- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русской литературы Бежин луг И. С. Тургенева
Разработка урока русской литературы Бежин луг И. С. Тургенева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вотчель С.С. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русской словесности 7 класс.
Тема: «И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Рассказ «Бежин луг»
Цель урока:
расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения «Записок охотника»; показать мастерство И.С. Тургенева в описании пейзажа.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
презентация
Ход урока:
Орг момент. Приветствие. Сообщение целей урока. расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения «Записок охотника».(Слайд 1)
( Слайд 2)- Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Нам о нём сегодня расскажут наши ребята. ( Слайды 3-8)
(слайд 9) Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться, и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.
(Слайд 10) «Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. (Слайд 11) А « Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК
- Каков же он, Бежин луг? (Слайд 12) В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония - гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.
Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.
- Вас наверное удивило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.
- Представьте себе тихую росистую ночь;неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. (Слайд 13)
- Узнайте героев рассказа по описанию:
Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)
Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из - под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)
Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)
Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)
- Чем занимаются эти мальчики?
- Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
- Почему в этом произведении так много картин природы?
Слайд 14) - Что мы видим?
Слайд 15 Что называется пейзажем? Запишите понятие в тетради.
Пейзаж - это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня».
А) - Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода) (Слайд 16)
- Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце - не огнистое, не тускло - багровое, приветно - лучезарное, лиловое)
- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)
Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа - тему красоты природы - и создает светлое настроение.
Слайд 17) - А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.
- А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (Учащиеся читают эпизод описания летней ночи.)
(Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)
Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?
Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).
Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.
- Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа - к беседе мальчиков о домовых и леших.
Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи…, слайд 18)
Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны - их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
- Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
Слайд 19. Чтение слайда учителем.
Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек - часть природы.
Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
Слайд 20.. А теперь давайте подумаем, что помогло писателю так наглядно описать природу? (Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения)
Слайд 21 Посмотрите на доску, на ней вы видите выражения, словосочетания из рассказа. Определите, какими изобразительно-выразительными средствами они являются.
Слайд 22 Выводы урока. Чтение учащимися.
VII. Рефлексия, домашнее задание. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового о Тургеневе вы узнали? Для чего же писатели используют в своих произведениях описания природы
Домашнее задание. Слайд 23.