Проект Анализ появления инноваций в детской речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение лицей «Технический»

городского округа Самара






XII ЛИЦЕЙСКАЯ НАУЧНО-

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ



Секция: русский язык

Тема: Анализ появления инноваций в детской речи



Выполнил:

Чижик Ярослав

ученик 5 «В» класса



Научный руководитель:

Логинова Евгения Румильевна,

учитель русского языка



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение ..............................................................................................................................2

1. Анализ появления инноваций в детской речи..............................................................5

1.1 Слова-осколки………………………………….…………………...……........…....…5

1.2 Прибавление к корню «чужого» окончания...............................................................6

1.3 Синтетические слова.....................................................................................................8

1.4 Слова-объяснения..........................................................................................................9

1.5 Исследование путей появления инноваций в детской речи.....………...................10

Заключение ........................................................................................................................11

Список используемой литературы .................................................................................12







ВВЕДЕНИЕ

Устами младенца глаголет истина

Народная мудрость

Ребенок знает меньше взрослого. Его речь несовершенна. Почему же интерес исследователей к несовершенной, элементарной детской речи растёт с каждым годом?

Изучение данных детской речи имеет уже довольно длительную историю. Первоначально на них обратили внимание психологи в связи с изучением путей развития познавательных способностей ребенка. В настоящее время оно выделилось в особую лингвистическую дисциплину, которая называется онтолингвистикой (с английского first language acquisition - «усвоение родного языка»). В одном из интервью известный филолог Стелла Наумовна Цейтлин назвала онтолингвистику наукой будущего [16]. Изучая первичные процессы, можно прогнозировать будущее языка, предотвращать речевые и грамматические ошибки. Особое место в онтолингвистике уделяется изучению детских речевых инноваций. Под речевой инновацией С.Н. Цейтлин понимает «языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении»[7]

Мы задались вопросом, какие слова придумывают дети и отчего возникают преобразования в их речи? Изучив литературу, проанализировав данные опроса, выяснили, что у всех этих явлений есть глубокие лингвистические и психологические причины.

Не секрет, что дети зачастую не понимают отдельных слов или выражений в тексте, и иногда не вполне улавливают и содержание самого текста. Пустота может заполняться иным содержанием - т.е. ребенок изменяет текст, внося в него приемлемый для него смысл.[7]

Можно сделать предположение, что словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. [16]

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка". [8, 14]

Попытка классифицировать детские словообразования предпринималась многими исследователями, но ни одну классификацию, на наш взгляд, нельзя считать исчерпывающей, так как ребёнок в своём стремлении познать окружающий мир, объяснить его, упорядочить, исправить несовершенства зачастую оказывается непредсказуемым.[4] Тем не менее информация о словообразовательных процессах в детской речи оказывается очень ценной и для изучения детского мышления, и для предотвращения ошибок в речи, и для развития творческих и логических способностей у детей, и для прогнозирования развития языка в будущем. [15] Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Цель данной работы - провести анализ причин возникновения различных групп детских слов.

В процессе работы решаются следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Выявить наиболее частые словообразовательные модели речи.

3. Создать подробную классификацию детских инноваций по способам их создания.

Гипотеза исследования - словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

В работе уточняется, конкретизируется и дополняется классификация психолога Т. Н. Ушаковой. Материал для исследования взят из «Словаря современного детского языка» В. К. Харченко, данных сети ИНТЕРНЕТ и опроса, проведённого в МДОУ д/с №249 и МБОУ лицея «Технический» г.о. Самара.

1.АНАЛИЗ ПОЯВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Изучив научно-методическую литературу, проанализировав слова детской речи, мы решили взять за основу классификацию Татьяны Николаевны Ушаковой. Она называет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»); б) к корню одного слова прибавляются окончания другого («чужие» окончания); в) одно слово составляется из двух и более («синтетические слова») [15].

Рассмотрим подробнее каждую из групп.

