«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия: 1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте. 2. Определить ее вид. 3. Определить способ ее решения в зависимости от орфограммы. 4.Определить “шаги” решения, алгоритм. 5. Решить задачу. 6. Написать слово в соответствии с решением. В помощь учащимся я вывешиваю памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа, При точном соблюдении всех “шагов” алгоритма всегда приведет к правильному решению задачи. Приведу примеры алгоритмов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости.

Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.

Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:

1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.

2. Определить ее вид.

3. Определить способ ее решения в зависимости от орфограммы.

4.Определить "шаги" решения, алгоритм.

5. Решить задачу.

6. Написать слово в соответствии с решением.

В помощь учащимся я вывешиваю памятки - алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа, При точном соблюдении всех "шагов" алгоритма всегда приведет к правильному решению задачи. Приведу примеры алгоритмов.

Алгоритм проверки безударной гласной корня.

1 шаг. Найти в слове корень.

2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный?

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

да

нет

3 шаг. Измене слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое или проверочное слова.

Скажи, как надо писать корень. Проговори

Отчетливо. Проверь написанное.

Такое предписание я использую в конце второго класса для проверки простейших случаев, таких как, вода, сады, коза, грачи и т.д.

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога.

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

да

нет: пиши слитно, это приставка

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

«Формирование орфографической зоркости в начальных классах»

Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка

Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка

Слова для проверки алгоритма: набережная, на берегу реки, нарисовал.

Есть также алгоритмы:

  • проверки безударных падежных окончаний имен существительных (-и, -е)

  • употребление Ь после шипящих и на конце имен существительных

  • проверки употребления разделительного Ъ и другие.

Применение их идет в основном в третьем и четвертом классах.

Но далеко не все правила мне удалось свести к алгоритмам. Есть более простые алгоритмы (всего один шаг), есть слишком сложные (например, безударные личные окончания 1 и 2 спряжений глаголов).

Особое внимание я уделяю правописанию безударных гласных. Хочу предложить методику, по которой я работаю с 1 класса. Работа над безударными гласными начинается тогда, когда изучены гласные звуки и буквы А,О, И, Ы, У и согласный Н; слог и ударение также уже известны. Строго придерживаюсь следующей разработки:

№/№

ТЕМА

Работа над безударными гласными

1

Знакомство с ударением.

Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме.

2

Разделение гласных и согласных звуков и букв.

Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков, их особенности.

3

Подвижность ударения в слове.

В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написания гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол - столы)

4

Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографичес-кой зоркости.

Нахождение и выделение в слове безударной гласной, проверка ее написания (подбор проверочных слов), написание слова.

5

Знакомство с родственными словами.

Составление гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова (много - один; один - много).

Сразу выделяю группу слов для уровня 1 класса:

бегу - бег, бегаю; болит - боль, больно; варить - варит, варится; вода - водный, воды; гора - горы, горный; добро - добрый; зима - зимний; коза - козы, козочка; пишу - пишем; светло - свет; тепло - тёплый; солить - соль.

Если у детей возникают трудности при изменении слова так, чтобы безударная гласная стала ударной, то я сама произношу это слово. Вся работа в первом классе идет от игры к ученью. Игры такого плана: "Подбери букву", "Помоги Незнайке вставить букву" и т.д.

Во втором классе работа над безударной гласной уже усложняется, основными этапами становятся следующие:

  • выделение ударного слога ( в 1 классе - звука)

  • выделение безударного слога (в 1 классе - звука)

  • несовпадение звука и буквы в безударных слогах

  • умение видеть безударные слоги, безударные гласные

  • быстрота реакций у детей на изменение слова (к-са - косы, р-са - росы и т.д.).

Дети второго класса могут сами сформулировать правило безударной гласной. Затем правило читается по учебнику. Со второй четверти я ввожу понятие "однородные слова" и "корень". Это значительно облегчает работу по проверке безударных гласных. Соответственно расширяется алгоритм по проверке безударной гласной. Расширяется и группа слов для работы над безударной гласной; добавляю слова такие как: бачок, ведро, голосок, голубка, игра, листопад, овца, пахать, волосок, новогодний, доска, значок, почтальон, сидел, тишина, ходить и другие.

