«Умники и умницы по русскому языку»

Цели: 1. Формировать орфографическую грамотность , творческие способности учащихся ;              2. Развивать речь , сообразительность , любознательность , интерес к родному языку ;              3. Расширить кругозор детей.              Сегодня у нас  урок русского языка будет необычным. Он будет немного отличаться от других .Проведём мы его в виде интеллектуальной игры «Умники и умницы», но вместо конкурсов у нас будут задания по русскому языку.             - Вот на доске вы видите необычный волшебный цветок (ромашка).У этого цветка каждый лепесточек – волшебный , с заданием . Давайте посмотрим , что это за цветок такой.             -Для этого нам нужно разделиться на две команды. И каждой команде надо придумать название .(Дети делятся на команды).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Смак-Корсинская СОШ» Арского района РТ









Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Умники и умницы»







Учитель русского языка и литературы Рахимова Фания Данисовна



















2013г.

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Тема: Умники и умницы.

Цели: 1. Формировать орфографическую грамотность , творческие способности учащихся ;

2. Развивать речь , сообразительность , любознательность , интерес к родному языку ;

3. Расширить кругозор детей.

Ход урока

Сегодня у нас урок русского языка будет необычным. Он будет немного отличаться от других .Проведём мы его в виде интеллектуальной игры «Умники и умницы», но вместо конкурсов у нас будут задания по русскому языку.

- Вот на доске вы видите необычный волшебный цветок (ромашка).У этого цветка каждый лепесточек - волшебный , с заданием . Давайте посмотрим , что это за цветок такой.

-Для этого нам нужно разделиться на две команды. И каждой команде надо придумать название .(Дети делятся на команды).

На доске вывешен эпиграф к уроку:

Учите русский -годы к ряду ,

С душой , с усердием , с умом !

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

Сабир Абдулла.

-Итак , 1-ая команда … открывает один из лепестков.

1 задание: Превратим волка в козу

Эту словесную игру придумали английский математик Льюис Кэррол, автор «Алисы в стране чудес». Смысл игры в том , что составляется ряд слов , каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.

Например, превращаем волка в козу:

Волк-полк, пола-пора, кора-коза

При этом надо соблюдать следующие правила:

  1. В слове можно менять только одну букву;

  2. Нельзя переставлять буквы ,удлинять и укорачивать слово;

  3. Начальные и конечные слова цепочки должны иметь логическую связь: волк-тигр, река-море, басня-песня.

А теперь поиграем. Нужно составить цепочки слов , называя только первое и последнее слово. Например, «превратите ночь в день ,рожь в муку, реку в море , эхо в хор , пять в семь , поэта в луну».

Побеждает тот, кто раньше других справится с заданием.

Ответ: Ночь-день. Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сеть-деть-день.

Рожь -мука. Рожь-ложь-ложа-лужа-луна-луза-муза-мука.

Река-море. Река-рука-мука-муза-луза-лужа-ложа-кожа-кора-гора-горе-море.

2 задание: Игра «Вверх-вниз».

-Образуйте новые слова , поочерёдно прибавляя к слову один звук.

Предлог у

Междометие у…

Имя существительное у…

Союз и…

Имя существительное и…

Союз и

Ответ: предлог - у

междометие - ух

имя сущ -ое -ухо

союз - или

имя сущ-ое-ил

союз - и

3 задание: «Отгадай шараду»

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким -сам звеню я на раздолье .

(колос-голос)

С глухим -траву она срезает ,

Со звонким -листья объедает.

(коса-коза)

С глухим согласным мы его читаем ,

Со звонким -в нём же обитаем .

(том-дом)

С глухим шипящим я -числительное ,

Со звонким -имя существительное.

(шесть-жесть)

С глухим шипящим -кругл , как мячик ,

Со звонким -как огонь горячий.

(шар-жар)

4 задание: Стихи и звуки .

Вы , наверное , знаете ,что в стихах важен не только смысл, но и то , как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е. Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке? А во втором? Как вы думаете , почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных?

  1. Дождик , дождик , не дожди,

Не дожди ты , подожди!

Выйди ,выйди , солнышко ,

Золотое донышко!

Е. Благинина

2. Тише, тише,

Тише , тише!

И тиха,

И неслышна

На деревья

И на крыши

Опустилась тишина. В. Орлова

Ответ: В первом отрывке 40 согл.зв., из них 30 звон.и 10 глух.А во втором отрывке на 32 согл.зв. приходится 20 глух. и 12 звон. Такая разница в звучании стих-ия связана с их содержанием .Первое стих-ие представляет собой звонкую закличку , громкое радостное обращение ребёнка к силам природы. А чтобы громко и звонко крикнуть дождю и солнцу , нужны звонкие звуки. Во втором стих-ии автор списывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согл. как никогда уместно.

5 задание: Лингвистический эксперимент .

Ударный гласный в русском языке выделяется силой звучания. В книге «Тайны слова «В.А. Иванова рассказывает ,как был продемонстрирован этот признак ударения с помощью свечи. Учитель зажёг свечу , поднёс её к губам и по слогам произнёс слово «ко-смо-навт». Пламя трижды заколебалось (ведь в слове три слога -три выдыхательных толчка ) и погасло. Почему свеча погасла при произнесении третьего слога?

Ответ: Потому что в слове «космонавт» последний слог-ударный , а ударный слог произносится «с силой», то есть , усиливается напор потока выдыхаемого воздуха.

6 задание: Игра «Кто больше?»

Участники игры на определённую тему , например ,«Школа», записывают слова сначала с ударением на первом слоге (школа ,парта, ручка) , затем на втором слоге (учебник, пенал), потом на третьем (ученик , перемена).Кто больше запишет слов и правильно поставит ударение , тот и победит .

В конце урока подводятся итоги. Считают очки обеих команд и представляют победителей .

Учитель сообщает , что такие уроки нужно проводить почаще ,здесь принимают участие весь класс и задействованы все учащиеся .Такие уроки развивают и мышление , потому что нужно думать , и сообразительность .Также можно дать задание , чтобы ученики сами попробовали с помощью учителя подготовить одно-два внеклассных занятия по русскому языку и литературе.



© 2010-2022