- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 9 классе Придаточные определительные
Конспект урока русского языка в 9 классе Придаточные определительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбакова К.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рыбакова Клавдия Владимировна
ГБОУ СОШ №292 Фрунзенского района
Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
Тема: Придаточные определительные.
Цели:
1. Методические:
А) повторение придаточных определительных;
Б) развитие речи:
---трансформация предложения;
---выразительное чтение;
---нахождение средств выразительности;
В) лексика:
---лексическое значение общеупотребительных слов, терминов;
Г) межпредметные связи:
---история;
---МХК;
---живопись;
---математика;
---география;
2.Педагогические:
А) опережающее обучение;
Б) работа с одаренными детьми в свете развития навыков, которые потребуются для решения (написания) ЕГЭ.
Ход урока.
-
Проверка Д/З.
Упр.107(чтение в исправленном виде (в упражнении присутствует нарушение синтаксических норм);
- вопросы: Что нужно было сделать? Как называются такие предложения?
Начертите схемы.
2) Тема урока записывается на доске: «Придаточные определительные.»
- чтение определения в учебнике ( стр.69 &11);
Дополнительные вопросы:
- что такое союзные слова?(синтаксическая функция частей речи(наречий, местоимений);
- какие знаем грамматические омонимы?(союзы, например, «что, когда, как» -это омоформы);
3) Работа с проекцией на экране / по колонкам/(см. приложение);
А)Вопрос: для чего нужно знать СПП с придаточными определительными? (правильно говорить, не допускать грамматических ошибок).
4) Работа со сборником заданий ЕГЭ.
А - 6
Делаем задание из сборника, затем берем пример, где замена возможна, записываем в тетрадь, обговариваем замену одной синтаксической конструкции другой, вспоминаем, что такие конструкции называются синтаксическими синонимами:
«Событие, которое писатель положил в основу сюжета новой повести, произошло в действительности. - Событие, положенное в основу…»
Обговариваем, что такое явление нужно как источник обогащения языка.
5) А - 25
Вспоминаем часть правила, где говорится о местоположении слова «который», выполняем предложенное задание (берем любое из сборника).
6) В - 6
Ищем в одном из вариантов заданий нужный ответ, доказываем, что это СПП с придаточным определительным.
Вывод: знание данной темы необходимо для выполнения заданий на ЕГЭ.
7) Работа с учебником.
А) Упр.110.
Чтение текста упражнения вслух.
Б) Вспоминаем личность художника К. Ф. Юона (российский и советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства; любил радость и красоту в природе и жизни. Охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древней архитектуры).
В) Даем толкование некоторым словам ( лавра - названия некоторых привилегированных православных монастырей (мужских), подчиняющихся патриарху; ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, создана в 1945 году.)
Г) Вспоминаем из географии о городе Сергиев Посад ( до 1991 г - Загорск, назван в честь Сергия Радонежского, духовный центр православной России, в нем - более 50-ти действующих церквей. Жемчужина Золотого Кольца России.)
Д) Знакомство с репродукцией картины «Весенний солнечный день».
Е) Нахождение средств выразительности в тексте (н-р, «сверкающие, глубокие, синие, веселая» - эпитеты, «жемчужина пейзажной живописи» - метафора).
Ж) Объяснение значений непонятных слов («снующей» - беспорядочно перемещающейся, «разноликой» - разнообразной.)
З) Работа по заданию учебника: нахождение СПП с придаточными определительными, изображение их в виде схем.
8) Подведение итогов урока.
- Учащиеся проговаривают, чем они занимались на уроке и что узнали нового.
9) Д/З: Разбор предложения: Меня раздражает и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск. (Дается без знаков препинания).
Использованная литература:
-
Учебник русского языка 9 класс под редакцией М.М.Разумовской;
-
ЕГЭ 2012.Сборник заданий под редакцией И.П.Цыбулько;
-
К.В.Воробьева, Е.В.Сергеева «Тестовые задания по русскому языку.»
Подготовка к ЕГЭ 5 - 9 класс «Азбука» 2012 г.