1.1.СЛОВА-ОСКОЛКИ

Первым опытом словообразования (1,5-3 года) становятся для ребёнка именно слова-осколки (ба - бабушка, адю - Андрюша, тобис - автобус, бодики - бутербродики, гадик - виноградик). Известный советский лингвист А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Это, конечно, связано и с возрастными особенностями развития речи: часто ребёнок «избавляется» таким образом от звуков, которые не выговаривает. В более позднем возрасте такие сокращения становятся однобуквенными: атомат - автомат, бака -банка, буки - буквы). В них выпадает один из стоящих рядом согласных.

Похожую функцию выполняет перестановка звуков для удобства произношения (аблом - альбом, агнедот - анекдот, бадинт - бандит, бемегот - бегемот, сабаножки - босоножки, кинобль - бинокль) или замена звука (антобус - автобус, албебла - алгебра, баяшка - барашек, копка - коровка).

Интересно, что чаще ребёнок начинает использовать эти же способы уже вполне осмысленно в качестве языковой игры: болерийный комар, т.к. больно кусается; я не люблю врачных людей, т.к. мрачный по негативной окраске соотносится с реакцией ребёнка на врачей, делающих больно; я заболел хрипом, т.к. хрипят во время гриппа)[6].

Близки к данной группе слова, образованные из междометий и звукоподражаний (бибика - машина, га - собака, задыдыкать - замёрзнуть, мукин ребёнок - телёнок). Например, ребёнок слышит звуки, которые издаёт вода, и возникает целая группа слов: буль - пузырь (- Мам, там в кастрюле такой буль поднялся!), бульбящий - пузырящийся (- Люблю такое бульбящее тесто!), бульбулька - река, булька - рыба.

Таким образом, мы видим, что в словах данной группы хорошо прослеживается процесс движения ребёнка от простейшего преодоления логопедических трудностей (взять, к примеру, слова, так и остающиеся для взрослых загадками: адяпти - автобус, мабизяна - апельсин, бубушка - зёрнышко, телибот - бутерброд, бунянька -бегемот) к вполне осмысленному словотворчеству.

1.2. ПРИБАВЛЕНИЕ К КОРНЮ «ЧУЖОГО» ОКОНЧАНИЯ (КОНЦОВКИ)

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужой" концовки - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Хорошо запоминаются и детьми, и взрослыми, как показали результаты опроса, где данная группа оказалась наиболее многочисленной, нередко встречались сходные слова и повторы. Взрослые хорошо понимают такие слова, так как сами дают образцы для их сочинения. Здесь действует механизм подражания. "Пургинка" -"снежинка". Ведь в русском языке много слов, похожих на "горькоту" и "буроту": "глухота", "дурнота", "теснота" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности"), потому что слышал слова "глупость", "слабость", "робость". Перечисляет, кто работает в цирке: жонглёр, клоун, гимнастёр.

Словообразовательный разбор слов, проведенный во время исследования, показал, что самый распространенный способ в этой группе - суффиксальный, причём могут образовываться слова, заменяющие уже существующие, при помощи изменения, удаления или прибавления суффикса (барсучоный - барсучий, бегунец - бегун, бояра - боярыня), а могут создаваться абсолютно новые.

Для этого чаще всего детьми используются суффиксы «субъективной оценки - уменьшительно-ласкательные или преувеличительные»[4]: кашелёк - маленький кашель, колешечко - маленькое колено, броненосик -маленький броненосец, великашка - маленький великан, ветеран - сильный ветер. Скорее всего, здесь сказывается речевое общение родителей с ребёнком, а также осознание противоположности «большое - маленькое» [4]: -Вирусок - это маленький компьютерный вирус.

Исследуя слова данной группы, следует отметить, что особое место в детской речи занимает суффикс ОНОК - (-ЁНОК-) со значением «детёныш». Данный суффикс может образовывать слова от одушевлённых существительных - названий животных, обозначение детёнышей которых в языке происходит с помощью другой основы, что не осознаётся ребёнком, он просто не принимает таких слов: у коровы -коровёнок, у быка - бычонок, а не телёнок, гепардёнок, а не котёнок, курёнок, а не цыплёнок. Автоматически образовываются «фантастические» бабёнок - детёныш бабочки, жар-птята. Самым интересным стало наблюдение, когда дети прибавляют этот суффикс к неодушевленным наименованиям, например: апельсинёнок - ребенок заметил маленькие дольки в верхней части апельсина: «А что, у апельсина тоже апельсинёнок рождается?»; челёнок - маленькая челка; дощата (Видит бревно и несколько обрубков: «Доска с дощатами!»), камазёночек - маленький КАМАЗ.

