Урок письма 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51 с. Березовка



Муниципальный этап конкурса «Лучший урок письма - 2014»







Номинация:

«Лучшая методическая разработка проведения

урока письма»


Урок письма:

«Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!»




Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 51 с. Березовка

Ольга Андреевна Сидорова







2014 год

«Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!»

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.

Эдуард Асадов

Предмет: русский язык

Класс: 8 класс. 2 часа

Количество учащихся: 22

Цели и задачи урока:

обучающая

  • возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание детей на ценностях родного языка, а также дать возможность учителям проявить себя в разработке новых методик проведения уроков русского языка;

развивающая

  • развить способности аналитически и творчески мыслить, проводить исследование, обобщать, целенаправленно выстраивать коммуникацию;

воспитательная

  • формировать активную гражданскую позицию, сопричастность к современным процессам общественной жизни;

  • развивать у молодых людей способность к сочинительству, тонкому выражению своих мыслей, а также способствовать укреплению дружественных связей между странами;

  • сконцентрировать внимание детей на ценностях родного языка.

Оборудование:

  • раздаточный материал (памятки, образцы эпистолярного жанра);

  • записи на доске;

  • рабочие тетради учащихся;

  • мультимедийная презентация;

  • компьютер, проектор, экран;

  • музыкальное сопровождение

Тип урока:

  • комбинированный (расширение, углубление и закрепление знаний)

Методы:

  • словесный;

  • практический;

  • наглядный;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный

Основные приемы:

  • объяснение;

  • беседа;

  • опрос;

  • интегрирование с литературой, с историей;

  • творческая работа (анализ текста);

  • наблюдение и анализ

Приложение:

  • памятка «Правила составления письма». (Приложение № 1)

  • работа с иллюстрациями. (Приложение № 2)

  • кумиры. (Приложение № 3)



Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Расписан весь урок по буквам и по нотам,

Но как тревожно мне идти в любимый класс.

Как будто в первый раз волнуюсь отчего-то

И начинаю я о письмах свой рассказ…

Релаксация:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

II. Вступительное слово учителя

«Я к вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать…» - писала Татьяна Ларина Онегину. «Я забываю о времени, беседуя с вами, любезный сын моего сердца. Будь у меня лист бумаги величиной с неба, а чернил столько сколько воды в море - всего этого недостаточно, чтобы выразить всю мою любовь к вам» - писала Прасковья Александровна Пушкину.

До изобретения телефона переписка занимала весомую часть жизни многих выдающихся людей. Мы сегодня поговорим с вами о почти ушедшем - о письмах; о писании писем. Увидим странички писем Льва Николаевича Толстого.

Эпистолярный жанр, так стали называть умение писать письма. Свое название он получил от греческого слова «epistole», означающего «послание, письмо».

Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. От них берет свое начало эпистолярный жанр в русском языке, который включает в себя и переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, замечательные письма Александра Сергеевича к друзьям, к своей супруге Наталье Николаевне и многое - многое другое. Целые романы создавались в виде переписки. А вот в лирический шедевр письмо превратилось под пером А. С. Пушкина.

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех кому эта наука не давалась, создавались особые руководства - «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера.

В разные эпохи менялись не только содержание и стиль писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Письмо укрывали по-разному. В словаре В. Даля конверт называется «оберткой, оболочкой, сорочкой письма». Придумали же «одежку» для писем в Вавилоне: написав клинописное письмо, вавилоняне замазывали его от чужих глаз слоем глины.

(Ребятам демонстрируются камень, деревянная дощечка, глиняная пластина, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумага).

Учитель: Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами?

(Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма. Употребляемую в наше время форму письма (обычную), так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в двадцатых годах девятнадцатого столетия в Англии.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами

Выясним, что такое письмо?

Подумаем, для чего нужны письма?

Составим схему написания письма

Научимся правильно заполнять адрес на конверте.

Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы писать писем. В них мы выражаем свои чувства, сообщает о чем-то, просим чего-то, благодарим за что-то.

