Конспект урока по Евгений Онегин А. С. Пушкин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Татьяны милый идеал»

Субкомпетенции:

-давать оценку классическим произведениям русской литературы с позиций современного прочтения;

- уметь определять своеобразие стиля писателя и проникать в творческую лабораторию писателя;

-выявлять особенности художественного замысла произведения, своеобразие литературного персонажа, повествователя и автора в художественном произведении, а также учитывать характер их взаимосвязей;

-постигать нравственные ценности русской литературы;

К концу урока учащиеся смогут:

- проанализировать основные эпизоды романа, в которых раскрывается внутренний мир героини.

-раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;

-выяснить, почему не состоялось счастье главных героев;

-показать средства создания образа Татьяны.

-охарактеризовать отношение автора к Татьяне.

-оценить значение образа Татьяны Лариной.

Тип урока: Урок формирования способностей анализировать-синтезировать знания.

Дидактические технологии:

а) Формы организации учебной работы:

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

б) Методы обучения:

  • работа с эпиграфом;

  • эвристическая беседа с применением презентации;

  • анализ текста;

  • цитатная характеристика;

  • тезисное конспектирование;

  • чтение наизусть;

  • работа с цитатами из критических статей;

  • опережающее задание;

  • индивидуальное задание.

с) Средства обучения:

  • комплект источников (текст романа «Евгений Онегин», фрагменты статей В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Ф.М. Достоевского; учебник литературы для 10 класса;

  • компьютер; проектор; экран;

  • презентация «Татьяны милый идеал»;

  • карточки с вопросами.

Оценивание: Текущее, устный опрос, наблюдение, ответы на вопросы, самооценка , выразительное чтение наизусть , афиширование «пять чувств».

План урока:

Стадия вызова: (5 мин.)

  1. Организационный момент.- 1мин.

  2. Эмоциональный настрой. -1мин.

  3. Актуализация опорных знаний.- 1мин.

  4. Мотивация учебной деятельности.-1мин.

  5. Тема урока.

  6. Цели и задачи урока.-1 мин.

Стадия осмысления: (35 мин.)

  1. Погружение в мир художественного слова.-24 мин.

  2. Средства раскрытия образа.- 1 мин.

  3. Литературные критики о героине.- 5 мин.

  4. Любимая героиня Пушкина.- 3 мин.

  5. Почему идеал воплощён в женщине?- 2 мин.

Стадия рефлексии: (4 мин.)


  1. Афиширование -"Пять чувств" -2 мин.

  2. Итоги урока.- 2 мин.

Стадия экстенсии: (1 мин.)

  1. Творческое домашнее задание- 1 мин.

Работа в группах:
1-я группа - «Итак, она звалась Татьяной…»

  • Какова роль образа Ольги в романе?

  • Какова роль имени в создании образа главной героини?

  • В какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей? Почему она дома «казалась девочкой чужой»?

  • Почему поэт подчеркивает, что она не блещет красотой внешней?

  • Какой внутренний мир Татьяны?

  • Что повлияло на формирование её душевного мира?

2-я группа - «Пора пришла, она влюбилась…».

  • Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

  • Любит ли она его по-настоящему?

а) Прислушивается ли Татьяна к словам няни?

б) Письмо Татьяны к Онегину. Как оно раскрывает характер Татьяны?

  • Какая Татьяна в сцене в саду? Какую психологическую нагрузку несет в себе эта сцена?

  • Зачем в композицию главы автор включает картины счастливой любви Ольги и Ленского?

3- группа - «Уж не пародия ли он?..»

  • Какую смысловую нагрузку несет в себе описание сна героини?

  • Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны?

  • Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

  • Как и почему меняется у Татьяны оценка любимого человека?

  • Почему именно после посещения дома Онегина в деревне Татьяна соглашается ехать «в Москву на ярмарку невест»?

4- группа- «Ужель та самая Татьяна?..»


  • Изменилась ли Татьяна в финале романа? Почему в начале 8 гл. сказано: « Как изменилася Татьяна», а в конце: «Кто прежней Тани, бедной Тани, теперь в Татьяне б не узнал» ?

  • Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

  • Монолог Татьяны: какой смысл вложил автор в фразы «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»?

  • Почему, любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

  • Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?



Ход урока:

№ п/п



Этапы урока



Вре-мя



Цели на этапе



Деятельность учителя

Слайд

№ п/п



Предполагаемый ответ



Оценива-ние

I.

1.

Стадия вызова:

Организаци-онный момент.

