Опыт целостного анализа поэмы А. А. Блока «Соловьиный сад»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рыжова Е.Д.

Опыт целостного анализа поэмы А.А. Блока «Соловьиный сад»

А.А Блок «Соловьиный сад»

1

Я ломаю слоистые скалы

В час отлива на илистом дне,

И таскает осел мой усталый

Их куски на мохнатой спине.

Донесем до железной дороги,

Сложим в кучу, - и к морю опять

Нас ведут волосатые ноги,

И осел начинает кричать.

И кричит, и трубит он, - отрадно,

Что идет налегке хоть назад.

А у самой дороги - прохладный

И тенистый раскинулся сад.

По ограде высокой и длинной

Лишних роз к нам свисают цветы.

Не смолкает напев соловьиный,

Что-то шепчут ручьи и листы.

Крик осла моего раздается

Каждый раз у садовых ворот,

А в саду кто-то тихо смеется,

И потом - отойдет и поет.

И, вникая в напев беспокойный,

Я гляжу, понукая осла,

Как на берег скалистый и знойный

Опускается синяя мгла.

2

Знойный день догорает бесследно,

Сумрак ночи ползет сквозь кусты;

И осел удивляется, бедный:

"Что, хозяин, раздумался ты?"

Или разум от зноя мутится,

Замечтался ли в сумраке я?

Только все неотступнее снится

Жизнь другая - моя, не моя...

И чего в этой хижине тесной

Я, бедняк обездоленный, жду,

Повторяя напев неизвестный,

В соловьином звенящем саду?

Не доносятся жизни проклятья

В этот сад, обнесенный стеной,

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

Каждый вечер в закатном тумане

Прохожу мимо этих ворот,

И она меня, легкая, манит

И круженьем, и пеньем зовет.

И в призывном круженье и пенье

Я забытое что-то ловлю,

И любить начинаю томленье,

Недоступность ограды люблю.

3

Отдыхает осел утомленный,

Брошен лом на песке под скалой,

А хозяин блуждает влюбленный

За ночною, за знойною мглой.

И знакомый, пустой, каменистый,

Но сегодня - таинственный путь

Вновь приводит к ограде тенистой,

Убегающей в синюю муть.

И томление все безысходней,

И идут за часами часы,

И колючие розы сегодня

Опустились под тягой росы.

Наказанье ли ждет, иль награда,

Если я уклонюсь от пути?

Как бы в дверь соловьиного сада

Постучаться, и можно ль войти?

А уж прошлое кажется странным,

И руке не вернуться к труду:

Сердце знает, что гостем желанным

Буду я в соловьином саду...

4

Правду сердце мое говорило,

И ограда была не страшна.

Не стучал я - сама отворила

Неприступные двери она.

Вдоль прохладной дороги, меж лилий,

Однозвучно запели ручьи,

Сладкой песнью меня оглушили,

Взяли душу мою соловьи.

Чуждый край незнакомого счастья

Мне открыли объятия те,

И звенели, спадая, запястья

Громче, чем в моей нищей мечте.

Опьяненный вином золотистым,

Золотым опаленный огнем,

Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном моем.

5

Пусть укрыла от дольнего горя

Утонувшая в розах стена, -

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

И вступившая в пенье тревога

Рокот волн до меня донесла...

Вдруг - виденье: большая дорога

И усталая поступь осла...

И во мгле благовонной и знойной

Обвиваясь горячей рукой,

Повторяет она беспокойно:

"Что с тобою, возлюбленный мой?"

Но, вперяясь во мглу сиротливо,

Надышаться блаженством спеша,

Отдаленного шума прилива

Уж не может не слышать душа.

6

Я проснулся на мглистом рассвете

Неизвестно которого дня.

Спит она, улыбаясь, как дети, -

Ей пригрезился сон про меня.

Как под утренним сумраком чарым

Лик, прозрачный от страсти, красив!...

По далеким и мерным ударам

Я узнал, что подходит прилив.

Я окно распахнул голубое,

И почудилось, будто возник

За далеким рычаньем прибоя

Призывающий жалобный крик.

Крик осла был протяжен и долог,

Проникал в мою душу, как стон,

И тихонько задернул я полог,

Чтоб продлить очарованный сон.

И, спускаясь по камням ограды,

Я нарушил цветов забытье.

Их шипы, точно руки из сада,

Уцепились за платье мое.

7

Путь знакомый и прежде недлинный

В это утро кремнист и тяжел.

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

Или я заблудился в тумане?

Или кто-нибудь шутит со мной?

Нет, я помню камней очертанье,

Тощий куст и скалу над водой...