III. Что такое письмо?

Учитель: Ребята! Как вы думаете, что можно назвать письмом?

(Учитель обобщает ответы детей и подводит итог)

  • Письмо - это текст.

  • Письмо - это общение и передача информации на расстоянии и во времени.

  • Письмо - совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.

  • Письмо передает наши чувства и эмоции.

IV. Подумаем, для чего нужны письма?

(Ответы учащихся)

V. Составление алгоритма написания письма

Учитель: Ребята! Для того чтобы вы правильно писали свои письма, мы составим сейчас вместе схему написания письма.

(Учитель задает вопросы, выслушивает мнение детей, обобщает ответы, подводит итог сказанному)

Учитель: Как вы думаете, из скольких частей состоит письмо?

3 части

  • Зачин

  • Информационная часть

  • Концовка

Учитель: По вашему мнению, что должна содержать I часть - «Зачин»?

  • Дата и место написания

  • Приветствие

  • Обращение

Учитель: От чего зависит, каким будет приветствие и обращение? (От того, кому адресовано письмо)

Учитель: Как вы напишите первую часть письма, если оно адресовано, например маме, другу, ветерану Великой Отечественной войны, президенту?

Учитель: Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение)

Учитель: Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции)

Учитель: Из чего, по вашему мнению, состоит концовка письма?

  • Прощание

  • Подпись

(Сказать о типах писем, какие бывают письма)

VI. Самостоятельная работа

Учитель: А сейчас, ребята, познакомимся с образцами писем «Из жизни замечательных людей». Ваша задача: внимательно прослушайте и определите, тип письма (личное, официальное), найдите доказательства.

Учитель: Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким - жене, брату, друзьям - небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный, с отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением правил этикета, нарушать который не мог себе позволить даже великий поэт. Вот пример только подписи такого письма:

«С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга Александр Пушкин»

Ученик: А вот примеры из писем Л.Н.Толстого.

Александру II

Ваше Величество!

В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.

Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас, чтобы были, ежели не наказаны, то обличены виновные в злоупотреблении своей властью, коей они были награждены по Вашей милости.

Вашего величества верноподданный Граф Лев Толстой

Ученик:

Дорогая, чудесная моя тетенька!

Тифлис. 6 января 1852 г.

Только что получил твое письмо и в тот же день отвечаю. Вы всегда подавали мне советы. К несчастью, я не всегда им следовал. Ты всегда упрекала меня за страсть к карточной игре, но, живя в лагере, нельзя не пристраститься к этому роду развлечения: ведь их так мало здесь! Я понимаю всю пагубность такой слабости и уверяю тебя, что как только я вернусь в С-Петербург, я тот час же все глупости брошу.

Прощай, дорогая тетенька. Левочка тысячу раз просит прощения и целует твои ручки.

P. S. Я все в Тифлисе сижу у моря. Жду погоды (то есть, денег)

Твой любящий племянник

Учитель: Сравните письма, укажите тип и его признаки (личное, официальное), проанализировать структуру.

Учитель: Молодцы. Вы узнали, что первое письмо - официальное, а второе личное. Верно определили лексические приметы, разновидность коммуникативной задачи, нашли отступление от классической структуры во втором письме (нет обращения).

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

Что, кому, зачем и где

Нужно говорить.

Чтобы соблюдать его, надо знать некоторые законы общения и правильно употреблять местоимения.

Ученик: В русском языке существуют два личных местоимения второго лица, предназначенных для обращения к собеседнику: «ты» и «вы».

«Ты» служит для обращения к одному собеседнику, «вы» - к нескольким. Близкие родственники и друзья при незначительных различиях в возрасте или особо близких отношениях говорят друг другу «ты».

К людям малознакомым и старшим по возрасту следует обращаться на «вы», такое обращение принято и при деловых отношениях. Обращение на «Вы» следует употреблять, если хочешь выразить особое уважение к обращаемому одному человеку. «Поздравляю Вас с праздником!»

Учитель: Если же этого не знать, то случаются казусы не только в письмах, но и в жизни. Например, вот такой.

