- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Борщева Н.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чехломеевская общеобразовательная основная школа»
Сценарный план урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Согласные глухие и звонкие»
Учитель русского языка и литературы
Борщева Наталья Александровна
2014
Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Цель деятельности учителя
Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка.
Тип урока
Урок - объяснение нового материала.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
uroki.net
zavuch.info
intergu.ru
akademius.narod.ru/vibor-rus.html
festival.1september.ru/subjects
som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово. Приветствие
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронта-льная
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
2.Актуали-зация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданию
- Во время перемены к нам в класс зашел мальчик и рассказал, что у него есть большая - большая мечта: получить пятерку по русскому языку и попросил нас помочь ему в этом.
-Давайте, ребята, проверим работу Пети Ошибкина, поможем ему получить «пятерку»
Работаем с записями на слайде (Слайд №1):
1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ? (6 б., 5 зв.) +
2. Сколько гласных звуков в русском языке? (10) - неправильно (в русском языке 6 гласных -а, о, и, ы, э, у).
3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. +
4. Из чего состоят согласные звуки? ( Согласные звуки состоят из голоса и шума). -
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания
Фронтальная, индивидуальная
Познавательная: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы. Выполнение заданий
3. Выявление места и причины затруднения
Обсуждение результатов работы по заданиям
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
- Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что не все согласные звуки могут состоять из голоса и шума, некоторые из них состоят только из шума)
- Как называются такие согласные? (Глухие)
- А почему именно так ответил Петя Ошибкин на 4 вопрос? Об образовании каких согласные он говорил? (согласных звонких). Так какими же бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими).
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий
Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы
Индивидуальная, групповая
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков.
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
Вопросы для уточнения информации
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
- Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор.
- Так какая же у нас сегодня тема урока? Сформулируйте её. Запишите (слайд 2).
- А что же мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это? (слайд 3)
- Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.
Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.
Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики! (слайд №4)
Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!
Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.
- А каким ещё звукам достались колокольчики? (слайд №5)
Ответы учащихся:
Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*].
- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! (слайд №6)
Ответы учащихся:
- Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*].
Учитель:
- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими.
Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.
- Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника.
Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки.
Проблемная ситуация:
- Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого?
Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть).
- А как это узнать? Звенит звук или нет? (Ответы учащихся).
Учитель:- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент
Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова (слайд 7)
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом учебника
Индивидуальная, групповая
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Вопросы для уточнения информации
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Лингвистический эксперимент
- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.
(Слайд 8) Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.
- Не получилось? Почему?
Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум).
Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.
- Теперь проводим второй опыт: (слайд 9)
Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете?
Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок).
- А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем?
Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет).
- Какой вывод можно сделать?
Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих - нет.
(слайд 10) И ещё один опыт - третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.
Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] - [п], [в] - [ф], [з] - [с].
- Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]?
Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит).
- Сделаем вывод из наших опытов:
Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это - звонкий согласный.
Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.
А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение: (слайды 11- 12)
Фока, хочешь поесть щец?
Запишите в тетрадь предложение. Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось?
Ответы учащихся: Остались только глухие согласные.
- Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть.
Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила
Индивидуальная, групповая
Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Устные ответы
Физминутка
Физминутка. (слайд 13) Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Первичное закрепление с комментированием
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока
- Но устали не только мы, но и наши звуки-человечки, они хотят отправиться домой. Вот их дом, давайте поможем каждому из них попасть к себе в квартиру.
Угадайте, где кто живёт? Помогите звукам, найдите их квартиру.
(На партах у детей - маленькие таблицы - дома согласных) (слайд 14)
- Какие звуки поселились на втором этаже?
Ответы учащихся: Это звонкие согласные.
- А на первом?
- Глухие звуки.
- Давайте проверим, правильно ли вы расселили звуки? (слайд 15)
- Проверьте, так ли у вас? Исправьте ошибки и поставьте себе оценку, если они у вас есть!
- А почему некоторые квартиры пустуют?
Ответы учащихся: (У этих звуков нет парных им звуков по звонкости и глухости.).
- Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки (разбираем 2 слова у доски, остальные в тетради).
Учитель контролирует работу учащихся.
Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные. Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Индивидуальная, групповая
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
- Предлагаю немного поиграть с нашими звуками.
(слайд 16): Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать - он напишет с буквой щ?
А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений
- А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных человечков-звуков речи. Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь (слайд 17)
1 уровень
Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные:
Бочка - ….., гора - …., пруд - …. .
2 уровень
Отгадай метаграмму:
Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… )
Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )
3 уровень
Составьте слово из звуков:
Глухая пара [з] -
Глухая пара [д] -
Гласный [о] под ударением -
Звонкая пара [к] -
- Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения
Индивидуальная, групповая
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
Самостоятельная работа
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», а вы следите за звуками.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Какой звук часто повторялся- (р), (гр)
- Какое настроение передают эти звуки? (звучание громовых раскатов, образ начинающейся грозы.)
Такой художественный прием называется звукопись. Автор намеренно повторяет звуки, стремясь изобразить с их помощью то, о чем он пишет. Запишите себе в тетрадь, что же такое «звукопись» (слайд 18)
Наши звуки - человечки уже отдохнули в своих домиках и хотят еще немного поиграть с вами. Они решили загадать вам, ребята, свои загадки, а ваша задача - их правильно отгадать (слайд 19)
Ответы запишите в тетради. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).
С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза).
С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. ( Шар - жар).
Молодцы, ребята! Звуки - человечки очень довольны вами.
8.Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание, домашнее задание.
(Слайд 21) Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок!
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?
- Почему нам важно это знать?
(слайд 22) Я для вас приготовила шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречают,
Вся же в дневнике я и в журнале.
- Какое получилось слово? Это значит, что пришло время выставить отметки за урок.
Домашнее задание. (слайд 23)
-
Придумать 3 загадки о согласных звонких и глухих.
-
Инд.задание: подобрать примеры звукописи из стихотворения А.Усачёва «Шуршащая песенка»
Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание
Фронтальная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки
Оценивание работы учащихся на уроке
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - улыбающийся человечек - звук, нет - грустный человечек - звук.
(слайд 24)
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке
Индивидуальная, групповая
Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Листы обратной связи