Где же дом? - И скользящей ногою

Спотыкаюсь о брошенный лом,

Тяжкий, ржавый, под черной скалою

Затянувшийся мокрым песком...

Размахнувшись движеньем знакомым

(Или все еще это во сне?),

Я ударил заржавленным ломом

По слоистому камню на дне...

И оттуда, где серые спруты

Покачнулись в лазурной щели,

Закарабкался краб всполохнутый

И присел на песчаной мели.

Я подвинулся, - он приподнялся,

Широко разевая клешни,

Но сейчас же с другим повстречался,

Подрались и пропали они...

А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

(6 января 1914 - 14 октября 1915)

Тонкий лирик и мастер композиции Александр Блок внес большой вклад в русскую и мировую классическую поэзию. Отдавая дань романтизму и символизму, поэт создает прекрасное произведение - поэму «Соловьиный сад», в которой витиевато, красиво и загадочно говорит о смысле жизни и месте человека в ней. Именно эта поэма принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока (не случайно его часто называли певцом «Соловьиного сада»). В поэме обобщены мотивы многих стихотворений («Земное сердце стынет вновь…», «Как свершилось, как случилось?», «На разукрашенную елку…» и другие), в которых затрагивался вопрос о назначении писателя в жизни, о долге человека перед обществом.

Стихотворения Блока всегда точно датированы. Поэма «Соловьиный сад» была написана 6 января - 14 октября 1915 года. Шла Первая Мировая война. Не только для поэта, но и для любого человека это было особенно тревожное время, когда наиболее остро ощущались жизненные противоречия. Незадолго до этого возникла строчка - «Мы дети страшных лет России». Примерно в это же время И.А. Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско», где содержатся раздумья о судьбе цивилизации - тема актуальная для большинства писателей в этот период.

Поэма «Соловьиный сад» - это исповедь лирического героя, рассказ о его стремлении обрести покой и счастье в соловьином саду, о разочаровании и возвращении к прежней жизни труженика. «Сердце» поэмы - в изображении трагического разрыва между тягой к счастью и красоте и сознанием невозможности забыть о «страшном мире».

Поэма невелика по объему, но сложна по форме и содержанию из-за своей символичности и многозначности.

Многозначно уже название поэмы "Соловьиный сад". Оно обращает нас ко многим источникам. Во-первых, к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный. Во-вторых, образ сада как символа красоты, недостижимого счастья, искушения предстаёт в русских народных и восточных сказках.

Композиция поэмы символично - 7 глав и кольцевое построение произведения (оно начинается и заканчивается на берегу моря). Повествование ведется от первого лица, что придает произведению характер и интонацию исповеди, искреннего и чистосердечного повествования о пережитом. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трех глав. Уже с четвертой главы герой попадает в сад. Пребыванию в саду, то есть второй теме, посвящено всего 3 строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду - одиночество, бессмысленность существования.

В первой главе воссоздана картина изнурительного труда каменотеса:

Я ломаю слоистые скалы

В час отлива на илистом дне,

И таскает осел мой усталый

Их куски на мохнатой спине.

Донесем до железной дороги.

Сложим в кучу, - и к морю опять...

Работа тяжка не только для человека, но и для животного. Ее монотонность, однообразие передано словами: донесем... сложим... и к морю опять. Все повторится не раз.

Не так уж много в русской поэзии произведений, в которых была бы такая разнообразна инструментовка стиха, как в поэме Блока. Обратимся к приведенной строфе. В ней чередуются:

1 строка: сл - ск

2 строка: с - ст

3 строка: ск - с - ст

4 строка: ск - сп

Повторение согласных (с - ст - ск) как-то передает усталую поступь хозяина и осла.

Важную роль во второй главе играют зарисовки природы. Они помогают понять, как зарождается и созревает мысль о бегстве от "жизни проклятий" в спокойный и безмятежный соловьиный сад. Мечты и томленья появляются в вечерний час, когда "знойный день догорает бесследно". Несколько раз упоминаются признаки наступающей ночи: "в закатном тумане ", "сумрак ночи", "в синем сумраке". В знойном вечернем тумане и затем в ночном сумраке не видно ясных очертаний предметов, все вокруг кажется зыбким, неопределенным, таинственным. "В синем сумраке белое платье" мелькает, словно какое-то призрачное видение. "Непонятным" назван напев, который раздается в саду. Своим "круженьем и пеньем" девушка манит к себе, как волшебная, сказочная сила. В этой главе обрисован образ Прекрасной Дамы: «белое платье», «она лёгкая», «манит», «зовет», то есть образ дан в традиционной для Блока манере. Образ женщины зыбок. Ее влекущее очарование передано повторами отдельных слов, выражений, звуков, внутренней рифмой (круженьи - пеньи).