(Сценка из сказки «Старик Хоттабыч». Отрывок «В кафе»).

Волька: Пожалуйста, 2 бутылки лимонада.

Официантка: Сейчас.

Хоттабыч: А ну, подойди-ка поближе, недостойная прислужница! Мне не нравится, как ты ответила на приказание моего друга и юного повелителя

Официантка: Я не понимаю, гражданин. Приказания никакого не было. Была просьба, и я пошла ее выполнять. Это во-первых. А во-вторых, у нас не принято «тыкать». У нас принято обращаться к незнакомым людям на «вы». И меня удивляет, что вам это неизвестно.

Хоттабыч: Ты что же, учить меня хочешь?! На колени! Или я превращу тебя в пыль .

Волька: Извините нас, пожалуйста. Не обращайте внимания на этого гражданина. Он приезжий и еще не освоился с нашими порядками.

Учитель: Частные письма - дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек. (Приложение № 1)

VII. Релаксация «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку - каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр!

Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за превосходный концерт.

VIII. Работа с текстом

(Текст 11 из сборника «ЕГЭ 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,2009»)

(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2) Что за причуда: в двадцатом веке - письма! (3) Как будто нет телеграфа и телефона. (4) Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя…

(5) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (6) Но произошел удивительный парадокс. (7) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (8) Да боже мой!

(9) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом… (10) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

(11) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (12) Но это все - мы. (13) Когда же "ты" останешься наедине с самим собой без реактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра - просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

(14) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.

(В.Солоухин)

Учитель: Сформулируйте проблемы, поднимаемые автором текста.

  • Убыстрение темпов жизни.

  • Нехватка времени современному человеку даже на письма.

  • Могущественность человечества в целом и слабость отдельного человека.

Определите позицию автора. (Выражена в последнем предложении.)

Совпадает ли она с основной мыслью текста? (Да.)

Определите стиль и тип речи. (Публицистический, рассуждение.)

А нужно ли писать письма и зачем? Выберите те задачи, которые, как вы считаете, необходимы для написания писем.

IX. Работа с конвертами

Учитель: Попытайтесь определить по состоянию конверта образ адресанта (лицо, пишущее письмо), адресата (лицо, которому адресовано письмо) и содержание письма. (Термины адресат, адресант записаны на доске и расшифрованы).

Для анализа предлагаются

  • конверт «девятнадцатого» века, издающий тонкий аромат французских духов и подписанный ровным каллиграфическим почерком;

  • большой желтый конверт, где в графе адреса отправления указан номер абонентского ящика;

  • конверт со штампами в графах места отправления и места назначения;

  • небрежно оформленный конверт с впечатляющей кляксой;

  • конверт без указания адреса места отправления, на котором адрес места назначения написан печатными буквами;

  • аккуратно оформленный цветными ручками конверт.

X. Работа с иллюстрациями

Учитель: Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены люди, «ждущие» или уже «получившие» письмо. Опишите их внутреннее состояние. Попробуйте пофантазировать и сочинить их истории. (Приложение № 2)

(Выполнение и чтение работ)

XI. Написание мини-сочинение на основе личного опыта

Учитель: Задумайтесь, ведь вы наверняка который день, месяц или год подряд забываете написать кому-то пару строк. Кто ждет вашего письма, ежедневно с надеждой проходя мимо почтового ящика? Кто будет счастлив, увидев знакомый почерк? Кто обрадуется вашему вниманию?

Запишите в нескольких предложениях кому и о чем вы хотели бы написать и от кого сами бы с радостью получили письмо.

(Чтение работ)

XII. Релаксация «Кумир» (Заранее узнаю, кто является для каждого ученика кумиром. На карточках раздаю «кумиров по жизни»). (Приложение № 3)

Учитель: Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

XIII. Домашнее задание

Учитель:

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

Составление писем по номинациям в конкурсе «Лучший урок письма»

Не вызовет оно проблем,

Решенья ход известен всем.

XIV. Итог урока

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.Урок письма 8 классУрок письма 8 класс

© 2010-2022