- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Умники и умницы по русскому языку»
«Умники и умницы по русскому языку»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рахимова Ф.Д. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Смак-Корсинская СОШ» Арского района РТ
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Умники и умницы»
Учитель русского языка и литературы Рахимова Фания Данисовна
2013г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Тема: Умники и умницы.
Цели: 1. Формировать орфографическую грамотность , творческие способности учащихся ;
2. Развивать речь , сообразительность , любознательность , интерес к родному языку ;
3. Расширить кругозор детей.
Ход урока
Сегодня у нас урок русского языка будет необычным. Он будет немного отличаться от других .Проведём мы его в виде интеллектуальной игры «Умники и умницы», но вместо конкурсов у нас будут задания по русскому языку.
- Вот на доске вы видите необычный волшебный цветок (ромашка).У этого цветка каждый лепесточек - волшебный , с заданием . Давайте посмотрим , что это за цветок такой.
-Для этого нам нужно разделиться на две команды. И каждой команде надо придумать название .(Дети делятся на команды).
На доске вывешен эпиграф к уроку:
Учите русский -годы к ряду ,
С душой , с усердием , с умом !
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
Сабир Абдулла.
-Итак , 1-ая команда … открывает один из лепестков.
1 задание: Превратим волка в козу
Эту словесную игру придумали английский математик Льюис Кэррол, автор «Алисы в стране чудес». Смысл игры в том , что составляется ряд слов , каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.
Например, превращаем волка в козу:
Волк-полк, пола-пора, кора-коза
При этом надо соблюдать следующие правила:
-
В слове можно менять только одну букву;
-
Нельзя переставлять буквы ,удлинять и укорачивать слово;
-
Начальные и конечные слова цепочки должны иметь логическую связь: волк-тигр, река-море, басня-песня.
А теперь поиграем. Нужно составить цепочки слов , называя только первое и последнее слово. Например, «превратите ночь в день ,рожь в муку, реку в море , эхо в хор , пять в семь , поэта в луну».
Побеждает тот, кто раньше других справится с заданием.
Ответ: Ночь-день. Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сеть-деть-день.
Рожь -мука. Рожь-ложь-ложа-лужа-луна-луза-муза-мука.
Река-море. Река-рука-мука-муза-луза-лужа-ложа-кожа-кора-гора-горе-море.
2 задание: Игра «Вверх-вниз».
-Образуйте новые слова , поочерёдно прибавляя к слову один звук.
Предлог у
Междометие у…
Имя существительное у…
Союз и…
Имя существительное и…
Союз и
Ответ: предлог - у
междометие - ух
имя сущ -ое -ухо
союз - или
имя сущ-ое-ил
союз - и
3 задание: «Отгадай шараду»
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким -сам звеню я на раздолье .
(колос-голос)
С глухим -траву она срезает ,
Со звонким -листья объедает.
(коса-коза)
С глухим согласным мы его читаем ,
Со звонким -в нём же обитаем .
(том-дом)
С глухим шипящим я -числительное ,
Со звонким -имя существительное.
(шесть-жесть)
С глухим шипящим -кругл , как мячик ,
Со звонким -как огонь горячий.
(шар-жар)
4 задание: Стихи и звуки .
Вы , наверное , знаете ,что в стихах важен не только смысл, но и то , как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е. Благининой и В.Орлова.
Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке? А во втором? Как вы думаете , почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных?
-
Дождик , дождик , не дожди,
Не дожди ты , подожди!
Выйди ,выйди , солнышко ,
Золотое донышко!
Е. Благинина
2. Тише, тише,
Тише , тише!
И тиха,
И неслышна
На деревья
И на крыши
Опустилась тишина. В. Орлова
Ответ: В первом отрывке 40 согл.зв., из них 30 звон.и 10 глух.А во втором отрывке на 32 согл.зв. приходится 20 глух. и 12 звон. Такая разница в звучании стих-ия связана с их содержанием .Первое стих-ие представляет собой звонкую закличку , громкое радостное обращение ребёнка к силам природы. А чтобы громко и звонко крикнуть дождю и солнцу , нужны звонкие звуки. Во втором стих-ии автор списывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согл. как никогда уместно.
5 задание: Лингвистический эксперимент .
Ударный гласный в русском языке выделяется силой звучания. В книге «Тайны слова «В.А. Иванова рассказывает ,как был продемонстрирован этот признак ударения с помощью свечи. Учитель зажёг свечу , поднёс её к губам и по слогам произнёс слово «ко-смо-навт». Пламя трижды заколебалось (ведь в слове три слога -три выдыхательных толчка ) и погасло. Почему свеча погасла при произнесении третьего слога?
Ответ: Потому что в слове «космонавт» последний слог-ударный , а ударный слог произносится «с силой», то есть , усиливается напор потока выдыхаемого воздуха.
6 задание: Игра «Кто больше?»
Участники игры на определённую тему , например ,«Школа», записывают слова сначала с ударением на первом слоге (школа ,парта, ручка) , затем на втором слоге (учебник, пенал), потом на третьем (ученик , перемена).Кто больше запишет слов и правильно поставит ударение , тот и победит .
В конце урока подводятся итоги. Считают очки обеих команд и представляют победителей .
Учитель сообщает , что такие уроки нужно проводить почаще ,здесь принимают участие весь класс и задействованы все учащиеся .Такие уроки развивают и мышление , потому что нужно думать , и сообразительность .Также можно дать задание , чтобы ученики сами попробовали с помощью учителя подготовить одно-два внеклассных занятия по русскому языку и литературе.