В третьей главе перед читателем раскрывается "диалектика" нелегкой душевной борьбы. Решение идти в соловьиный сад не возникает так сразу, внезапно. Бросив осла и лом, "хозяин блуждает влюбленный", вновь приходит к ограде, "идут за часами часы". "И томление всё безысходней" - оно должно обязательно вскоре разрешиться. И, вероятно, это произойдёт сегодня. Хорошо знакомая дорога кажется таинственной именно сегодня. "И колючие розы сегодня опустились под тягой росы" (Очевидно, они не будут задерживать своими колючими шипами гостя, если он направится в сад). Герой пока ещё только ставит перед собой вопрос: "Наказание ли ждет, или награда, если я уклонюсь от пути?". Но если мы вдумаемся в этот вопрос, то сможем сказать, что уже по существу сделан выбор. "А уж прошлое кажется странным, и руке не вернуться к труду". Перелом в душе героя уже произошел, для нас ясно, что он, не удовлетворенный прежней жизнью, постарается осуществить свою мечту.

Центральной частью в композиции поэмы является четвёртая, в которой герой попадает в сад. Он не разочаровывает лирического героя: "прохладная дорога" (после зноя), лилии (цветок Прекрасной Дамы в ранней поэзии Блока, а в Библии атрибут Девы Марии, символизирующий её чистоту) с двух сторон дороги, "запели ручьи", "сладкая песнь соловья". Он испытывает "незнакомое счастье"; сад даже превзошёл мечту о прекрасном. Таинственность сада подчеркивается использованием неопределенных местоимений: «что-то», «кто-то». В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни.

Седьмая глава - возвращение к знакомой дороге, где все так памятно и по-своему дорого: и камней очертание, и тощий куст, и «скала над водой…». Казалось бы, оставив соловьиный сад, герой будет по - прежнему продолжать свой труд. Но на прежнем месте не оказалось ни хижины, ни осла, лишь валяется ржавый, затянувшийся песком лом, а привычный путь оказался «кремнист и тяжел». Слово кремнист воскрешает в нашей памяти строки Лермонтова:. «Выхожу один я на дорогу / Сквозь туман кремнистый путь блестит». Эта ассоциация обогащает наше восприятие мироощущения героя, его одиночества и неприкаянности. Герой оказался лишенным всего. Нет ни хижины, ни «товарища бедного», сохранился лишь ржавый лом, «затянувшийся мокрым песком...».

Попытка ломать камень "движеньем знакомым" встречает сопротивление. "Краб всполохнутый" "приподнялся, широко разевая клешни", словно протестуя против возвращения к работе того, кто уже потерял на нее право. Его место теперь занял другой. Таким образом, на вопрос лирического героя: «наказание ли ждет иль награда, если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы в сцене столкновения крабов.

Композиция поэмы явно символична, и ученые ведут споры о вариантах ее расшифровки. В отдельных работах высказывалась мысль, что семь глав поэмы соответствуют семи дням недели. Герой, дескать, нарушил завет, данный человеку свыше: в поте лица добывать хлеб свой насущный. Поэтому он и был наказан. Заметим, что поэма лишена назидательности. Да и ее сюжет не укладывается во временные рамки недели.

Каждая из глав - определенный этап жизни героя, его мироощущения. Первая глава - о безрадостной жизни бедняка; вторая - мечта об иной жизни; третья - раздумья о выборе пути; четвертая - в царстве «сада»; пятая - воспоминания о прошлом; шестая

- бегство из мира сказки; седьмая - возвращение к пустынному берегу. Каждая из глав имеет свою эмоциональную тональность, свою интонацию (повествовательную и разговорную, напевно-эмоциональную).

В образах поэмы нет ничего натянутого, сложного, требующего особых пояснений, однако некоторые из них неоднозначны.

Образ сада многозначен. С одной стороны, сад - это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. Соловьиный сад - это своеобразное испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о "страшном мире". А с другой стороны, соловьиный сад - это символ красоты, любви, покоя.

Антитеза ему - каждодневный груд каменотеса: слоистые скалы, каменистая дорога, хижина - это метафоры нелегкого пути человека-труженика. Рокот волн, шум прилива, рычанье прибоя, крик осла - все это символизирует жизнь с ее многоголосьем, суетой и треволнениями.

