Морфологический разбор имени числительного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Тема урока: «Морфологический разбор имени числительного»

Цель: создать условия для:

ознакомления уч-ся с порядком морфологического разбора имени числительного, привития навыка ; формирования умения правильно проводить морфологический разбор имени числительного.

Задачи образовательные:
• проверить качества знаний, полученных при изучении числительных;

Задачи развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей (умение вести диалог).

Задачи воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, развивать речевую культуру;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: урок применения знаний

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная.
Ход урока:

I. Организационный этап.

- Проверьте, пожалуйста, всё ли приготовлено для урока: учебник, тетрадь, ручки, карандаши, линейка.

Деловой настрой

- Для чего мы приходим на урок? (Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания? (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

II. Мотивация к учебной деятельности

На доске написана дата с использованием имени числительного.
- Ребята, что вы заметили в записи сегодняшней даты?
- Дата написана цифрой, а не словами.
Задание:

- запиши дату урока прописью.

Прочитай девиз:

"Расчёт во всяком деле нужен,

И ты с числительным будь дружен!"

Девиз написан на доске, учащийся сам его читает.

III Актуализация опорных знаний

  1. Игра «Пионербол». - Я бросаю мяч и начинаю предложение, кто мяч, должен его закончить. Если ученик не знает ответ, то обращается к учебнику.

  • Имя числительное обозначает … количество, число, порядок при счете

  • Числительное отвечает на вопросы …сколько? какой?

  • Числительные делятся на …количественные и порядковые

  • В предложении числительные могут быть …любым членом предложения

  • Простыми числительными называются …числительные, состоящие из одного слова

  • Составными числительными называются …числительные, состоящие из двух и более слов

  • Сложные числительные - это …числительные, содержащие несколько корней

  • Количественные числительные могут обозначать …целые числа, дробные и собирательные

  • Числительные, обозначающие целые числа, изменяются…по падежам и родам

  • Дробное числительное состоит из …числителя и знаменателя

  • При склонении дробных числительных …изменяются обе части: числитель - как количественное числит., знаменатель - как прил.

  • Собирательные числительные сочетаются с …существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и употребляющихся только в форме мн. ч.

  • Порядковые числительные изменяются …по падежам, числам и родам

  • Числительные можно записать словами и…цифрами

2. Синтаксическая пятиминутка

- Разберите синтаксически предложение.

- Охарактеризуйте имена числительные.

В 1914 году в 76 библиотеках было около 50 миллионов томов интереснейших книг.

IV. Изучение нового материала

- Подумай и скажи, что мы еще не знаем об имени числительном? Чем

заканчиваем обычно изучение любой части речи?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Правильно, морфологический разбор имени числительного. Запишем тему в тетрадь.

- Зачем нужно знать порядок морфологического разбора любой части речи? (Чтобы систематизировать знания о части речи)

Что мы должны узнать сегодня на уроке? (порядок морфологического разбора имени числительного)

Чему мы должны научиться? (выполнять морфологический разбор числительного).

Я предлагаю поработать с теоретическим материалом учебника.

- Откройте свои учебники на стр.59

Морфологический разбор имени числительного включает выделение трех основных постоянных признаков (разряд по значению, морфологическая структура, особенности склонения) и двух непостоянных (род, падеж и число, если они есть).

Схема морфологического разбора имени числительного.

I. Часть речи.

П. Морфологические признаки.

1.Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

1)разряд по значению;

2) морфологическая структура;

3) особенности склонения.

3. Непостоянные признаки:

1)падеж (если есть);

2) род (если есть);

3)число (если есть).

III. Синтаксическая функция. Ни один звук не нарушал глубокой тишины, кроме далёкого, утихающего тарахтенья телеги. (А. Куприн)

Образец морфологического разбора имени числительного.

I. Один - имя числительное, так как обозначает количество предметов.

II. Морфологические при знаки.

1.Начальная форма - один звук, один.

2. Постоянные признаки:

1) количественное, обозначает целое число;

2) простое по структуре;

3) склоняется как прилагательное.

3. Непостоянные признаки:

1) именительный падеж;

2) мужской род;

3) единственное число.

III. Имя числительное «один» в предложении употреблено при существительном «звук», согласуется с ним, следовательно, выполняет функцию согласованного определения.

IV. Закрепление изученного материала

1.Сделать морфологический разбор числительных:

Я прихожу в школу за пятнадцать минут до начала занятий

Первый снег выпал ночью.

Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.

V. Употребление числительных в пословицах и поговорках.

Объясните смысл пословиц:

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

  • У него семь пятниц на неделе.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • У умной головы сто рук.

  • Седьмая вода на киселе.

  • Один битый двух небитых стоит.

  • Одного поля ягода.

  • Дураку семь вёрст не крюк.

  • за семь вёрст киселя хлебать.

  • Стричь под одну гребёнку.

VI. Обобщение.

Что закреплялось сегодня на уроке?

Рефлексия

Оцениваем свои знания по теме урока

красная карточка - все понятно

зеленая - есть вопросы

синяя - материал не понял(а).


Есть ли у вас вопросы по теме «Имя числительное»?

Что вам показалось самым трудным в этой теме?


Оцениваем свою работу на уроке

Я отлично поработал!

Я хорошо поработал!

Я работал!

VII. Домашнее задание

  1. Выполнить упражнение №428

  2. Подготовиться отвечать на контрольные вопросы учебника (стр.62)

  3. Повторить написание слов, данных в рамочках, со стр.45 до стр. 63

По желанию. Творческое задание. Написать сочинение о школьной жизни, включив в текст не менее 7 пословиц с именами числительными, выполнить морфологический разбор одного числительного.

«На закуску»

  1. Распределительный диктант

В два столбика запишите имена числительные и существительные.

Пятёрка, пять, один, три, двойка, пятачок, тройня, двое, девятка, одиннадцать, пятый, тройник, пятьдесят, пятидесятилетие, тридцать пять, троиться.

- Какое слово не вошло никуда? (Троиться - глагол)



  1. Запись и отгадывание загадок.

  1. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

2.) Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (9)



© 2010-2022