- Преподавателю
- Русский язык и литература
- О преемственности в работе начальной и средней школы
О преемственности в работе начальной и средней школы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мамбедалиева Э.М. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О преемственности в работе начальной и средней школы.
Цель: помочь разобраться в главной проблеме обучения в средней школе - снижении уровня учебных достижений школьников 5 классе.
Курс русского языка представляет собой важнейшую часть школьной программы, так как он является не только отдельным учебным предметом, но и языком обучения. Основная его цель - развивать, совершенствовать умения и навыки во всех видах речевой деятельности, научить детей читать и писать; сформировать определенный круг знаний о языке и языковых умений.
В ходе обучения русскому языку углубляется представление школьников об окружающем мире, развивается их образное и логическое мышление, осуществляется морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся.
Обучение русскому языку направлено на развитие у детей общеучебных умений: организационных, общепознавательных, контрольно-оценочных; на формирование у школьников чувства ответственности за выполняемое задание, готовности самостоятельно работать с новым, доступным по трудности учебным материалом, умения составлять собственное мнение по обсуждаемым вопросам, обосновывать его.
Исходя из этого учащиеся 5 класса должны уметь:
-
Выслушать и понять после одного прослушивания устное высказывание (текст, относящийся к художественному или научно-художественному стилям);
-
Умеют составлять диалог (4-5 реплик на каждого из его участников;
-
Умеют устно пересказать текст, который относится к художественному или научно-художественному стилям;
-
Умеют составлять устное высказывание (устное сочинение), (правда, учащиеся часто друг друга повторяют);
-
Могут прочитать вслух небольшой текст, правильно произнося слова и интонируя предложения, различные по цели высказывания;
-
Умеют списывать текст, писать слуховые диктанты;
-
Могут подобрать к тексту заголовок в соответствии с темой и основной мыслью текста;
-
Различают на слух и на письме повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение, могут составить по рисунку предложение;
-
Могут найти, обозначить в слове корень, суффикс, окончание;
-
Могут определить ударение в слове, различают на слух звонкие-глухие, твердые-мягкие согласные;
-
Могут делить на группы слова, которые отвечают на вопросы различных частей речи, знают некоторые названия соответствующих частей речи;
-
Могут записать под диктовку текст, правильно используя фонетические правила;
-
Имеют представление о предложении, главных членах предложения и находят их в предложении;
-
Литература: могут прочитать вслух знакомый текст правильно, выразительно, наизусть;
-
Умеют читать молча, понимая содержание прочитанного;
-
Умеют отвечать на вопрос, по прочитанному тексту, аргументировать свой ответ;
-
Могут определять основную мысль произведения на основе сопоставления нескольких данных вариантов ответа.
Что касается оформления письменных работ, то учащиеся, в основном, правильно, аккуратно оформляют работы; могут самостоятельно расположить заголовок на строке; выдерживают вертикальность левого края письменной работы, в основном не заходят за правый край страницы; умеют расположить группы слов в 2-3 столбика; заполнить таблицу, вписывая слова в колонки.
Но существует проблема в обучении. Младшие школьники, привыкшие к «своему» учителю, к его манере работы, к его требованиям, сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразии методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. На перестройку детям нужно время. А у средней школы - программа. Учителям - предметникам не хватает этого времени (ведь они видят своих подопечных на одном-двух уроках в день).
Еще одна проблема - требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметься у школьников на момент выпуска из начальной школы, совершенно не соответствует тому набору знаний, умений и навыков, которые должны быть у учеников на момент перехода в среднюю школу. Нескоординированность требований программ. Отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы.
Кстати о учебниках. Если в учебниках русского языка для начальной школы задания просты и конкретны («Спиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни подлежащее и сказуемое»), то в учебнике для 5 класса все задания усложнены и объемны («Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Укажите в последнем предложении главные и второстепенные члены предложения»).
Общая проблема для всех предметников - выпускники начальной школы ориентируются в теории, знают правила, но, когда дело доходит до практического их применения, все эти знания словно остаются за бортом.
Поэтому должна постоянно осуществляться связь между начальной и средней школой.
Учителя начальных классов должны постоянно посещать уроки учителей - предметников. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько уроков своего предмета еще в апреле-мае выпускного класса. Нет лучшего способа познакомиться с детьми!
Таким образом, проблема преемственности может быть разрешена лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школа в тесном сотрудничестве.