Осёл присутствует во всех главах, кроме четвёртой. Он всегда "усталый" и "бедный". С одной стороны, осёл - символ реального мира, низкой действительности. С другой стороны, это образ помощника, который помогает герою выполнять грязную, трудную работу, а потом своими криками напоминает ему об оставленном трудовом пути, о долге. В Библии осёл одним из первых среди животных признал Христа и в то же время представляет собой повиновение. Это не противоречит блоковскому образу: каждый должен пройти свой путь, не уклоняясь, до конца, каким бы трудным он ни был. И награда ждёт того, кто это делает. Валаам, посланный проклясть израильтян, не увидел Божьего ангела, а его ослица увидела, помогла Валааму увидеть и уверовать. Мне кажется, что и в поэме Блока осёл помогает герою вернуться на правильный путь - путь труженика. Правда, когда герой возвращается, он не находит своего осла, но это и является наказанием за отступничество, за отказ от прежних идеалов, от предначертанного свыше пути.

Розы являются важнейшим символом мечты, счастья, без которого невозможно существование соловьиного сада: "по ограде…лишних роз к нам свисают цветы", "и колючие розы сегодня опустились под тягой росы", "утонувшая в розах стена". В Греко-римской мифологии роза - цветок Афродиты, символизирующий любовь. В этом значении роза стала традиционным символом романтической поэзии. В райском саду также цвели розы, но никаких шипов у них не было. В средневековой куртуазной культуре рисовали деву, окружённую розовым садом: шипы растения оберегали целомудрие невесты.

У Блока роза получает иное значение: это символ пустых иллюзий, элемент красивости, а не подлинной красоты. То же можно сказать и об образе соловья. В романтической поэзии это символ настоящего искусства, в котором внешняя невзрачность противопоставлена внутренней красоте и таланту. У Блока соловьи поют в зачарованном саду: "не смолкает напев соловьиный", "в соловьином звенящем саду", "сладкой песнью меня оглушили, взяли душу мою соловьи". Но их песня - часть манящей несбыточной мечты, искушение, соблазн. Она противопоставлена крику осла и рокоту моря, которые символизируют жизнь с её тревогами, трудом, заботами. «Рокотание моря», «рокот волн», «отдаленный шум прилива» оказываются намного сильнее соловьиной песни: «Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна».

Соловей и роза - традиционные в мировой лирике образы нежной любви, а море у многих поэтов выступает как символ жизни. Можно сказать, что Блок утверждает необходимость подчинить личные интересы общественным.

В поэме два пласта лексики. Один - разговорный, бытовой. Другой - романтической поэзии. Заметим, пласты эти не изолированы, а органически взаимодействуют. Разговорная лексика преимущественно встречается в главах, повествующих о жизни героя вне соловьиного сада. Слова же и выражения поэтического ряда - в главах о «саде».

Обратимся к первой главе. Здесь обнаружим слова и выражения бытовые: таскает, мохнатая спина, волосатые ноги, сложим в кучу, идет налегке хоть назад, понукая осла. И рядом слова и выражения иного плана: отрадно, тенистый раскинулся сад, не смолкает напев соловьиный, шепчут ручьи и листы, напев беспокойный, берег скалистый и знойный, опускается синяя мгла.

В пятой же главе преимущественно такие выражения: укрыла от дальнего горя, утонувшая в розах стена, песнь не вольна, вступившая в пенье тревога, рокот волн, во мгле благовонной и знойной, надышаться блаженством, не может не слышать душа; слова: видение, поступь. Слов разговорной речи в этой главе мало.

В шестой главе наряду с поэтическими выражениями (мглистый рассвет, пригрезился сон, сумраком чарым, лик прозрачный, окно голубое, очарованный сон, нарушил цветов забытье) встречаются разговорные обороты: неизвестно которого дня, сон про меня, я узнал, что подходит прилив, задернул полог, уцепились за платье. Стоит обратить внимание на значение слова чарым. Оно образовано от существительного чары. Сумраком чарым означает волшебным сумраком.

В чем же смысл взаимодействия этих разных стилистических пластов? Вторжение поэтического языка в описание жизни бедняка воздает должное труду как долгу человека. Проникновение же разговорной лексики в повествование о «саде» во многом проясняет иносказательный характер поэмы. Да и само контрастное изображение двух миров (безрадостное существование каменотеса и праздная, полная веселья жизнь в саду) диктует отбор словаря, выразительных средств. В стилистическом полифонизме неповторимое своеобразие языка поэмы.

К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но оправдать поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание. Каким бы привлекательным ни казался соловьиный сад, как бы трудно ни было с ним расставаться, долг поэта идти в гущу жизни, откликаясь на ее призывы. Поэтому для Блока было особенно важно показать жизнь в соловьином саду столь пленительной и чарующей. И рассказывать о ней нужно было такими же пленительными, сладкозвучными стихами.