5мин.

1мин.

№1

2.

Эмоциональ-ный настрой.

1мин.

Учитель ( Легенда о Пигмалионе и Галатее): Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.


3.





4.

Актуализа-ция опорных знаний.





Мотивация учебной деятель-ности.

1мин.





1мин.

Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. На многих страницах невольно признается: «...я так люблю Татьяну милую мою!..».
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина. Кто она, пушкинская героиня?

Обращение к эпиграфу урока : согласны ли вы с мнением Ф. М. Достоевского?





№2





Пушкину можно было бы назвать роман
Именем Татьяны, а не Онегина, ибо,
Бесспорно, она - главная героиня.

Ф. М. Достоевский





Работа с эпиграфом.

5.

6.

Тема урока.

Цели и задачи урока.

1 мин.

Давайте вместе определим тему урока. Как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?

Тема урока- «Татьяны милый идеал».

Цели урока: 1. Проанализировать основные эпизоды романа, в которых раскрывается её внутренний мир.

2. Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини.

3. Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев.

4.Показать средства создания образа Татьяны.

5. Охарактеризовать отношение автора к Татьяне.

6. Понять, почему идеал Пушкина воплощен в женщине.

7. Развивать умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои.

№ 3

№ 4


II.

1.















2.

Стадия осмысления

Погружение в мир художествен-ного слова.













Средства раскрытия образа.

35 мин.

24 мин.













1 мин.

Проанали-зировать основные эпизоды романа, в которых раскрывает-ся внутрен-ний мир Татьяны.

Раскрыть глубину, цельность, поэтичес-кую одухотво-ренность натуры главной героини.

Развивать умение анализиро-вать мысли и чувства не только героев произведе-ния, но и свои.





Показать средства создания образа Татьяны.

При подготовке к уроку у вас было (опережающее) предварительное задание: выписать цитаты, характеризующие образ Татьяны. Сегодня, работая на уроке, вы воспользуетесь ими.

Работа в группах:

1-я группа - «Итак, она звалась Татьяной»

- Татьяна и Ольга

- «Дика, печальна, молчалива…»

- Задумчива, мечтательна

- Близка к природе

- Писала по -французски, «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

2-я группа-«Пора пришла, она влюбилась. »

- «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

- « Одна с опасной книгой бродит…»

- « Дай, няня, мне перо, бумагу…»

- Письмо: «Я знаю, ты мне послан богом…».

- « Заветный вензель О да Е.»

- «Учитесь властвовать собою…» - « Она внимала чуть дыша».

3- группа- «Уж не пародия ли он?»

- «Татьяна верила преданьям…»

- «И снится чудный сон Татьяне…» (Сон-это ключ к пониманию ее души)

- В доме Онегина: «И ей открылся мир иной…»

- « И начинает понемногу моя Татьяна понимать того…»

4- группа- « Ужель та самая Татьяна?»

- «Как изменилася Татьяна! - Богиня царственной Невы!»

-« Ужель та самая Татьяна?..»

-«Сидит, не убрана, бледна…»

-Давайте вспомним, какие средства раскрытия образа Татьяны использует автор?



№ 5

№ 6-7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

№12

№ 13

№ 14

№ 15

№ 16

№17

№ 18

№19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№24

№ 25

№ 26

№ 27

Татьяна росла в поместье родителей, и этот "прелестный уголок" воспитал в ней любовь к природе, к старинным обычаям, ко всему естественному и прекрасному, что сделало ее душу неповторимой и, как подчеркивает Пушкин, "русской душою". Казалось бы, в ней нет ничего необычного: она" верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", с трепетом слушала сказки няни, ее" тревожили приметы", но в то же время "она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Почему? Потому что в ней не было притворства, кокетства и жеманства, считавшихся неотъемлемыми чертами светских барышень, и хотя семья Лариных выделялась среди других помещичьих семей простотой и естественностью поведения, Татьяна выделялась даже и в ней. Она была незаурядной личностью. В куклы не играла, дамам высшего общества не подражала. Татьяна с детства отличалась от кокеток тем, что у нее был богатый внутренний мир, пытливый созерцательный мир. Пушкинская Татьяна, несмотря на то, что была «дика, печальна, молчалива», все же «от небес одарена Умом и волею живой, И своенравной головой…».

Вероятно поэтому, выйдя замуж и попав в свет - заметно выделялась и там.

Портрет, авторская характеристика, отзывы других героев о ней, внутренний монолог (письмо, сон), монолог в конце романа.