Предлагаю тексты, в которых нужно найти слова с проверяемой безударной гласной: По синим волнам океана, В тот год осенняя погода

Лишь звезды блеснуть в небесах,

Стояла долго на дворе.

Корабль одинокий несется,

Зимы ждала, ждала природа

Несется на всех парусах.

Снег выпал только в январе.

Даю задания такого вида: составить рассуждение для объяснения и проверки 5 безударных гласных; привести примеры; среди данных слов найти проверяемое и проверочное слово; подобрать родственные; найти орфограмму в словах; подобрать слова с безударной гласной (о, а, и, е, я).

Игры во втором классе уже предлагаю такого вида: "Подбери слово", "Кто больше", "Третий лишний", "Кто выбыл?".

Проверка безударных гласных в третьем классе переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов, в приставках и суффиксах - на основе других приемов (запоминание); безударные окончания проверяются через форму падежа. Основная тема в третьем классе - это корень и приставка. Поэтому большое внимание я уделяю составу слова.

Основные приемы работы учащихся в третьем классе:

- обнаруживание в тексте слов с безударной гласной; указание её места;

выделение ударного гласного; тренировка орфографической зоркости;

  • морфемный анализ слов;

  • словообразовательные упражнения;

  • использование "Орфографического словарика", выработка привычки пользоваться словарем;

  • построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова;

  • постепенный переход к сокращенным рассуждениям.

Предлагаю работу с такими словами и корнями слов как:

-боль-

-бел-

-жар-

городить

ремешок

-больш-

-земл-

-бок-

колотить

соловей

-брос-

-кат-

-лов-

молодой

олово

-вал-

-клев-

-свет-

полоса

выздороветь

-вар-

-коп-

-пис-

хорошенько

пепелище

-верт-

-креп-

-жив-

дорогой

топорище

-вод-

-мер-

золотой

полоскать

-гас-

-мир-

решето

-год-

-сел-

розоветь

-гол-

-работ-

говорить

-дав-

-лом-

зеленеет

-бедн-

-тер-

холодает


В четвертом классе работа по теме "безударная гласная усложняется, так как вводятся темы: правописание безударных падежных окончаний имен существительных; прилагательных; личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Здесь я уже большое внимание уделяю морфологическому разбору и падежам русского языка. Так же составляю алгоритм для проверки безударных гласных (уже конкретно по частям речи), отрабатываю их и сокращаю до минимума.

Использую все виды деятельности с первого по четвертый класс. Приведу примеры учебных видов деятельности по классам.

Первый класс:

  • звуко-буквенный разбор

  • списывание с печатного текста

  • списывание с проговариванием

  • запись под диктовку

  • нахождение орфограмм

  • исправление ошибок

Второй класс:

  • фонетический разбор

  • грамматический разбор слов (по частям речи)

  • синтаксический разбор предложения

  • изложения, сочинения (обучающие)

  • диктант "проверяю себя"

  • словарно-орфографическая работа

  • морфологический разбор (корень, окончание )

Третий класс: (к изученному ранее добавляется)

  • морфологический разбор слова

  • комментирование

  • свободные диктанты

  • обобщение материала

  • применение алгоритмов

  • самостоятельное письмо

  • таблицы приставок, суффиксов и другие

Четвертый класс: ( использую все приёмы, которые имели место ранее)

  • все виды языкового анализа

  • списывание

  • диктанты разных видов

  • изложения, сочинения

  • решение орфографических задач

  • самопроверка

  • исправление ошибок и другие

На основании проделанной работы провожу исследования по формированию орфографической зоркости отдельно по безударным гласным и другим орфограммам русского языка. Цель - увидеть, как дети вычисляют и видят орфограммы.



© 2010-2022