Работа с текстами при обучении написании сжатого изложения

В практике школьного обучения большое внимание уделяется  развитию речи учащихся, которая основывается, в том числе и на работе с текстом.  Работая с текстами на уроках русского языка, учитель формирует речевые умения и навыки по восприятию информации в тексте, анализу  текста с точки зрения содержания,  стиля и типа речи,  языковых средств. Предлагаемые к обучению УМК по русскому языку рассматривают текст в том числе и  как источник для создания на его основе вторичного  текста, сочинения или и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с текстами при обучении написании сжатого изложения.

В практике школьного обучения большое внимание уделяется развитию речи учащихся, которая основывается, в том числе и на работе с текстом. Работая с текстами на уроках русского языка, учитель формирует речевые умения и навыки по восприятию информации в тексте, анализу текста с точки зрения содержания, стиля и типа речи, языковых средств. Предлагаемые к обучению УМК по русскому языку рассматривают текст в том числе и как источник для создания на его основе вторичного текста, сочинения или изложения.

Работа по созданию текста сжатого изложения включает формирование умений анализа его содержания, вычленения главной, существенной информации; интерпретации текста; сжатия информации.

В настоящее время многие методисты, ученые и учителя-практики занимаются проблемой обучения создания текстов изложения, в том числе и сжатого: И.Д. Морозова, Т.А. Ладыженская, Ц.Г.Миллер, Е.А Розентретер, Т.М. Воителева, Л.В. Торопчина, И.Ю. Гац, Д.М. Швецова, Л.М. Пулялина.

Итоговая государственная аттестация выпускников основной школы призвана проконтролировать знания, умения и навыки, в том числе и речевые, необходимые для создания текста сжатого изложения, поэтому создание непрерывной системной подготовки к этому виду работы на протяжении обучения в основной школе с 5 по 9 класс очень важно.

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно. Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи сжатого содержания важно запомнить текст как систему сжатых микротем, связанных по смыслу и логически, для этого выделить главную информацию и ключевые слова, ее подтверждающие.

Работа с тестами.

Задание 1

Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

(Этот текст о загадочном домашнем животном - кошке, о том, что общение с ними - огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку - знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2

Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора - радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3

Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

Содержание микротем

1 микротема:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

2 микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

5 микротема:

Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Текст №2

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,- той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (В. Астафьев)

Задание 1

Какой способ сжатия текста вы использовали при сокращении 1-ой части текста?

Как можно связать ключевые слова и фразы этой части?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра. (22 слова)

Задание 2

В чём, по-вашему, видит автор особенность музыки Г.Свиридова? Как он это отмечает в тексте?

Какие грамматические конструкции поддерживают связь между абзацами?

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова… есть звуки и нити соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом … выразить их, не каждому дано.

Как можно связать ключевые слова? (Используем вопросно-ответную форму, вводные слова и союз)

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано. (28 слов)

Задание 3

Что изменяется в структуре текста в этой части?

Найдите тезис. Сформулируйте его.

Где содержится аргумент? Сформулируйте его.

Музыка - самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой. (24 слова)

Задание 4

Сформулируйте второй аргумент.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово. (17 слов)

(Можно объединить 3-ий и 4-ый абзацы).

Задание 5.

Сформулируйте вывод.

Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (14 слов)

Запишите получившийся текст.

Текст №3

- Прочитайте отрывок из интервью самобытного писателя Бориса Петровича Екимова, отметившего недавно 75-летний юбилей.

Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево - мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

Информация об авторе текста:

Екимов Борис Петрович /19.11.1938/ - прозаик, публицист.

Первая книга писателя "Девушка в красном пальто" вышла в 1974 году. Потом были другие произведения, завоевавшие признание читателей, среди них и "Ночь исцеления". Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Широкую известность принесла писателю публикация рассказа «Холюшино подворье», после которой он стал одним из признанных мастеров так называемой «деревенской прозы». Писатель живет на Дону, и творчество его растет из донской почвы, питается ею. Одновременно с прозой Б.Екимов профессионально занимается журналистикой. Рассказы Б.Екимова были переведены на многие языки, некоторые из них были экранизированы. Б.Екимов - член редколлегий журналов. В 1999 году он стал лауреатом Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград".

Задания:

1. Подчеркните главную информацию текста.

2. Превратите подчеркнутую информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение.

Текст №4

- Прочитайте отрывок из воспоминаний великой русской балерины Галины Улановой.

Меня воспитал Ленинград, город, всем своим существом связанный с Пушкиным. И для меня Пушкин - это начало, моя юность, первые опыты нового балета. Часто после репетиций я садилась в полупустой вагон поезда и уезжала в Детское Село, чтобы снова и снова думать над ролью. Приезжала сюда и после премьеры. Уже жила потребность в уединении - не просто остаться одной, а вырваться из привычной обстановки к природе, которая всегда спасала. У каждого артиста есть такие заветные места, где решаются судьбы ролей. В Детском словно из самого воздуха рождалась поэзия. Может быть, я подсознательно чувствовала, что воздухом этим дышал Пушкин. Часто подходила к знаменитой «царскосельской статуе», воспетой им: «Урну с водой уронив, об утес её дева разбила!» В этих чудесных стихах, как везде у Пушкина, живет музыка, и она не умолкнет даже тогда, когда стихи отзвучали. Её можно слушать и слушать. В пластике «вечно печальной» девы я старалась найти, угадать черты «Марии нежной» из «Бахчисарайского фонтана».