Среди часто используемых детьми суффиксов имеются такие, при помощи которых прилагательные и глаголы превращаются в существительные.

На раннем этапе развития у ребенка преобладает предметное мышление. Однако он осознает потребность не только назвать предмет, но и указать на его признак или действие [4,13]. Именно эти яркие признаки или действия ложатся в основу новых слов, например: блестящая бумага -блестяшка, бархатная ткань - бархатинка, кто постоянно падает, бухается -бухарь, тот, кто всегда боится - бояхина, боячка.

Каждое явление или предмет в окружающем ребенка мире порождает свое действие. В отличие от детей в языке взрослых имеются слова с общим значением, например, в понятие «веселить» входит и «шутить со сцены», и «рассказывать анекдоты», и «быть клоуном». У ребёнка же каждое это явление соотносится только со «своим» действием: петросянить, анекдотить, клоунничать [2]. Так, по нашему мнению, появились слова: лопатник - работник с лопатой; гитаристить или гитарить - играть на гитаре. Причину возникновения таких слов можно увидеть в отсутствии у ребёнка навыка обобщения, для него с определёнными предметами связываются определённые признаки и действия [7].

Менее распространены в детской практике приставочный и приставочно-суффиксальный способы словообразования. Здесь можно заметить наиболее устойчивые модели, например, прибавление приставки ЗА- со значением начала действия (залюбить, занравиться, заподтягиваться, зауметь), приставки ДО- со значением конца действия (довысохнуть, довытереть, дозастегнуть), приставки БЕЗ- и суффикса со значением отсутствия (безголодный, безногавка - шорты) и другие (обдетморозить -раздать подарки на Новый год, непопадатка, покачелиться, помороженничать).


1.3. СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЛОВА

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных, слов состоящих из двух: ледоколить ("ледокол, он лед ледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).

Это, пожалуй, самые сложные и самые интересные детские слова, которые можно поделить на две группы: сложения и совмещения (контаминации).

Сложения возникают, когда у ребёнка возникает потребность совместить в одном слове предмет и действие (блинопечница, бордюроходец, борщеварочный, зубопад), предмет и признак (бархатолапик - о кошке, белоуголовник - о тысячелистнике), действие и признак (труднокусательный, вкусноугощательный, быстролов) или даже целую речевую ситуацию (-Мама, какая ты у меня работячная, занавескостирательная, занавесогладилкина, занавесогладкина, пылевытиралкина, поломойкина! А я тоже яблокомясорубил, мусоропылесосил, скошкобесилкин). Ещё одна причина распространённости сложений в детской речи - нежелание и неумение выстраивать сложные конструкции, состоящие из ряда связанных слов, а также игровая потребность (- Однотонная рубашка. А двухтонные бывают? Рубашка весом в две тонны!) [8]

Особая группа словообразований, ярко отражающая особенности детского мышления, это так называемые совмещения (контаминации): абудиля - арбуз и дыня; бруснички - брови и реснички; видеовизор - видик и телевизор. Так появляются фантастические существа, совмещающие двух животных в одном (бегемотолягушка, змеемышка); слова, которые ярко и точно называют бытовые ситуации (боленка - больная коленка, боссаж -причиняющий боль массаж, второг - второй сапог, глухоем - когда я ем, я глух и нем, мохматый - мохнатый и лохматый.

