на группы слова, которые отвечают на вопросы различных частей речи, знают некоторые названия соответствующих частей речи;

  12. Могут записать под диктовку текст, правильно используя фонетические правила;

  13. Имеют представление о предложении, главных членах предложения и находят их в предложении;

  14. Литература: могут прочитать вслух знакомый текст правильно, выразительно, наизусть;

  15. Умеют читать молча, понимая содержание прочитанного;

  16. Умеют отвечать на вопрос, по прочитанному тексту, аргументировать свой ответ;

  17. Могут определять основную мысль произведения на основе сопоставления нескольких данных вариантов ответа.

Что касается оформления письменных работ, то учащиеся, в основном, правильно, аккуратно оформляют работы; могут самостоятельно расположить заголовок на строке; выдерживают вертикальность левого края письменной работы, в основном не заходят за правый край страницы; умеют расположить группы слов в 2-3 столбика; заполнить таблицу, вписывая слова в колонки.

Но существует проблема в обучении. Младшие школьники, привыкшие к «своему» учителю, к его манере работы, к его требованиям, сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразии методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. На перестройку детям нужно время. А у средней школы - программа. Учителям - предметникам не хватает этого времени (ведь они видят своих подопечных на одном-двух уроках в день).

Еще одна проблема - требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметься у школьников на момент выпуска из начальной школы, совершенно не соответствует тому набору знаний, умений и навыков, которые должны быть у учеников на момент перехода в среднюю школу. Нескоординированность требований программ. Отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы.

Кстати о учебниках. Если в учебниках русского языка для начальной школы задания просты и конкретны («Спиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни подлежащее и сказуемое»), то в учебнике для 5 класса все задания усложнены и объемны («Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Укажите в последнем предложении главные и второстепенные члены предложения»).

Общая проблема для всех предметников - выпускники начальной школы ориентируются в теории, знают правила, но, когда дело доходит до практического их применения, все эти знания словно остаются за бортом.

Поэтому должна постоянно осуществляться связь между начальной и средней школой.

Учителя начальных классов должны постоянно посещать уроки учителей - предметников. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько уроков своего предмета еще в апреле-мае выпускного класса. Нет лучшего способа познакомиться с детьми!

Таким образом, проблема преемственности может быть разрешена лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школа в тесном сотрудничестве.



© 2010-2022