Работа с текстом

(анализ,

цитиро-вание)















Чтение наизусть письма Татьяны.







Ответы учащихся

3.

Литератур-ные критики о героине.

5 мин.

Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев.

«Но я другому отдана, я буду век ему верна»

- Осуждаете или оправдываете вы Татьяну?

В.Г. Белинский и Ф.М. Достоевский о Татьяне в конце романа. Кто, с вашей точки зрения, более прав? Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?

Современница поэта А.Т.Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил»,-ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке - то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет - свет, этот страшный авторитет для Онегина».

Достоевский писал: «Это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины.»

Она не торжествует победу, не стремится отомстить за прошлые униженья. Она не желает играть в дешевые светские игры, не приемлет отношений за спиной у мужа, и хотя снова сознается в своей любви к Онегину, отвергает его ухаживания. Такого урока Онегину прежде никто не преподавал.

№ 28-№29

«А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя. К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя. К концу романа Татьяна приближается к своему первообразу святой христианской мученицы Татианы, в честь которой ее нарекли.

Это поступок человека высокой нравственности с глубоко осознанным чувством собственного достоинства. Татьяна отказалась от любви человека, которого сама любила много лет, ради того, чтобы не запятнать в обществе честное имя своего мужа.

Чтение наизусть-монолог Татьяны

4.







5.

Любимая героиня Пушкина.







Почему идеал воплощён в женщине?

3мин.







2мин.

Показать отношение автора к Татьяне.





Оценить значение образа Татьяны.

« Я так люблю Татьяну милую мою…» Интонация, с которой Пушкин описывает Татьяну, выдает его с головой. Это тот самый идеал, к которому поэт, возможно, стремился всю жизнь ."Наука страсти нежной" была ему знакома не меньше, чем Онегину, он хорошо знал и "умел тревожить сердца кокеток записных", но любить хотел такую девушку, как Татьяна.

Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни, но не изменяет своему внутреннему миру.- Приведите цитаты, в которых дана авторская оценка Татьяны.

- Ваше мнение? Потом зачитываются выводы на слайде.

№ 30







№ 31

«Моя Татьяна…»;

«Мой верный идеал»; «Моя душа…»;

«Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью,…

Погибнешь, милая…», «Моей мечтательницы милой…» ,«Как томен взор её чудесный!»

Пушкин не то что не осуждает Татьяну, он защищает ее: «За что ж виновнее Татьяна? /За то ль, что в милой простоте /Она не ведает обмана / И верит собственной мечте?»




Работа с текстом (цитатами)

III.

1.

Стадия рефлексии:

Афиширо- вание -

"Пять чувств"

4 мин.

2 мин.

Ваша оценка Татьяны? (запишите 5 самых важных, по-вашему, черт героини)

Мечтательность,

замкнутость,

искренность,

доверчивость,

наивность;

откровенность, молчаливость, задумчивость, чувствительность, простота;

«Дика, печальна, молчалива…»; « умна, открыта, трепетна, нежна» , способна к самопожертвованию.

Запись в тетради

2.

Итоги урока.

2мин.

Отражение своего «проникновения» в духовный мир пушкинской героини:

- Что нового узнали о Татьяне?
- Стала ли теперь Татьяна ближе и понятнее для вас?
- О чем заставил задуматься данный урок?
- Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?
- Чем удивил урок? Состоялось ли «открытие»?

- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин?

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найти».

Мне кажется, что такие понятия как верность, чистота, благородство, воплощенные Пушкиным в образе Татьяны, не устарели до сих пор. Да, отношения между мужчиной и женщиной в чем-то стали проще и примитивнее, но каждый человек, мечтая о настоящей и единственной на всю жизнь любви, имеет в виду именно такое, красивое и подлинное чувство, как у Татьяны к Онегину.

№ 32



№ 33

Способность к самопожертвованию свойственна Татьяне. Она пронесла любовь к Онегину через всю жизнь, первой призналась ему в любви, вынесла унизительность его отказа, не потеряла достоинства, поняв легкомысленность отношения Евгения к ней, и сумела построить свою жизнь, "властвуя собой". Отдав руку мужу, она никогда его не предаст.

Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить заново.

Ответы учащихся

IV.

Стадия экстенсии:

Творческое домашнее задание

1 мин.

Сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем.

Спасибо за урок

№ 34

№ 35

Я благодарю вас за работу. Урок окончен.



12


© 2010-2022