Образ Марии… Он едва очерчен: «И мнится мне, в том уединенье сокрылся некто неземной». Всего несколько слов, а надо придумать жизнь. И не просто придумать - станцевать. И я принялась мечтать, фантазировать, читать пушкинскую лирику, находя в ней истоки характера своей героини.

«Бахчисарайский фонтан» - спектакль уникальный. Он стал первым в серии ленинградских проб, попыток «очеловечить» наше условное искусство, раскрыть перед зрителями душу образа, донести до них правду людских отношений. И не случайно, что началось все с Пушкина, сумевшего выразить эту правду, как никто. Без преувеличения, спектакль оказался переломным в судьбе каждого актера, соприкоснувшегося с ним. Мне тоже пришлось пересмотреть все прежние партии, многое передумать. Я уверена, не будь Марии - не было бы потом моей Джульетты. Тема женственности, такой гармонически прекрасной в счастье и такой неколебимо стойкой в час испытаний, впервые найденная в образе Марии, прошла через всю мою балетную жизнь. Вот что открыла мне маленькая поэма Пушкина, те немногие строки, которыми он гениально обрисовал облик юной княжны.

Информация об авторе текста:

Галину Сергеевну Уланову /1910- 1998/ называли богиней танца, непревзойденной и несравненной. Она стала живой легендой. В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, некая отрешенность. Она принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности. Уланова исполнила главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда» и «Жизель». Ее высшими достижениями стали партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» (1934) и Джульетты в поставленном Л.М.Лавровским балете С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940).

Задания:

1. Что влекло балерину после репетиций, спектаклей в Царское Село?

2. Как Вы думаете, от чего и почему природа всегда спасала Галину Уланову?

3. В чем уникальность балета «Бахчисарайский фонтан»?

4. Каковы особенности женственности, увиденные Галиной Улановой в облике юной княжны?

5. В чем заключалась сложность образа Марии?

6. В чем Галина Уланова находила истоки характера героини?

7. Выпишите из текста слова и словосочетания, входящие в лексико-тематическую группу «Балет».

8. Как бы вы озаглавили текст?

9. Каким настроем проникнут данный фрагмент?

10. На какие микротемы можно разделить текст?

1 микротема - ______________________________________________________

2 микротема - _____________________________________________________

3 микротема - ______________________________________________________

4 микротема - ______________________________________________________

5 микротема - ______________________________________________________

6 микротема - ______________________________________________________

11. Перед изложением напишите словарный диктант, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки: после р..петиций, (полу)пустой в..гон поезда, пр..мьера, потребность в уединени.., по..сознательно чу..ствовала, (царско)сельская статуя, (Б,б)ахчис..райский ф..нтан, ун..кальный сп..ктакль, условное и(сс,с)ку(сс,с)тво, без пр..увеличения, преж(?)ние партии, г..рмонически пр..красной, некол..бимо стойкой, ю..ая кн..жна.

12. Напишите сжатое изложение текста.

Текст №5

- Прочитайте текст.

Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?

Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам - самоосвобождением.

Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах - самоосвобождение.

Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, - он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребенку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу - чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость от сверстников. Для него свобода - лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело - освобождаться от мелочных родительских запретов, другое - от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей. С.Соловейчик

Информация об авторе текста:

Соловейчик Симон Львович /1930-96/ - писатель, журналист. Сотрудник "Комсомольской правды" (с начала 60-х гг. вёл рубрику "Алый парус"), "Учительской газеты" (в 1986-89 один из инициаторов педагогики сотрудничества), газеты "Первое сентября" (с 1992 гл. редактор). Писал повести и пьесы для молодёжи, книги по проблемам воспитания.

Задания:

1. Какова цель автора данного текста? Выберите правильный ответ.

А. Обратить внимание родителей на воспитание своих детей.

Б. Открыть новое слово в педагогике.

В. Представить и раскрыть противников подростков.

Г. Ответить на вопрос о том, почему одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?

2. Какую информацию можно устранить без ущерба для понимания текста?

3. Подберите наиболее подходящий синоним к слову добывание.

А. Добыча.

Б. Получение.

В. Нахождение.

4. Объясните разницу в значении слов раскованны и распущенны. Для этого вам поможет информация для справок.

☼Для справки:

Раскованный - свободный и непринужденный в обращении с людьми, в поведении.

Распущенный - 1. Недисциплинированный, своевольный. Р. ученик.

2. Развратный, безнравственный. Р. нравы.

// Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4 -е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

5. Сформулируйте микротему каждого абзаца в виде следующей таблицы:

№ абзаца

Микротема

1

2.

3.

4.

6. Подчеркните предложения с однородными членами.

7. В каких из них ряды однородных членов можно заменить обобщающим словом? Произведите такую замену. Что-нибудь изменилось?

Работа над изложением на уроках русского языка является важной составляющей подготовки к выпускному экзамену ГИА за курс основной школы.

Работая с текстами, начиная с 5-ого класса у учащихся отрабатывается навык, который пригодится им в 9-м классе при написании ГИА, части С1 - сжатого изложения.

© 2010-2022