1.4 СЛОВА-ОБЪЯСНЕНИЯ

В отдельную группу детских инноваций мы выделили «слова-объяснения», образованные с учетом детской логики. Они, как правило, появляются в возрасте 3-7 лет, когда у ребёнка появляется потребность поиска закономерностей в окружающем мире, он совершает много языковых открытий, которыми стремится поделиться со взрослыми [4]: - Правда, животных так называют, потому что у них живот есть? - Я знаю, собаку зовут Жулькой, потому что она жёлтая. - Приёмник - это знаешь кто? Это врач! Он принимает. - Папа назвал меня Верой, потому что он верит, что я его дочь? Так появляются режик, а не ножик, потому что режет; копалка, а не лопатка, потому что копает. Образование подобных слов, как нам кажется, можно считать детской попыткой исправить «взрослые ошибки», несовершенства языка взрослых, что является очень ценным: колючий - ёжиковый, заботинить - зашнуровать.

Отдельного внимания заслуживают слова, образованные изменением рода или числа: амёб, обезьян, бабак (дедушка), дурака (дура), мамак (папа), тёщ (тесть), болд (балда), сестрёнок (братишка). - А что, все женщины -дамы? А ведь нет такого: мужчина - «дам»! - Папа, давай играть в сказку: я буду Алёнушка, а ты гуси-лебедь! Образование подобных слов связано «с осознанием категории рода и противопоставления «мужское - женское» [7]. Опять мы видим, как детское сознание протестует против нарушений в закономерности - отсутствии пары по роду или числу - и стремится этот недостаток исправить.

Интересно отметить, что в рассмотренных образованиях проявляется осознание ребёнком не только взаимосвязи конкретных предметов, явлений, действий, признаков, но и единство всех происходящих в мире процессов, всего живого и неживого. Он как будто пытается восстановить утраченную людьми гармонию.

1.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ПОЯВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

В своей работе мы решили проанализировать пути появления инноваций в детской речи на примере воспитанников МДОУ № 249 и учащихся начальной школы МБОУ СТЛ г.о. Самара, учителей и родителей.

В результате опроса

Проект Анализ появления инноваций в детской речи



ЗАКЛЮЧЕНИЕ





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате исследования мы пришли к выводам:

  1. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок учится вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей.

  2. Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди.

  3. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

  4. Процесс словообразования у детей не является механическим, а нацелен на удовлетворение познавательных и игровых потребностей.

  5. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей почти всегда соответствует законам языка и часто грамматически правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей, интуитивно осознающих и воспроизводящих в речи утраченные взрослыми взаимосвязи.

Невольно вспоминается народная мудрость: «Устами младенца глаголет истина».








Список литературы

  1. Введенская Л.А., Колесников Н.Л. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников. - М.: Новая школа, 1996. - с. 80-98

  2. Козырева Л.М. Как образуются слова. - М.: ACT: Астрель, 2006.

  3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - М.: Просвещение, 1986.-е. 157- 165

  4. Почтарева О.В. Особенности словообразования в детской речи. / III Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Сборник тезисов. - М., 2007. - с.232-233.

  5. Соловьева Н.Н. Необычное словообразование: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов. - М.: ООО «Фирма» Изд-во ACT, 1998.-C.62-73

  6. Харченко В.К. Словарь современного детского языка. - М.: Астрель, ACT, Транзиткнига, 2005.

  7. Цейтлин Н.С. Детские речевые инновации: опыт анализа.// Исследования по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН А.В. Бондарко. - Спб, 2001.

  8. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Детгиз, 1962.


Ресурсы ИНТЕРНЕТ

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. -textology.ru/article.aspx?ald=201

  2. Ю.Гончарова Г.И. Развитие словотворчества у детей 5-6 лет (из опыта работы). - festival.lseptember.ru/articles/312751/

  3. Детское словотворчество. - kiiking.net/my/viewtopic.php?t=4002

  4. Из детства. - filolog.info/archives/iz-detstva

  5. Развитие речи. Детское словотворчество. -adalin.mospsy.ru/l_0100/10 l_04s.shtml

  6. Ушакова Т. Н., Уфимцева Н.В. Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей. -vvww.humanities.edu.ru/db/msg/26998

  7. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи: некоторые размышления. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Проект "Звуковая энциклопедия". -sonoteka.spb.ru










13


© 2010-2022