С одной стороны, это поэма о смысле жизни, о выборе своего жизненного пути, о нравственных ценностях и ориентирах в этой жизни. С другой - «Соловьиный сад» во многом автобиографичен, его можно рассматривать как поэтическую исповедь о творческом пути поэта в нем поэт прощается со своим романтическим прошлым. Когда Блок воспевал Прекрасную Даму, он не слышал "рокота" реальной жизни, его увлекала лишь идея о жреческом служении идеалу Вечной Женственности. Но вскоре поэт отказался от этого, выбрал подлинной жизни, ведь только она - источник творчества.

Своей поэмой Блок утверждает, что поэт должен активно участвовать в общественной жизни и выполнять свой гражданский долг, а не укрываться в безмятежном саду «чистого искусства». Вспоминая о литературных вкусах и увлечениях автора «Соловьиного сада», его литературных предшественников и учителей, можно назвать наряду с другими поэтами А.А. Фета, стихи которого хорошо знал и любил Блок. В частности, литературоведы находят связующие нити между поэмой Блока и стихотворением Фета «Ключ»:

Меж селеньем и рощей нагорной

Вьется светлою лентой река,

А на храме над озимью черной

Яркий крест поднялся в облака.

И толпой голосистой и жадной

Все к заре набежит со степей,

Точно весть над волною прохладной

Пронеслась; освежись и испей!

Но в шумящей толпе ни единый

Не присмотрится к кущам дерев.

И не слышен им зов соловьиный

В реве стад и плесканье вальков.

Лишь один в час вечерний, заветной,

Я к журчащему сладко ключу

По тропинке лесной, незаметной,

Путь обычный во мраке сыщу.

Дорожа соловьиным покоем,

Я ночного певца не спугну

И устами, спаленными зноем,

К освежительной влаге прильну.

Фет сумел передать чарующую и манящую прелесть «освежительной влаги», тенистой рощи и соловьиного зова. Таким же привлекательным изображен и соловьиный сад Блока. Лирический герой стихотворения «Ключ» стремится к тому блаженству, которое, мы видели, нашел за «утонувшей в розах стеной» герой «Соловьиного сада». Поэма напоминает стихотворение «Ключ» своей ритмикой, напевностью, сходными образами-символами.

Следует отметить, что литературоведы в своих исследованиях обратили внимание на подтекст "Соловьиного сада", на полемическую направленность этой поэмы Блока в отношении стихотворения А.Фета "Ключ". Такую мысль впервые высказал В.Я. Кирпотин в статье "Полемический подтекст "Соловьиного сада". К нему присоединились Вл. Орлов в комментариях к "Соловьиному саду", Л.Долгополов в монографии о поэмах Блока.

«"Соловьиный сад" - сложное и насыщенное иносказание, поэма в отвлеченных формах решающая важнейшие вопросы жизни и искусства, проблему взаимоотношений художника и общества. Эти вопросы являются тем художественным стержнем, вокруг которого развивается действие поэмы, ее сложный романтический сюжет», - отмечает последний.

Из черновиков поэмы можно видеть, что она строилась первоначально как рассказ от третьего лица. Заменив впоследствии лицо рассказчика, Блок сделал повествование более эмоциональным, близким читателю, внес в него автобиографические элементы. Благодаря этому, читатели воспринимают поэму не как рассказ о печальной судьбе какого-то бедняка, а как взволнованную исповедь рассказчика о своих переживаниях, о своей душевной борьбе. Смысл "Соловьиного сада" нельзя поэтому свести лишь к полемике с Фетом или другими сторонниками "чистого искусства". Эта поэма, делает вывод В. Кирпотин, была не только "ответом на многоразветвленный и шумный спор о назначении писателя и о путях русской интеллигенции". В своем произведении Блок "создал ответ, в котором прощался и со своим собственным прошлым, или, вернее, со многим из своего собственного прошлого". "Полемика с Фетом, - пишет и Л.Долгополов,- перерастала в полемику с самим собой".

Но нельзя ограничиться лишь таким автобиографическим прочтением, точно также, как нельзя и оставить его за рамками анализа. Подводя итоги, можно схематично изобразить три возможных толкования поэмы.

Во-первых, это отношение А.Блока к жизни, к своему долгу человека и поэта. Во-вторых, это поэма о поэзии и ее отношении к жизни. И, наконец, в-третьих, «Соловьиный сад» - произведение о смысле человеческой жизни.

Поэма «Соловьиный сад» загадочна и пленительна. Блок сумел выразить в ней свои эстетические и философские взгляды. Это произведение дает читателям возможность насладиться прекрасным русским языком, завораживающим своей звучностью, гармонией и красотой.

© 2010-2022